Урок географии в 5 классе «Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды»

1
0
Материал опубликован 20 January 2016

Капитонова Анастасия Борисовна

учитель географии и биологии

БОУ СМР «СОШ №1»,Вологодская область, г. Сокол

Конкурсная работа: Конспект урока по географии

в 5 классе « Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды».

Тема урока « Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды».

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. С каким настроением, вы пришли сегодня на урок? Готовы ли вы к плодотворной работе? Поднимите кружки настроения. (зеленый - отличное, желтое - хорошее, красное- плохое)

Вижу, вы готовы к уроку.

На прошлом уроке мы изучали русских путешественников. Давайте проверим домашнее задание. Найдите на парте лист №1 и выполните задание. Соотнесите путешественников и открытия (цифра- буква)(слайд 1)

А

Хабаров Ерофей Павлович

1

создатель Форта- Росса в Америке

Б

Дежнев Семен Иванович

2

крайняя северная точка России

В

Витус Беринг, Чириков Алексей Ильич

3

открыл пролив между Азией и Северной Америкой, крайняя восточная точка России

Г

Челюскин Семен Иванович

4

изучение Амура, г. Хабаровск

Д

Кусков Иван Александрович

5

открытие северо-западного побережье Северной Америки, Алеутские и Командорские острова

Ученики: Работают с маленькими листочками(№1)

Учитель: Ребята, оцените себя, те кто справился с заданием «+», были ошибки «?», не справился « - (слайд 2)

Поднимите ребята руки, кто справился с заданием и получил знак «+»(ребята поднимают руки)

Учитель: А какие из этих путешественников являются вологодскими? (ребята называют) (слайд 3)

Ребята, мы с вами говорим о русских путешественниках, значит это ключевое словосочетание.

Давайте вспомним, кто совершил кругосветное плавание? ( Ф. Магеллан).

Кто хотел достигнуть Южного материка? ( Джеймс Кук)

Что такое Южная Земля? ( Антарктида)

У нас получилась схема. Пожалуйста, подумайте, как будет звучать тема урока. Почему я поставила знаки вопроса. (слайд 4)

Ученики: определяют тему урока.

Учитель: И так тема урока «Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды». Откройте тетради, подпишите тему урока, число.

Внимательно посмотрите на эпиграф урока: «У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления.» (Мартин Бубер). К этому эпиграфу, мы вернемся в конце урока.(слайд 6)

Учитель: Теперь давайте поставим цель урока? Что мы будем изучать? (ребята ставят цель) Назовите задачи урока. Вы знаете, они у нас определяют план урока.( Составляем план урока.)(слайд 8)

И так начнем, 1 пункт плана - первое кругосветное плавание.

Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже других стран.

В 1803 году состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля- « Надежда» и «Нева».

Причина- оказание помощи русским поселениям на Аляске.

Участники - Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский

Сейчас рассмотрим данное путешествие.

Откройте рабочую тетрадь с 50, атлас с 10-11. Проследите по карте путь кругосветного плавания и назовите географические объекты, через которые он проходил.

Ученики: работают с рабочей тетрадью.

А теперь покажите мне по карте, называя эти объекты.(выходит один человек)

Основное значение данного кругосветного плавания:

Лисянский установил мировой рекорд: за 4 месяца он обогнул половину земного шара, ни разу не пристав к берегу(от Китая до России)

Открытие острова-скалы (присвоено имя Лисянского)

Даты проведения: 1803-1806г

Учитель: Оказывается наш устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, тоже участвовал в первой кругосветке (рассказ ученика)

А теперь работа в паре. Вам дан лист №2, где нужно сопоставить два кругосветных плавания.

Ученики: группа, которая быстрее готова: отвечает, делает вывод

Физминутка (на слайде 17)

Следующее важное открытие южного материка – Антарктиды.

« И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по своему красив этот край» (А.М. Гусев)

Вы знаете, что Джеймс Кук так и не смог пробиться сквозь льды к материку. Вернувшись, Кук заявил: "Никакого южного материка нет! И ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне…”

Но на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Русские моряки двигались вдоль кромки льдов. Однажды в январе 1820 году появились берега неизвестной земли. В судовом журнале появляется запись об открытии материка- Антарктида.

( работа – четверки)

Вам вновь нужно соотнести (Джеймс Кук- Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев) лист№3. Кроме этого вам предложены контурные карты Антарктиды.

Нанесите на контурную карту географические объекты, связанные с именами путешественников (учебник рис 52).

Ученики: группа, которая готова делает выводы, показывает по карте.

Учитель: Сделайте основные выводы. Достигли мы цель урока. А теперь вернемся вновь к эпиграфу. Подведите итог в данной теме.

Учитель: Российские путешественники много сделали для изучения нашей страны. В настоящий момент русское географическое общество продолжает работать, исследовать территории России.

Как отметил В.В. Путин: У Русского географического общества - высокая содержательная миссия, которую определили его организаторы более века назад: возделывание географии России.

Поэтому мы должны изучать, любить, ценить свою Родину.

Учитель: Ребята, ваше отношение к данное теме. Что запомнилось на уроке.

Сегодня на уроке узнал..

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Сегодня я на уроке научился..

Домашнее задание: Для вас представлены картины- эпизоды из жизни русских мореплавателей. Написать мини-сочинение «Мысли путешественника…»

Оценивание (на уроке получают …)

Учитель: Ваше настроение в конце урока. Поднимите кружки настроения.

Спасибо за урок.

Если останется время (решение теста – тетрадь « Текущий и итоговый контроль по теме)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Разработка не соответствует теме конкурса

7 February 2016

урок не соответствует теме конкурса

13 February 2016