12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкова Ирина Николаевна1555
Закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Награждена знаком "Почетный работник общего образования России"
Россия, Саратовская обл., р.п. Сенной
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Тема урока: Реки

Класс: 6

Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о гидросфере, конкретно о водах суши - реках.

Задачи: 
Образовательные: 
1.сформировать понятия «река», исток»,«устье»,«длина реки»,«приток,«равнинная река»,«горная река»,«водопады»;
2.дать представление об основных частях реки;
3.научить устанавливать причинно-следственные связи характера, направления течения реки от характера рельефа, типа горных пород;
4.раскрыть роль рек в природе и жизни человека;
5.продолжить формирование умения описывать географический объект; показывать реки на географической карте.
Развивающие:
1.способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;
2.способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;
3.способствовать развитию читательской грамотности учащихся,
4.способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные: 
1.способствовать воспитанию эстетического вкуса
2.воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.

Планируемые результаты:

А) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа.

Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал, атлас.

Форма организации урока: дифференцированная групповая

Структура урока:
I.Организационный момент. Приветствие учащихся, подготовка к уроку. Формирование  3 групп учащихся.

II. Формулирование темы, целеполагание.

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало песен.

Слайд № 1. Красота этого объекта восхищала многих художников, писателей, поэтов на создание своих произведений.

Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне.

- Кто из вас догадался, о каком географическом объекте пойдет сегодня речь?

Тема урока: «Реки»

-Какие реки вы можете назвать?

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке. 
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Представьте себе, что вы стоите на берегу реки.

- Что вы видите перед собой?

-Что происходит с водой?

- Где она течет?

-Это природное углубление или его создал человек?

-Так что же такое река?

Река – это постоянный поток воды, текущий в природном углублении – русле.

Что еще о реках мы можем узнать?

Реки считают важнейшими артериями, они образуют густую сеть на нашей планете. Голубой паутиной покрывают они нашу землю. Сколько рек на Земле никому не известно, но 53 из них имеют длину более 1000 км, т.е. являются крупнейшими в мире. В России около 2 млн. рек, среди них есть и крупные и мелкие. Река это целый организм, имеющий свои особенности.

III. Организация групповой работы

Как вы уже поняли, вы будете работать в группах. Каждая группа должна решить проблему, касающуюся темы нашего урока. В этом вам поможет материал, который находится в конвертах.

Краткий инструктаж учителя по выполнению заданий.

Раздача дидактического материала по группам

На выполнение задания вам дается 12 мин.

IV. Самостоятельная групповая работа учащихся: обсуждение и составление плана выполнения заданий в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей. Работа по выполнению учебного задания.


 

Задания I группы.

Проблема. Может ли истоком реки быть море?

Правда ли, что мы живем на левом берегу р. Терешки?

Карточка № 1


 

Работа со схемой.

2

1

4

3

 

Карточка № 2

Исток - место где начинается река

 Устье – место, где река заканчивается или впадает в другую 

Притоки – мелкие реки и ручьи, впадающие в реку.


 

Используя информацию в карточке № 3, определите, что может служить истоком и устьем реки.

Карточка № 3.

Река течет с более возвышенного участка в сторону понижения. Истоком реки может быть бьющий из-под земли родник или болото, или озеро. В высоких горах реки, как правило, начинаются с ледников. Причудливо извиваясь, несет свои воды река, принимая притоки, и от этого она становится полноводнее и шире. Если стоять по течению, то справа будет правый берег, а слева – левый. Конечный участок реки - место впадения реки в водохранилищеозеро, море или другую реку.

(Комментарий учителя. Показывать реки нужно от истока к устью)

Сформулируйте правило определения правых и левых притоков. Свой ответ начните со слов: «Чтобы определить…»

Карточка № 4

Определите, на каком берегу Терешки мы живем?

Река Терешка – правый приток Волги. Самая быстрая река на на территории Саратовской области. Точное происхождение названия реки не известно. Может быть, оно произошло от слова «терек» или «терек су», означающие «живое» или «живая (быстрая) вода», «вкусная вода».


 

Каждый человек имеет свой характер. Так и река имеет свой характер и нрав.

Задания II группы.

Проблема. Правда ли, что характер течения реки зависит от рельефа?

Карточка № 1

На направление и характер течения рек влияет рельеф местности. По характеру течения бывают реки горные и равнинные.

Реки по равнинной местности текут медленно. Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность, по которой они текут, имеет малый уклон. Долины равнинных рек широкие, склоны их покатые, и относительная высота их не превышает нескольких десятков метров, на реках много излучин. К равнинным рекам относятся река Волга, Обь, Амазонка.
Реки, текущие по горной местности, несутся с большой скоростью, бурлят, пенятся. Истоки их расположены высоко в горах. Местность, по которой они текут, имеет большой уклон, излучин мало. Как правило, горные реки текут в узких скалистых долинах с крутыми склонами. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорезала себе в горах долину. Часто русла горных рек, в отличие от равнинных, занимают все дно долины.


 


 

Используя приведенный текст, сравните горные и равнинные реки.


 

 

Волга

Терек

Скорость течения

   

Количество излучин

   

Строение долин

   

Наличие порогов и водопадов

   

Судоходна река или нет

   


 

Карточка № 2

Перед вами образцы горных пород.

1.На какие группы можно разделить эти горные породы?

2. Какими горными породами может быть сложено русло реки? Какими -уступ водопада?

Комментарий учителя. Знаменитые водопады мира: Анхель, Виктория, Ниагарский. Самый большой водопад - Анхель, находится на материке Ю. Америка.

Задания III группе

Проблема. Определить тип питания рек. Доказать, что наводнения на реках _ это стихийные бедствия.

Карточка № 1


 

Вопросы:

1.Определите типы питания рек

2.Какой тип питания характерен дл равнинных рек? Для горных рек?

3.Для какого времени года характерен каждый тип питания?

4.На примере р. Терешки определите, какой тип питания имеют большинство рек нашей страны?

5.С помощь. Интернета приведите примеры рек с разным типом питания.

Карточка № 2

Какая проблема поднимается в тексте?

В чем ее причина?

Докажите цитатой из текста, что наводнение на реках – стихийное бедствие.

Как можно предотвратить это грозное природное явление?

С водой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками.

Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях». При большой воде необходимо эвакуировать население, скот, дорогое и сложное оборудование.

Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. Например, вода в Волге иногда поднималась до 13 м.

Это происходило вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза.

Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, спрямляли русла рек, углубляли дно.

V. Сообщения учащихся о результатах работы в группах.

Самооценка. Взаимооценивание.

Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.


 

Алгоритм проверки результатов работы в группах.

1.Перед нами была поставлена проблема…

2.Для ее решения мы должны были ответить на следующие вопросы…

3.Мы использовали следующие источники информации…

4.Мы получили следующие знания…

5.Таким образом, мы пришли к выводу, что… (ответ на проблему)

VI.Рефлексия.

Представьте, что перед вами лестница вашего личного успеха. Выберите ту ступеньку, на которой вы себя видите.

Домашнее задание.

1.Выбрать на физической карте мира любую реку, определить ее исток, устье, притоки. Определить ее характер течения.

P.S. Стихотворения, рисунки и схемы заимствованы.

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.