Урок географии в 5 классе «Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды»
Капитонова Анастасия Борисовна
учитель географии и биологии
БОУ СМР «СОШ №1»,Вологодская область, г. Сокол
Конкурсная работа: Конспект урока по географии
в 5 классе « Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды».
Тема урока « Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды».
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. С каким настроением, вы пришли сегодня на урок? Готовы ли вы к плодотворной работе? Поднимите кружки настроения. (зеленый - отличное, желтое - хорошее, красное- плохое)
Вижу, вы готовы к уроку.
На прошлом уроке мы изучали русских путешественников. Давайте проверим домашнее задание. Найдите на парте лист №1 и выполните задание. Соотнесите путешественников и открытия (цифра- буква)(слайд 1)
А |
Хабаров Ерофей Павлович |
1 |
создатель Форта- Росса в Америке |
Б |
Дежнев Семен Иванович |
2 |
крайняя северная точка России |
В |
Витус Беринг, Чириков Алексей Ильич |
3 |
открыл пролив между Азией и Северной Америкой, крайняя восточная точка России |
Г |
Челюскин Семен Иванович |
4 |
изучение Амура, г. Хабаровск |
Д |
Кусков Иван Александрович |
5 |
открытие северо-западного побережье Северной Америки, Алеутские и Командорские острова |
Ученики: Работают с маленькими листочками(№1)
Учитель: Ребята, оцените себя, те кто справился с заданием «+», были ошибки «?», не справился « - (слайд 2)
Поднимите ребята руки, кто справился с заданием и получил знак «+»(ребята поднимают руки)
Учитель: А какие из этих путешественников являются вологодскими? (ребята называют) (слайд 3)
Ребята, мы с вами говорим о русских путешественниках, значит это ключевое словосочетание.
Давайте вспомним, кто совершил кругосветное плавание? ( Ф. Магеллан).
Кто хотел достигнуть Южного материка? ( Джеймс Кук)
Что такое Южная Земля? ( Антарктида)
У нас получилась схема. Пожалуйста, подумайте, как будет звучать тема урока. Почему я поставила знаки вопроса. (слайд 4)
Ученики: определяют тему урока.
Учитель: И так тема урока «Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды». Откройте тетради, подпишите тему урока, число.
Внимательно посмотрите на эпиграф урока: «У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления.» (Мартин Бубер). К этому эпиграфу, мы вернемся в конце урока.(слайд 6)
Учитель: Теперь давайте поставим цель урока? Что мы будем изучать? (ребята ставят цель) Назовите задачи урока. Вы знаете, они у нас определяют план урока.( Составляем план урока.)(слайд 8)
И так начнем, 1 пункт плана - первое кругосветное плавание.
Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже других стран.
В 1803 году состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля- « Надежда» и «Нева».
Причина- оказание помощи русским поселениям на Аляске.
Участники - Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский
Сейчас рассмотрим данное путешествие.
Откройте рабочую тетрадь с 50, атлас с 10-11. Проследите по карте путь кругосветного плавания и назовите географические объекты, через которые он проходил.
Ученики: работают с рабочей тетрадью.
А теперь покажите мне по карте, называя эти объекты.(выходит один человек)
Основное значение данного кругосветного плавания:
Лисянский установил мировой рекорд: за 4 месяца он обогнул половину земного шара, ни разу не пристав к берегу(от Китая до России)
Открытие острова-скалы (присвоено имя Лисянского)
Даты проведения: 1803-1806г
Учитель: Оказывается наш устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, тоже участвовал в первой кругосветке (рассказ ученика)
А теперь работа в паре. Вам дан лист №2, где нужно сопоставить два кругосветных плавания.
Ученики: группа, которая быстрее готова: отвечает, делает вывод
Физминутка (на слайде 17)
Следующее важное открытие южного материка – Антарктиды.
« И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по своему красив этот край» (А.М. Гусев)
Вы знаете, что Джеймс Кук так и не смог пробиться сквозь льды к материку. Вернувшись, Кук заявил: "Никакого южного материка нет! И ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне…”
Но на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Русские моряки двигались вдоль кромки льдов. Однажды в январе 1820 году появились берега неизвестной земли. В судовом журнале появляется запись об открытии материка- Антарктида.
( работа – четверки)
Вам вновь нужно соотнести (Джеймс Кук- Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев) лист№3. Кроме этого вам предложены контурные карты Антарктиды.
Нанесите на контурную карту географические объекты, связанные с именами путешественников (учебник рис 52).
Ученики: группа, которая готова делает выводы, показывает по карте.
Учитель: Сделайте основные выводы. Достигли мы цель урока. А теперь вернемся вновь к эпиграфу. Подведите итог в данной теме.
Учитель: Российские путешественники много сделали для изучения нашей страны. В настоящий момент русское географическое общество продолжает работать, исследовать территории России.
Как отметил В.В. Путин: У Русского географического общества - высокая содержательная миссия, которую определили его организаторы более века назад: возделывание географии России.
Поэтому мы должны изучать, любить, ценить свою Родину.
Учитель: Ребята, ваше отношение к данное теме. Что запомнилось на уроке.
Сегодня на уроке узнал..
Мне было интересно..
Мне было трудно…
Сегодня я на уроке научился..
Домашнее задание: Для вас представлены картины- эпизоды из жизни русских мореплавателей. Написать мини-сочинение «Мысли путешественника…»
Оценивание (на уроке получают …)
Учитель: Ваше настроение в конце урока. Поднимите кружки настроения.
Спасибо за урок.
Если останется время (решение теста – тетрадь « Текущий и итоговый контроль по теме)
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Ирина Михайловна