Урок химии «Природные индикаторы» (8 класс)

3
1
Материал опубликован 10 July

Урок химии 8 класс

Тема. Природные индикаторы

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

 

Цель урока: выяснить, какие вещества в природе могут служить индикаторами, и как их использовать в научных и прикладных целях.

Задачи урока:

- научиться различать химические индикаторы (метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин) и пользоваться ими;

- узнать о природных индикаторах (красная капуста, лепестки розы, свекла и т.д.);

- исследовать изменения цветов химических и природных катализаторов.

- закрепить умения проводить опыты, соблюдая технику безопасности, записывать свои наблюдения и действия в рабочем листе, наблюдая изменение цвета индикатора, анализировать полученные данные и правильно формулировать вывод

- развивать естественно-научную грамотность учащихся

 

Приборы и материалы: химические стаканы по 3 шт. на парту, фарфоровые чашки по 1 на парту, пестики.

индикаторы: биологические – краснокочанная капуста, свекла, ягоды вишни, черники, смородины, чай, куркума, лепестки роз,

химические вещества: метиловый оранжевый, дистиллированная вода, гидроксид натрия, соляная кислота, таблица «Изменение цвета индикаторов».

 

Планируемые результаты:

 

Урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни.

2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок – исследование.

Методы и методические приемы: беседа, эксперимент, мини исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.

На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием, карточки из банка заданий по формированию естественно-научной грамотности с текстом «Природные индикаторы» и вопросами к нему (8 класс ЕНГО Вариант 10).


 

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу

(1 минута)

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Личностные: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

 

Цель: создать условия для вторичного осмысления и применения знаний

 

(6 минут)

Беседа.

 

На прошлом уроке мы с вами научились отличать кислоты от щелочей. Вспомните, какими способами мы это делали?

 

 

 

Где мы встречаемся с кислотами и щелочами в повседневной жизни?

 

 

Определяли величину PH растворов кислот и щелочей с помощью цифровой лаборатории «Точки роста» и с помощью индикаторов лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого.

 

Слайд

Познавательные: формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные: формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные: формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новым знаниям

Кислоты — это едкие вещества, которые попадая на кожу, разъедают ее, т.е. мы можем получить химический ожог. Что мы делаем, если кислота или щелочь попадают нам на кожу?

Слайд

Учащиеся вспоминают из ТБ правила нейтрализации кислоты щелочью и наоборот Во время химических реакций между кислотой и основанием происходит реакция нейтрализации, в ходе которой эти вещества «уничтожают» друг друга.

Учащиеся пишут примеры реакций нейтрализации.

3. Целеполагание и планирование деятельности.

3 минуты.

Учитель. А как можно обнаружить присутствие кислоты?

- Чем мы можем для этого воспользоваться?

Индикатором.

 

 

 

УУД: Постановка цели изучения и определение способов её достижения;

А зачем нужно знать, содержится ли в растворе кислоты или щелочи?

Чтоб понимать опасность данного раствора и защитить свои руки, кожу и т.д.

В лаборатории это сделать не сложно, а как быть дома? Ведь дома нас окружают химические растворы, а индикатора под руками нет.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

А какая цель урока? Слайд

Предполагаемые ответы обучающихся; совместное с учителем формулирование целей и задач урока.

4. Открытие нового знания через исследование

(15 минут)

Практическая работа – приготовление раствора индикатора.

Предлагаю вам провести химический эксперимент, и определить, какие из плодов и овощей можно использовать как индикаторы?

Не забудьте записать свои наблюдения и выводы в лабораторный журнал

Ребята изучают технологическую карту. Работают в парах по приготовлению раствора индикатора.

Элементы содержания образования: Грамотное обращение с посудой и лабораторным оборудование, безопасное обращение с химическими веществами; критическая оценка информации о веществах, используемых в быту.

УУД: предвосхищение результата, выбор наиболее эффективных способов решения задачи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; осознание ответственности за общее дело;

Учитель обратил внимание учащихся, на полноту и правильность формулировки вывода по результатам эксперимента

Учащимся делают общий вывод о существовании индикаторов не только в химической лаборатории, но и в природе.

5.Закрепление

(10 минут)

Предлагает выполнить задания на формирование естественно-научной грамотности, используя текст «Природные индикаторы» и вопросы к нему

Учащиеся работают индивидуально по карточкам. Записывают ответы и проверяют выполненную работу.

Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности

7. Рефлексия

(5 минуты)

Что нового вы

узнали сегодня на уроке?

 

выводы о практической значимости знаний о природных индикаторах и их применении в быту

 

 

 

 

 

 

Достигнуты ли цели урока?

 

Оцените свою деятельность на занятии. У каждого из вас есть три нарисованные индикаторные бумажки, они разного цвета.

1 зеленая –Мне все понравилось, я во всем разобрался

2 синяя - Понравились отдельные этапы занятия, были сложности, некоторые моменты мне не понятны

3 красная –Мне было не интересно, зачем мне это надо

Предлагаю вам выбрать и поднять одну из них.

 

Многие природные растения обладают свойствами

кислотно-основных

индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

-Научились получать природные индикаторы и использовать их в быту.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Учащиеся выбирают цвет бумажки и демонстрируют нам.

 

Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других; формируют умение оформлять свои результаты в письменной форме.

Регулятивные: формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

8. Домашнее задание.

1 мин

Предлагаю вам дома проверить ваше утверждение, выполнив творческое задание.

Изучите имеющиеся у вас дома растворы лекарственных препаратов, моющих средств и определите химическую среду этих веществ и к каким классам они относятся

 

 

Текст по формированию естественно-научной грамотности.

 

Природные индикаторы

В химии индикатором (лат. Indicator – указатель) называют вещество, дающее характерные (обычно цветные) химические реакции и использующееся при анализе веществ. Пигменты многих растений способны менять цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. Следовательно, пигменты являются индикаторами, которые можно применить для исследования кислотности других растворов. Общее название таких растительных пигментов – флавоноиды. В эту группу входят так называемые антоцианы, которые обладают хорошими индикаторными свойствами.

Антоцианы можно извлечь из любых синих или красных частей растения. Если, к примеру, прокипятить нарезанный корнеплод столовой свёклы или листья краснокочанной капусты в небольшом количестве воды, то раствор окрасится в лиловый цвет. В таблице приведены сведения об изменении цвета экстракта разных растений в зависимости от среды.

 

Растение

Цвет экстракта растения в разных средах

Кислая среда

pH< 7

Нейтральная среда

pH= 7

Щелочная среда

pH> 7

Черника

Тёмно-красный

Светло-красный  (алый)

Зелёный

Вишня

Алый

Красный

Сине-зелёный

Фиалка фиолетовая

Розовый

Тёмно-фиолетовый

Синий

Свёкла столовая

Розовый

Бордовый

Жёлтый

Астра фиолетовая

Ярко-розовый

Красный

Тёмно-зелёный

Капуста краснокочанная

Красный

Фиолетовый

Сине-зелёный

Хризантема (белая)

Бесцветный

Бесцветный

Ярко-жёлтый

Мышиный горошек

Розовый

Коричневый

Коричневый

 

 

Вопросы для беседы

 

В процессе приготовления борща, в который обязательно кладут свёклу, вместо соли хозяйка положила столовую ложку пищевой соды. Какой цвет приобрёл борщ в результате такой ошибки? Укажите причину изменения цвета борща. Ответ: Использование пигментов для определения среды раствора впервые научно применено Робертом Бойлем в 1663 г. после случайного наблюдения. Бойль зашёл в лабораторию с букетом фиолетовых фиалок и положил их на стол, за которым в то время как лаборант наливал раствор какого-то вещества в сосуд для реакции. Капли этого вещества попали на цветы, и Бойль поместил их в стакан с водой, чтобы промыть. Цветы изменили свой цвет с фиолетового на розовый. Какое вещество попало на цветы?

экстракт хризантемы белой.

2) В растворе лимонного сока экстракт черники приобретает тёмно-красный цвет.

3) В растворе пищевой соды экстракт краснокочанной капусты не изменяет цвет.

4) Чтобы отличить раствор лимонной кислоты от раствора пищевой соды, можно

использовать экстракт астры фиолетовой.

5) Экстракт мышиного горошка изменит цвет в растворе уксуса.

Ответ: _______________________________________.

 

Чтобы отличить раствор уксуса от раствора поваренной соли, можно использовать

Ответ:

 

Выберите все правильные утверждения.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует заявленная презентация.

11 July