Урок в по географии в 6 классе «Воды суши. Реки»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Предмет |
География |
Класс |
6 |
УМК |
Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, География: Физическая география, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 |
Изучаемый раздел |
«Гидросфера» |
Тема урока |
«Воды суши: реки» |
Цель урока |
а) Образовательная Сформировать понятие о реке, её частях, речной системе. б) Развивающая Развивать умение работать с географической картой; умение рассуждать, анализировать, делать выводы. в) Воспитательная Учить высказываться и отстаивать свое мнение, слушать других; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. |
Методы обучения |
словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый |
Формы обучения |
фронтальная беседа, самостоятельная работа |
Формы организации учебно-познавательной деятельности |
фронтальная, парная, индивидуальная. |
Что должен знать обучающийся |
Обучающийся должен знать: -определение понятия «река», «речная система», «речной бассейн»; -части реки: исток, устье, приток, русло. |
Что должен уметь обучающийся |
Обучающийся должен уметь: - показывать реки на карте; -находить у рек исток, устье, притоки. |
Закрепление и развитие метапредметных(универсальных) умений |
Формирование / развитие регулятивных УУД: - развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; - развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения работы; -развития навыка планирования своей работы; Формирование / развитие коммуникативных УУД: - развития умения владения монологической речью при ответе; - формирование навыков учебного сотрудничества при выполнении задания; - развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока; - развития умения формулировки собственного мнения, а также умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Формирование / развитие познавательных УУД: - формирование умения давать определение понятию «река»; -развитие навыка смыслового, поискового чтения; -формирование умения работать с географической картой с целью нахождения необходимой информации; - формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование / развитие личностныхУУД: - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своей малой Родине, чувства гордости за свою Родину; -формирование познавательной и информационной культуры; - формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. |
Вид учебного занятия |
Урок открытия новых знаний. |
Демонстрационный материал |
Физическая карта полушарий, физическая карта России, презентация на тему «Воды суши: реки». |
Раздаточный материал |
Маршрутные и оценочные листы для обучающихся, материал для рефлексии |
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент. |
СЛАЙД 1. Приветствует класс. Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Гидросфера» и изучили новую тему. У Вас на столах лежат маршрутные листы – подпишите их. Именно по этому маршруту мы сегодня с вами и проведем наш урок. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы. (зачитывает стихотворение А. Дитриха «Откуда вода?») - Какое явление природы он описывает? (Слайд ) - Какое значение имеет круговорот воды в природе? - Где большая часть воды сосредоточена на Земле? - Какие виды природных вод вы услышали в стихотворении? (подчеркнуть в тексте) В маршрутном листе у вас есть рисунок «Круговорот воды в природе», необходимо подписать процессы, происходящие во время круговорота. Давайте проверим (СЛАЙД 2) Поставьте себе баллы в оценочный лист. Сколько правильно отмечено – столько баллов. |
Подписывают маршрутный лист Слушают стихотворение Отвечают на вопросы: - Круговорот воды в природе. - Объединяет части гидросфера, связывает оболочки Земли. - Мировой океан - струйка из крана (если не городская квартира), роса, туман, льдинка, дождинка, росинка. Работают в маршрутном листе Отвечают и проверяют ответы Оценивают |
3. Создание проблемной ситуации |
Отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока. Чего в гору не выкатить, - Правильно мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой слушаем дальше загадку. Течет, течет - Скажите мне, где находятся этот вид природных вод? (слайд ) |
Слушают и дают отгадки Вода Река На суше, на Земле и тд. |
4. Определение темы урока. Целеполагание План урока |
- Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Правильно открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки». - откройте учебник на стр. 150, &23 - Определим цель нашего урока Что бы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу. План урока: (СЛАЙД 3 ) Что такое река. Части реки. Два вида рек, пороги и водопады. Работа с географической картой. 5. Самостоятельная работа. |
Вода на суше, вода на поверхности земли Записывают тему урока «Воды суши: реки» Открывают тему урока Предлагают цели урока. На слайде читают план урока |
5.Усвоение новых знаний. |
- Кто был на берегу реки? Давайте сравним ваши высказывания о реке с определением в учебнике Запишем определение в тетрадь «Река – это водный поток, протекающий в естественном углублении» Найдите и посмотрите в атласах «Физическая карта полушарий» реки Африки и Австралии. Сравните. Почему пунктирной линией? Т.к. реки периодически пересыхают Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом. - Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. (СЛАЙД 4 ) Отметьте в маршрутном листе на рисунке - русло, речная долина и пойма. Итак, переходим к изучению частей реки. (СЛАЙД 5 ) Там же в маршрутном листе - схема строения реки Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Река никогда не вытекает из моря. - Найдите в учебнике определение к слову «Исток». - На схеме в маршрутном листе определите и назовите, что может являться истоком реки. - Запишите рядом со схемой, что является истоком рек. - Найдите в учебнике определение к слову «Устье». - На схеме в «Приложении 1» определите и назовите, что может являться устьем реки. - Запишите рядом со схемой, что является устьем рек. Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство рек впадают в более крупные реки. Посмотрите на нашу схему и назовите главную реку. - Сколько рек впадает в главную реку? - На стр. 151 найдите, как называются реки, впадающие в другую реку. - Притоки бывают «правые» и «левые». Определяют их по направлению течения. Определите, где правый и левый притоки? - Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. (СЛАЙД 6) - Найдите определения в тексте учебника и выпишите в тетрадь В зависимости от уклона дна и скорости течения различают 2 типа рек: горные и равнинные. (СЛАЙД 7) Сравните реки, анализируя таблицу в маршрутном листе и рис. 111. Если река встречает на пути крутой уступ, поток воды обрушивается с этого уступа вниз, образуя …? - самый высокий водопад – Анхель, 1054м (рис. 112). - Найдите его на карте, он расположен в Южной Америке. - Определите его географические координаты - давайте найдем еще один водопад – Ниагарский в Северной Америке и определим расстояние от водопада Анхель до Ниагарского водопада |
Выдвигают свои представления Находят в учебнике определение к слову «Река» Выписывают определение «Река – это…» Работа в атласах. Сравнивают реки Африки и Австралии. Находят отличия – реки Австралии изображены пунктирной линией. Выдвигают предположения Работа со слайдом Отмечают - русло, речную долину и пойму. Начинают работу со схемой строения реки Работа с учебником «Исток – это …» Определяют по схеме, что может являться истоком реки. Записывают истоки рек Работа с учебником «Устье – это …» Определяют по схеме, что может являться устьем реки. Записывают устья рек Рассматривают схему, называют главную реку Впадает 3 реки Притоки – это реки впадающие в крупную реку. Определяют по схеме правые и левые притоки. Записывают. Выписывают в тетрадь определения «Речная система», «Бассейн реки», «Водораздел». Анализируют таблицу, рис. 111. Водопад Работа с атласом 6°с.ш. - 62°з.д. Находят Ниагарский водопад и используя масштаб определяют расстояние 5,4см*900км=4860км |
6. Физминутка |
(СЛАЙД 8) Класс должен стоя, не используя слова, показать разные части и состояние реки. исток реки, устье реки, равнинная река, горная река, правый приток, левый приток, речная система, речной бассейн, водопад |
Показывают части и состояние реки |
7. Первичное закрепление знаний |
Самая длинная и полноводная река – Амазонка (6992м) Самая глубокая река – Конго (до 230м) Далее вы выполняете работу по географической карте по следующему плану: (СЛАЙД 9) 1. Определить исток реки 2. Определить устье реки 3. Определить правые притоки 4. Определить левые притоки
1 вариант – река Амур (проходит граница РФ) 2 вариант – река Волга (самая крупная река Европы) 3 вариант – река Обь (самая крупная река России) Поменялись маршрутными листами и проверили ответы Нет ошибок -2 балла Есть ошибки – 1 балл |
Выполняют задание. 1 вариант: слияние рек Шилка и Аргунь, впадает в Охотское море, правый – Сургари, Уссури, левый – Зея; 2 вариант: Валдайская возв, Каспийское море, правый – Ока, левый – Кама. 3 вариант: Бия и Катунь, Карское море, правый – Чулым, Кеть, левый - Иртыш
Взаимопроверка Оценивают работу |
8. Самостоятельная работа |
Работа в маршрутном листе на соотнесение понятия и определения (СДАЙД 10) По окончании взаимопроверка |
Индивидуально записывают цифры соответствующие частям реки. Взаимопроверка. Оценивании |
9. Подведение итогов. |
Подпишите оценочный лист и проставьте баллы Посчитайте «Итого» Переведите баллы в оценку. |
Подсчитывают баллы, переводят в оценку. |
10. Рефлексия. |
Вы все работали на уроке очень хорошо. На слайде у меня записаны начало высказываний, я попрошу вас продолжить их, применяя к нашему уроку. (СЛАЙД 11) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… - давайте мы с вами осмыслим свои действия и посадим дерево. Посмотрим плодотворно ли прошел наш урок или бессмысленно. - Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. - Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. - Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. - А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. |
Прикрепляют к изображению дерева плоды, цветы или листья, оценивая, как прошел для них урок. |
10. Д/З |
&23, «От теории к практике» - вопрос 2. (СЛАЙД 12) |
Записывают д/з в дневник. |
Презентация к уроку "Воды суши. Реки"
PPTX / 2.06 Мб
Ашихмина Наталья Павловна