География 5 класс
Тема урока: Географические открытия(2)
Цели урока:
выяснить, как открывались материки Австралия, Антарктида;
раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев;
раскрыть подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников.
Когнитивный компонент урока: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.
Деятельностный компонент урока: изучить текст § 3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных- землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепроходцев в освоении новых земель.
Работа с учебником: комментированное чтение; составление на основе текста систематизирующей таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Организационный этап
После информации о состоянии погоды учитель и учащиеся обсуждают вывешенные рисунки, выполненные для задания 5.
Проверка домашнего задания
Как складывались представления о Земле в древние времена?
В чём вклад Аристотеля, Эратосфена и Птолемея в изучение Земли?
Оцените значение Великих географических открытий.
Каков вклад Ф. Магеллана в освоение Земли?
Вы написали эссе о Х. Колумбе. Давайте дадим оценку подготовившим лучшие эссе. Что можно добавить в эти эссе из ваших работ в характеристику великого путешественника?
Изучение нового материала
Учащиеся открывают текст § 3 и определяют, какие вопросы они будут изучать.
Вначале учащиеся выясняют, когда и как была открыта Австралия. Оценивают вклад А. Тасмана и Д. Кука в открытие и освоение этого материка. С этой целью учащиеся изучают текст «Как продолжались открытия материков?», делая по ходу чтения текста пометки карандашом: «v» — это мне уже известно; «+» — это новое для меня знание; «!» — это мне очень интересно; «?» — это не совсем понятно, надо задать вопрос учителю. Такой приём не предполагает пассивного чтения, а позволяет вчитываться, оценивать текст, эмоционально отзываться на его содержание. После анализа текста с маркировкой учитель и учащиеся обсуждают прочитанное. Учитель дополняет ответы учащихся материалами из хрестоматий, научно-популярных книг.
Далее учащиеся выясняют, когда и кем была открыта Антарктида. По карте Антарктиды учащиеся находят географические объекты, названные в честь открывших её русских мореплавателей.
Затем учащиеся обсуждают вклад русских землепроходцев в открытие земель Сибири, Дальнего Востока. Для систематизации вклада русских путешественников полезно при работе с текстом заполнять следующую таблицу:
Великий русский путешественник, землепроходец |
Вклад в освоение новых земель |
На уроке раскрывается вклад Р. Амундсена и Р. Пири в открытие Северного полюса.
Можно заранее подготовить сообщения на тему.
Говоря о подвиге путешественников, исследователей, учитель обращает внимание на сложности, драматизм событий во время экспедиций, а также на то, что сила воли, ответственность, долг и честь помогали первопроходцам, несмотря на тяготы и невероятные трудности, идти вперёд, открывая неизведанные земли. С этой целью обсуждается задание 8.
Рефлексия.Подведение итогов урока
Оценивание работы учеников на уроке.
Домашнее задание
Изучить § 3.
Ответить на вопросы 1—4.
Задания 5—7 учащиеся выполняют по собственному выбору.