Урок геометрии в 7 классе на тему «Свойства параллельных прямых»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Хайруллина Эльмира Зуфаровна
Учебный предмет: геометрия
Класс: 7
Базовый учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Свойства параллельных прямых.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися свойств параллельных прямых;
научить учащихся решать задачи на применение свойств параллельных прямых, развивающие задачи.
Задачи:- образовательные:
повторение основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения уч-ся;
научить в процессе реальной ситуации использовать свойства параллельных прямых, закрепление навыков в решении задач по данной теме
- воспитательные:
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, развивать умение преодолевать трудности при решении геометрических задач.
- развивающие:
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; развивать умение работать в проблемной ситуации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, карточки рефлексии, листы самооценки, компьютер, проектор, экран
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вр Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||||||||||||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
1 | Организацион-ный момент | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Здравствуйте, ребята! Для начала повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь повернулись к гостям и подарите им улыбку! Садитесь. Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем урок с интересом и пользой. Я верю в ваши способности. | Проверяют наличие средств обучения у себя на парте, настраиваются на учебную работу. | 2 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения | ||||||||||
2 | Вводная беседа. Актуализация знаний | Презентация Слайды | Для начала повторим то, что изучали на предыдущих уроках . Открыли тетради, записываем число в тетрадях. Теоретический тест с последующей самопроверкой. Молодцы!. | Отвечают на поставленные вопросы с последующей самопроверкой. | 5 | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, | Смысло- Образование, самооценка | |||||||||
3 | Мотивация учащихся (постановка проблемы) | В изучении следующей темы нам поможет биология и русский язык. Попробуйте отгадать, что у меня в коробке. Я точно знаю, что это: фрукт; ярко-жёлтый; кислый на вкус; имеет кожицу и мякоть; цитрусовый. Что помогло отгадать, что в коробке? Замечательно! А теперь составьте предложение, которое начинается со слова «Если…» с использованием этих признаков А что мы называем лимоном? Что мы с вами перечислили? Мы можем отгадать с каким предметом имеем дело, если перечислим его… А если видим предмет и хотим его описать, то говорим его… Эти два выражения между собой какие? | Лимон. Признаки лимона. Если предмет фрукт, ярко-жёлтый, имеет кожицу и мякоть, очень ароматный, цитрусовый, кислый на вкус, то это лимон. Лимон - это предмет фрукт, ярко-жёлтый, имеет кожицу и мякоть, очень ароматный, цитрусовый, кислый на вкус Свойства предмета. Признаки. Свойства Взаимообратные. | 5 | самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; | целеполагание. | постановка вопросов. | формулирование проблемы. | ||||||||||
4 | Изучение нового материала | Презентация Слайд ы http://school-collection.edu.ru/ | На прошлом уроке вы изучили параллельные прямые и их признаки. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Запишем тему в тетрадях. Опираясь на знание признаков параллельных прямых, попробуем получить свойства параллельных прямых. Для этого решим сначала две задачи. Задача 1 Дано: – секущая; Доказать: . Задача 2. Дано: Доказать: -Чем отличаются задачи друг от друга? -Какие это задачи по смыслу? - Если первую решили с помощью признака, значит вторую надо решать с помощью… -Давайте вспомним признаки параллельных прямых. Если при пересечении двух прямых и секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. Если при пересечении двух прямых и секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. Если при пересечении двух прямых и секущей сумма односторонних углов равна , то прямые параллельны. Из каких частей состоит любая теорема? Если признак и свойства по смыслу взаимообратные, на основании признаков сформулируйте свойства. Работаем парами. 1 ряд (1 свойство) Если…, то…. 2 ряд (2 свойство) Если …, то…. 3 ряд (3 свойство) Если …, то …. Какой вывод можем сделать? Сравните условие и заключение теорем. Как бы вы назвали эти теоремы ? Давайте теперь на практике проверим правильность наших рассуждений. А что для этого делаем? 1 ряд – накрест лежащие углы. 2 ряд – соответственные углы 3 ряд – односторонние углы. На практике проверили наши утверждения.. А справедливость утверждений в геометрии как устанавливается? Давайте докажем свойства параллельных прямых. А в этом вам поможет наш помощник Интернет. Но у нас же свойств не одно, а целых… Кто попробует доказать 2 свойство параллельных прямых? Теперь можем вернуться к задаче 2 и решить ее. | Свойства параллельных прямых. Записывают тему Доказательство: <ЕКС=<ВЕК-накрест лежащие при прямых . По первому признаку параллельных прямых . Мы не можем доказать, т.к., что прямпараллельны и –накрест лежащие, но мы не знаем следует ли из этого, что накрест лежащие углы равны. -Что дано в первой, нужно доказать во второй. -Взаимообратные. Свойства. Сформулировали верно. Условие и заключение. Условие- то, что дано, заключение- то, то надо доказать Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. Если две параллельные прямые Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 1800 Условие первой – это заключения второй, условие второй – это заключение первой. Обратные теоремы. Построить две параллельные прямые и секущую, измерить. Делают рисунок и выполняют измерения в тетрадях парами. Доказательством. По ходу демонстрации доказательства делают записи в тетрадях. Три. 1 ученик доказывает на доске. Доказательство: по свойству параллельных прямых | 10 5 4 3 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Целеполагание, выдвижение гипотез | Умение слушать и вступать в диалог | Ориента- ция в межлично-стных отношени-ях | |||||||||
5 | Первичное закрепление изученного на уроке | Презентация. Слайды | Предлагает выполнить задания. 1, 2 задачи – устно. Задача 3 – письменно. Вызывает 1 ученика к доске На сколько оценим, ребята, Аделину? | 1 ученик работает у доски., остальные в тетрадях. . | 5 | Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу | Смыслообразование | |||||||||
6 | Подведение итогов урока, оценивание знаний | - | Подводит итоги урока, оценивает учащихся. - Что нового сегодня узнали? Есть какая – то связь между: признаки –свойства? Что поняли? Для чего мы изучили свойства параллельных прямых? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? | 2 | Оценка промежуточных результатов | Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Контроль, коррекция, оценка | Нравственно-этическая ориентация | ||||||||||
7 | Рефлексия | - -Если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите красный треугольник и прикрепите его к листу самооценки. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите синий треугольник. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то поднимите желтый треугольник. | Оценивают свою деятельность | 2 | Рефлексия. | Оценка-осознание уровня и качества усвоения; | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка | ||||||||||
8 | Домашнее задание | Задает дозированное домашнее задание: п. 27-29, воп1 уров.№1 201,203учебник; 2уровень№204,205, творческое задание – придумать практическую задачу по теме. | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 2 | Оценка собственной деятельности. |