12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столярова Алена Филипповна53
учитель географии
Россия, Иркутская обл., п. Бохан
1

Урок в по географии в 6 классе «Воды суши. реки»



Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

6

УМК

Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, География: Физическая география, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015

Изучаемый раздел

«Гидросфера»

Тема урока

«Воды суши: реки»

Цель урока

а) Образовательная

Сформировать понятие о реке, её частях, речной системе.

б) Развивающая

Развивать умение работать с географической картой; умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

в) Воспитательная

Учить высказываться и отстаивать свое мнение, слушать других; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Методы обучения

словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый

Формы обучения

фронтальная беседа, самостоятельная работа

Формы организации учебно-познавательной деятельности

фронтальная, парная, индивидуальная.

Что должен знать обучающийся

Обучающийся должен знать:

-определение понятия «река», «речная система», «речной бассейн»;

-части реки: исток, устье, приток, русло.

Что должен уметь обучающийся

Обучающийся должен уметь:

- показывать реки на карте;

-находить у рек исток, устье, притоки.

Закрепление и развитие метапредметных(универсальных) умений

Формирование / развитие регулятивных УУД:

- развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем;

- развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения работы;

-развития навыка планирования своей работы;

Формирование / развитие коммуникативных УУД:

- развития умения владения монологической речью при ответе;

- формирование навыков учебного сотрудничества при выполнении задания;

- развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока;

- развития умения формулировки собственного мнения, а также умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Формирование / развитие познавательных УУД:

- формирование умения давать определение понятию «река»;

-развитие навыка смыслового, поискового чтения;

-формирование умения работать с географической картой с целью нахождения необходимой информации;

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование / развитие личностныхУУД:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своей малой Родине, чувства гордости за свою Родину;

-формирование познавательной и информационной культуры;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Вид учебного занятия

Урок открытия новых знаний.

Демонстрационный материал

Физическая карта полушарий, физическая карта России, презентация на тему «Воды суши: реки».

Раздаточный материал

Маршрутные и оценочные листы для обучающихся, материал для рефлексии

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

СЛАЙД 1. Приветствует класс. Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Гидросфера» и изучили новую тему.

У Вас на столах лежат маршрутные листы – подпишите их. Именно по этому маршруту мы сегодня с вами и проведем наш урок.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

(зачитывает стихотворение А. Дитриха «Откуда вода?»)

- Какое явление природы он описывает?

(Слайд )

- Какое значение имеет круговорот воды в природе?

- Где большая часть воды сосредоточена на Земле?

- Какие виды природных вод вы услышали в стихотворении? (подчеркнуть в тексте)

В маршрутном листе у вас есть рисунок «Круговорот воды в природе», необходимо подписать процессы, происходящие во время круговорота.

Давайте проверим (СЛАЙД 2)

Поставьте себе баллы в оценочный лист. Сколько правильно отмечено – столько баллов.

Подписывают маршрутный лист

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы:

- Круговорот воды в природе.

- Объединяет части гидросфера, связывает оболочки Земли.

- Мировой океан

- струйка из крана (если не городская квартира), роса, туман, льдинка, дождинка, росинка.

Работают в маршрутном листе

Отвечают и проверяют ответы

Оценивают

3. Создание проблемной ситуации

Отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока.

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать?

- Правильно мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой слушаем дальше загадку.

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит- 
Не выбежит. 

Скажите мне, где находятся этот вид природных вод? (слайд )

Слушают и дают отгадки

Вода

Река

На суше, на Земле и тд.

4. Определение темы урока.

Целеполагание

План урока

- Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Правильно открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки».

- откройте учебник на стр. 150, &23

- Определим цель нашего урока

Что бы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу.

План урока: (СЛАЙД 3 )

Что такое река.

Части реки.

Два вида рек, пороги и водопады.

Работа с географической картой.

5. Самостоятельная работа.

Вода на суше, вода на поверхности земли

Записывают тему урока «Воды суши: реки»

Открывают тему урока

Предлагают цели урока.

На слайде читают план урока

5.Усвоение новых знаний.

- Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

Давайте сравним ваши высказывания о реке с определением в учебнике

Запишем определение в тетрадь «Река – это водный поток, протекающий в естественном углублении»

Найдите и посмотрите в атласах «Физическая карта полушарий» реки Африки и Австралии. Сравните.

Почему пунктирной линией?

Т.к. реки периодически пересыхают

Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. (СЛАЙД 4 )

Отметьте в маршрутном листе на рисунке - русло, речная долина и пойма.

Итак, переходим к изучению частей реки. (СЛАЙД 5 )

Там же в маршрутном листе - схема строения реки

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Река никогда не вытекает из моря.

- Найдите в учебнике определение к слову «Исток».

- На схеме в маршрутном листе определите и назовите, что может являться истоком реки.

- Запишите рядом со схемой, что является истоком рек.

- Найдите в учебнике определение к слову «Устье».

- На схеме в «Приложении 1» определите и назовите, что может являться устьем реки.

- Запишите рядом со схемой, что является устьем рек.

Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство рек впадают в более крупные реки. Посмотрите на нашу схему и назовите главную реку.

- Сколько рек впадает в главную реку?

- На стр. 151 найдите, как называются реки, впадающие в другую реку.

- Притоки бывают «правые» и «левые». Определяют их по направлению течения. Определите, где правый и левый притоки?

- Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. (СЛАЙД 6)

- Найдите определения в тексте учебника и выпишите в тетрадь

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают 2 типа рек: горные и равнинные. (СЛАЙД 7)

Сравните реки, анализируя таблицу в маршрутном листе и рис. 111.

Если река встречает на пути крутой уступ, поток воды обрушивается с этого уступа вниз, образуя …?

- самый высокий водопад – Анхель, 1054м (рис. 112).

- Найдите его на карте, он расположен в Южной Америке.

- Определите его географические координаты

- давайте найдем еще один водопад – Ниагарский в Северной Америке и определим расстояние от водопада Анхель до Ниагарского водопада

Выдвигают свои представления

Находят в учебнике определение к слову «Река»

Выписывают определение «Река – это…»

Работа в атласах. Сравнивают реки Африки и Австралии. Находят отличия – реки Австралии изображены пунктирной линией.

Выдвигают предположения

Работа со слайдом

Отмечают - русло, речную долину и пойму.

Начинают работу со схемой строения реки

Работа с учебником «Исток – это …»

Определяют по схеме, что может являться истоком реки.

Записывают истоки рек

Работа с учебником «Устье – это …»

Определяют по схеме, что может являться устьем реки.

Записывают устья рек

Рассматривают схему, называют главную реку

Впадает 3 реки

Притоки – это реки впадающие в крупную реку.

Определяют по схеме правые и левые притоки. Записывают.

Выписывают в тетрадь определения «Речная система», «Бассейн реки», «Водораздел».

Анализируют таблицу, рис. 111.

Водопад

Работа с атласом

6°с.ш. - 62°з.д.

Находят Ниагарский водопад и используя масштаб определяют расстояние

5,4см*900км=4860км

6. Физминутка

(СЛАЙД 8) Класс должен стоя, не используя слова, показать разные части и состояние реки.

исток реки,

устье реки,

равнинная река,

горная река,

правый приток,

левый приток,

речная система,

речной бассейн,

водопад

Показывают части и состояние реки

7. Первичное закрепление знаний

Самая длинная и полноводная река – Амазонка (6992м)

Самая глубокая река – Конго (до 230м)

Далее вы выполняете работу по географической карте по следующему плану: (СЛАЙД 9)

1. Определить исток реки

2. Определить устье реки

3. Определить правые притоки

4. Определить левые притоки

 

1 вариант – река Амур (проходит граница РФ)

2 вариант – река Волга (самая крупная река Европы)

3 вариант – река Обь (самая крупная река России)

Поменялись маршрутными листами и проверили ответы

Нет ошибок -2 балла

Есть ошибки – 1 балл

Выполняют задание.

1 вариант: слияние рек Шилка и Аргунь, впадает в Охотское море, правый – Сургари, Уссури, левый – Зея;

2 вариант: Валдайская возв, Каспийское море, правый – Ока, левый – Кама.

3 вариант: Бия и Катунь, Карское море, правый – Чулым, Кеть, левый - Иртыш


 

Взаимопроверка

Оценивают работу

8. Самостоятельная работа

Работа в маршрутном листе на соотнесение понятия и определения

(СДАЙД 10)

По окончании взаимопроверка

Индивидуально записывают цифры соответствующие частям реки.

Взаимопроверка. Оценивании

9. Подведение итогов.

Подпишите оценочный лист и проставьте баллы

Посчитайте «Итого»

Переведите баллы в оценку.

Подсчитывают баллы, переводят в оценку.

10. Рефлексия.

Вы все работали на уроке очень хорошо.

На слайде у меня записаны начало высказываний, я попрошу вас продолжить их, применяя к нашему уроку. (СЛАЙД 11)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

- давайте мы с вами осмыслим свои действия и посадим дерево. Посмотрим плодотворно ли прошел наш урок или бессмысленно.

- Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

- Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

- Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прикрепляют к изображению дерева плоды, цветы или листья, оценивая, как прошел для них урок.

10. Д/З

&23, «От теории к практике» - вопрос 2. (СЛАЙД 12)

Записывают д/з в дневник.


Презентация к уроку "Воды суши. Реки"
PPTX / 2.06 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ашихмина Наталья Павловна
Комментарий был удалён пользователем 01 ноя 2017 в 20:59
Ашихмина Наталья Павловна
Комментарий был удалён пользователем 01 ноя 2017 в 21:00
Ашихмина Наталья Павловна, 01.11.17 в 21:00 0 Ответить Пожаловаться
Понравились слайды презентации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.