Урок географии в 5 классе «Великие географические открытия древности и Средневековья»

3
0
Материал опубликован 28 October 2016 в группе

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5 класс

Учитель

Логинова Ольга Ивановна, учитель биологии, химии и географии

УМК

И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Географические открытия древности и Средневековья

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли. Научится чтению и анализу карт. Закрепить навыки работы на контурных картах.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текст в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность.

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная

Средства обучения

ПК, проектор, презентация к уроку, учебник, атлас, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Осуществляемые и формируемые учебные действия

Организационный момент.

1 мин.

Приветствует учащихся. Предлагает проверить наличие необходимых для урока принадлежностей. Желает плодотворной работы. (1 мин.)

Проверяют наличие необходимых для урока принадлежностей.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

2. Постановка цели и задач урока

5 мин.

В 5 классе мы начали изучать географию.

- О чём эта наука? (о природе, населении и хозяйстве Земле)

- Каким образом люди в прошлом узнавали о новых землях? ( путешествовали)

-Тема урока «Географические открытия древности и Средневековья».

Уточнение понятий «географические открытия», «древние времена», «Средневековье».

- Географические открытия - это нахождение новых географических объектов. Во время путешествий, экспедиций иногда обнаруживают новые, неизвестные ранее географические объекты - горные хребты, вершины, реки, озера, острова и т.д.

-Древние времена еще называют античные период древности в Древней Греции и Древнем Риме. Конец 2- го тысячелетия и до 476 года до н.э. Примерно 1500 лет.

Средние века (Средневековье)-исторический период всемирной истории, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Начался около 500 года и продлился приблизительно до 1500 года, после чего средневековье сменила эпоха нового времени.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? Какую цель поставите сегодня на уроке?

- Изучить, какие географические открытия совершали люди в древности и в средние века. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Умение работать с картографическими источниками географической информации).

- Что нам поможет в достижении наших целей? Где возьмем информацию?

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Взаимодействие с учителем

Прогнозируют свою деятельность

3.Создание проблемной ситуации

5 мин

- Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? ( Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удаленные от материков острова давно заселены человеком.)

- Норвежский ученый Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан.

-высказывают свои предположения.

-записывают тему в тетрадь.

   

4. Первичное усвоение новых знаний

25 мин

1. Знакомство с таблицей, которую дети начинают составлять на уроке на основе рассказа учителя и чтения текста П.5. -Учащимся предлагается по тексту учебника п. 5 найти информацию о плаваниях Финикийцев.

- Самостоятельно определить по атласам и показывать по карте маршруты путешествий и путешественниках разного времени и периодов.

- Плавания Финикийцев. Кто такие финикийцы, расскажет …(сообщение учащегося о финикийцах)

Дополнения учителя.

Великие географы древности

- Следующие открытия связаны с географами древности (чтения текста П.5 Великие географы древности)

- В чем заслуга древнегреческих ученых Геродота? Пифея? Эратосфена?

Географические открытия Средневековья

А)Арабские мореплаватели

Б)Китайские мореплаватели

В)Путешествия Марко Поло.

Узнавать, называть географические объекты; поиск выделение существенной информации.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, преобразовывать текст в табличную форму.

Составляют таблицу.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

.

Умение слушать, осуществлять самоконтроль понимания вопросов

 

Принятие и сохранение цели и задачи урока.

5. Первичное закрепление знаний

6 мин.

1.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками (приложение)(5 мин)

2.Организует работу учащихся по выполнению заданий практической работы №1

- Подписать на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.

-Нанести на контурную карту маршруты путешественников.

Умение работать с картами атласа и контурными картами

Умение взаимодействовать с одноклассниками

Умение осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

6. Итог урока

1 мин

Предлагает учащимся

подвести итог по новой теме.

- Что я узнал о географических открытиях древности и Средневековья.

Выполняют задания.

 

Проводят контроль и самоконтроль

7. Рефлексия

1 мин.

Предлагает ученикам представить, что они заканчивают своё плавание обедом в ресторане и директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- я съел бы ещё этого...

- больше всего мне понравилось...

- я почти переварил...

- я переел...

Рефлексируют.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Саморегуляция.

8. Домашнее задание

1 мин

Объясняет домашнее задание:

1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

3. На выбор:

Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

 

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

Выделение существенной информации из слов учителя

Составляют план и последовательность действий

Приложение

Тема урока:«Географические открытия Древности и Средневековья»

Проблема: Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

1.Путешествие финикийцев.

Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:

Кто такие финикийцы?

Чем занимались финикийцы?

Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка)?

Какова цель путешествия финикийцев?

Как финикийцы переносили неблагоприятные условия, голод?

Какова длительность путешествия финикийцев?

Каков результат путешествия?

Покажите путь финикийцев по карте

2.Великие географы Древности.

Задание. Прочитайте с. 42-44 учебника(Е.М. Домогацких)и ответьте на вопросы:

Кто первым рассказал о путешествии финикийцев?

Когда жил Геродот? Кем он был?

Какую территорию он изучал?

Какова цель его путешествий?

Почему Геродота называют «отцом географии»?

Кем был Пифей?

Какое путешествие он совершил?

Какова цель путешествия?

Каков результат путешествия?

Покажите по карте маршрут Пифея?

В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?

Географические открытия Средневековья.

Задание. Прочитайте с. 28 учебника (И.И. Баринова) и ответьте на вопросы

1.Кто такой Марко Поло?

2.О чем говорится в книге Марко Поло?

3.Кому из европейцев первым удалось обогнуть Африку и найти путь в Индийский океан?

4.Кто из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии, обогнув Африку?

Найдите на карте путешествия Марко Поло, Бартоломео Диаша, Васко да Гама

Используя текст учебника §5, заполните таблицу.

Географические открытия Древности и Средневековья

Ученый, путешественники

Географическое открытие

Финикийцы

 

Геродот

 

Пифей

 

Эратосфен

 

Марко Поло

 

Бартоломео Диаш

 

Васко да Гама

 

2.Установите соответствие межу географическими открытиями и совершившими их путешественниками:

Открытия путешественники

А) Первыми обогнули Африку 1) Васко Да Гама

Б) Измерил длину экватора, 2)Финикийцы

Вычислил длину земного шара. 3)Пифей

Впервые употребил термин 4)Бартоломео Диаша

«география». 5) Марко Поло

В) Посетил Скифию. 6)Геродот

Г) Обогнул берега Испании и Франции, 7)Эратосфен

Достиг Ирландии и Великобритании.

Д) Доплыл до Индии, обогнув Африку.

Е)Обогнул Африку с юга, открыл мыс

Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

Ж)Развил знания об Индии и Китае.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

             

3. Практическая работа № 1.

Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки и океаны, известные в древности и Средние века обозначьте зеленым цветом.

Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников древности и Средневековья.

4.Д/З: 1.прочитать п. 5, ответить устно на вопросы. 2. Закончить практическую работу в контурных картах.

3. На выбор:

Подготовить презентацию об одном из путешественников древности и Средневековья.

Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.


Географические открытия древности и Средневековья
RAR / 9.83 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.