Материал на проверке

Урок химии с региональных компонентом по теме «Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 00:23 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Центр образования № 42"




III Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку урока с региональным компонентом




Урок химии по теме «Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов»




Автор Котова Екатерина Викторовна,

учитель химии

МБОУ ЦО №42, г. Тула



Технологическая карта урока химии в 9 классе

Тема «Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма проведения: традиционный урок с элементами проблемного обучения.

Цель урока: сформировать у учащихся четкое представление о причинно-следственной связи «Положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева – строение их атома – образование металлической связи в простом веществе и металлической кристаллической решётки – физические свойства – практическое применение».

Задачи урока

Образовательные:

актуализировать знания о положении металлов в Периодической системе химических Д.И. Менделеева;

продолжить формирование понятия металл-элемент как определённый вид атомов, способный легко отдавать электроны, входить в состав сложных соединений, образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами;

продолжить изучение металлической химической связи и металлической кристаллической решётки;

изучить общие физические свойства металлов, а также особые свойства некоторых представителей;

изучить области применения металлов на основе их физических свойств;

показать взаимосвязь между положением в Периодической системе, строением атома, физическими свойствами и областями применения металлов.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

формировать навыки самостоятельной работы с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева и учебником, а также контентом ФГИС «Моя школа»;

развивать познавательный интерес к химии;

развивать умение делать выводы на основе наблюдений и рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

воспитывать осторожность при работе с химическими материалами;

формировать научное мировоззрение;

воспитывать уважение к научному наследию Д.И. Менделеева;

воспитывать чувство гордости за достижения своей малой родины (Тульского региона).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

учащиеся умеют определять металлы по их положению в Периодической системе.

учащиеся будут знать основные физические свойства металлов (блеск, пластичность, ковкость, высокая тепло- и электропроводность, тугоплавкость, высокие температуры плавления и кипения);

учащиеся умеют объяснить изменение этого свойства с точки зрения определения атома и кристаллической решетки;

учащиеся могут привести примеры различных металлов и их применение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные: умение находить и обрабатывать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, хранить информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение понимать других и говорить с ними, выражать свои мысли, работать в паре;

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленному познанию;

формирование ответственного отношения к учебе;

формирование чувства гордости за свою малую родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.



Межпредметные связи: физика, география, история.


Оборудование:

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева; справочник химика (Таблица «Физические свойства металлов»).

образцы различных металлов (коллекции);

раздаточный материал – рабочие листы;

иллюстрации и надписи для оформления кабинета;

экран и проектор, компьютер, аудиозаписи, ресурсы ЦОС ФГИС «Мояшкола»;

учебник Химия 9 класс. Базовый уровень. УМК "Химия Габриеляна О.С.". ФГОС | Габриелян Олег Сергеевич, Остроумов Игорь Геннадьевич.

Цифровой образовательный и воспитательный контент ФГИС "Моя школа":

1. Общая характеристика химических элементов — металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/03e4c7a6-d39a-4412-9801-d63e9b2f4a81?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Широва М.

2. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/902a45c5-6df5-418a-ba03-67ca1f76f1a3?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Яковлева О. А.

3. Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/3e098831-e7b6-4fa5-8743-6cc446e18ab6?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Яковлева О. А.


Примечание: в связи с возрастными особенностями 9-классников в качестве физкультминуток использованы динамические смены поз обучающихся во время систематического обращения внимания на развешанные по всему кабинету иллюстрации, а также работы в паре с коллекыией металлов



t1762204332aa.png

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку, создание положительного эмоционального настроя.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

По кабинету развешены изображения металлических объектов. На партах рабочие листы

Постановка цели и задач урока

Включает контент ФГИС «Моя школа» № 2 и предлагает учащимся разгадать ребус, зашифрованный на рисунке 1, сообщает, что в ребусе зашифрована пословица. Предлагает подумать, в чём буквальный смысл пословицы и каково её толкование.







Предлагает учащимся назвать пословицу по рисунку 2. Предлагает подумать, в чём буквальный смысл пословицы и каково её толкование.










Предлагает учащимся по рисунку 3 назвать известную поговорку.

Предлагает подумать, о каком человеке говорят, что он прошёл огонь, воду и медные трубы? При чём здесь медные трубы?





Предлагает учащимся подумать, что объединяет предложенные поговорки, а также поискать глазами иллюстрации в оформлении доски. О чём пойдёт речь на уроке?

Предлагает тему записать на рабочих листах



Мы приступаем к изучению новой группы элементов. Давайте вспомним алгоритм изучения предыдущих групп элементов и поставим цели, задачи и определим структуру нашего цикла уроков о металлах.

Прикрепляю к доске цель урока: выяснить положение элементов металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, сделать вывод о строении их атомов, строении металлов – простых веществ, исследовать физические свойства и определить области применения на их основе.

Ответ: «Слово – серебро, молчание – золото» означает, что наши слова имеют очень высокую цену и могут быть подобны благородному металлу серебру, но есть и высшая драгоценность – молчание. Пословица даёт совет тщательно обдумывать каждое своё высказывание.

Ответ: «Куй железо, пока горячо». Под воздействием тепла металл становится более мягким, и, пока он раскалён, можно придавать ему любые формы. Пословица означает, что нужно действовать без промедления, пользоваться удобным моментом.

Ответ: «Пройти огонь, воду и медные трубы». «Пройти медные трубы означает пройти испытание славой». Так говорят о человеке, который преодолел много трудностей и жизненных испытаний

Ответ: «Речь пойдет о металлах»





Записывают тему в рабочих листах


Мы будем изучать: положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома, химическую связь в простом веществе, его физические свойства, химические, применение, свойства соединений.


Контент ФГИС «Моя школа» №2 (подробнее см. в оборудование к уроку):t1762204332ab.png






t1762204332ad.png













t1762204332ae.png

Актуализация опорных знаний

Включает контент ФГИС «Моя школа» № 3 и предлагает учащимся подумать, где в периодической системе располагаются металлы, а также закрасить их синим цветом в рабочих листах.





Предлагает сравнить радиусы атомов металлов и неметаллов и указать в рабочих листах направление их увеличения по ПСХЭ.







Предлагает записать в рабочих листах строение атомов Li, Na, K, Mg, Al с фронтальным опросом у доски, на их примере наглядно напоминаю причины возрастания радиуса атома в указанных выше направлениях.

Предлагает сделать выводы о строении атома. Краткую запись поможет сформулировать учебник (параграф 28, пункт 1)

Предлагает отметить в рабочих листах, что вместе с радиусом атома возрастает способность атома терять электроны внешнего уровня, а эти свойства называются восстановительными, что присуще металлам, также как основным свойства в соединениях.

Металлами называют не только химические элементы, но и простые вещества, образованные ими.

Демонстрирует учащимся контент ФГИС «Моя школа» № 3, на котором макет металлической кристаллической решётки и механизм образования металлической связи. Прошу вспомнить определение металлической связи из курса химии 8 класса.



Ответ: знаки металлических химических элементов расположены ниже ломаной линии B — Si — As — Te, также вовсех побочных подгруппах.

Ответ: радиусы атомов металлов больше, чем радиусы атомов неметаллов, находящихся в том же периоде, а по группе они увеличиваются сверху вниз.

Делают записи в рабочих листах, сверяют работы с информацией на доске. У доски 5 учеников чертят схемы строения атомов под контролем учителя.

Делают соответствующие записи в рабочих листах:

Атомы металлов характеризуются небольшим количеством электронов (один, два, три электрона) на внешнем уровне и большим радиусом атома.

Подписывают свойства, которые увеличиваются сверху вниз и справа налево по ПСХЭ.













Ответ: Металлическая связь – это вид химической связи, возникающий между катионами металлов посредством обобществлённых электронов.

Контент ФГИС «Моя школа» №3 (подробнее см. в оборудование к уроку):

t1762204332af.png



t1762204332ag.png









t1762204332ah.png



t1762204332ai.png

















Контент ФГИС «Моя школа» №3 ( см. в оборудование к уроку):

t1762204332af.png

t1762204332aj.png

Усвоение новых знаний



























































































































Первичная проверка понимания

Предлагает найти глазами слова, прикреплённые на стенах кабинета, и прикрепить их на доску.

Это строчка из гимна Тулы. Прошу всех встать, звучит гимн.











К полученной фразе на доске дописывает слово «Почему» и задает вопрос, на который ответим к концу урока: «Так почему Тула веками оружие ковала»

Включает контент ФГИС «Моя школа» № 3.

Cлово «металл» происходит от греческого metallon – рудник. Сделайте соответствующую запись в рабочем листе. Как вы думаете, почему металлы получили такое название?











Акцентирует внимание на одной из иллюстраций, расположенной на стенах кабинета: «В районе современной Тулы тоже расположены выходы железной руды. А согласно находкам археологов музея «Куликово поля» наиболее ранние их следы встречены на городище I века нашей эры в верховьях реки Тулицы.

Так какова одна из причин того, что Тула веками оружие ковала?







Дополняет ответ учеников: о данных фактах повествуется на выставках и экспозициях тульских музеев (акцентирует внимание на другую иллюстрацию), например музей-заповедник «Куликово поле», в том числе в Музейном квартале, Музей в усадьбе Мосоловых в Дубне, музей ПАО «Тулачермет», музей «Тульские древности», музей оружия и другие.


Выдаёт ученикам коллекции металлов, проводит инструктаж по работе с ней и предлагает в паре выполнить задания. Цель ознакомиться со свойствами различных металлов, представленных в коллекции, на основе их внешнего вида, физических свойств. Сформулируйте выводы, обобщая свойства металлов, представленных в коллекции и занести полученные сведения в схему рабочего листа.




Включает контент ФГИС «Моя школа» № 2.











Предлагаю найти в оформлении кабинета иллюстрации, которые демонстрируют некоторые физические свойства металлов и назвать их.




























Обращает внимание на красоту и сложность кованых изделий на иллюстрациях.



Тульская земля славится своими мастерами кузнечно-металлургического дела. Древние металлургические традиции переняли тульские кузнецы для производства разного вида оружия и стали ведущими мастерами в этой области, ведь Тульский край является важным рубежом на южном направлении подступов к столице.

С историей развития оружия можно познакомиться в одном из старейших музеев – Тульском государственном музее оружия.








Так какова ещё одна причина того, что Тула веками оружие коала?















На творческом наследии мастеров ушедших эпох возведен прочный фундамент современного тульского военно-промышленного комплекса, продолжающего и сегодня успешно трудиться на благо Отечества.

Собирают и крепят на доску фразу «Тула веками оружие ковала»

Встают на гимн Тулы






















Делают запись в рабочем листе. Изучают галерею изображений и приходят к выводу, что металлы добывают на рудниках из металлических полезных ископаемых.






Сменяют позу для того, чтобы рассмотреть иллюстрацию.











Ответ: «Природные ресурсы имели важнейшее значение для зарождения древней металлургии на территории Тульского края».


Сменяют позу для того, чтобы рассмотреть иллюстрации.













Выполняют задание в паре, в результате обсуждения, подбирают внешние признаки металлов, которые они могут отметить. Проводят визуальный осмотр, действуют магнитом, проверяют теплопроводность от теплоты рук и т.д. Формулируют выводы, оформляют отчёт.

Сверяют свои результаты с информационным контентом ФГИС «Моя школа»









Сменяют позы для поиска нужных иллюстраций. показывают иллюстрацию и называют свойство:

Твёрдость (высокаяплотность),

Металический блеск,

Тепло- и электропроводность,

Пластичность, тягучесть, ковкость
















Меняют позу для просмотра следующих иллюстраций

























Просмотр видео «Как мастера-металлурги ковали железо?» (Музей-заповедник «Куликово поле»)

Ответ: в связи с тем, что Тула всегда являлась защитной границей на южных рубежах подступов к Москве, в Туле всегда развивалась оружейное дело, поэтому мастерство кузнецов и других мастеров работы с металлов активно развивалась.





Звучит отрывок гимна Тулы со словами:

Тула веками оружье ковала, Стала похожа сама на ружьё -

Слышится звон боевого металла.

В древних названиях улиц её






Контент ФГИС «Моя школа» №3 (подробнее см. в оборудование к уроку):

t1762204332al.png

t1762204332am.png



t1762204332an.pngИллюстрации на стенах кабинета:

t1762204332ao.png






​​​​







 



t1762204332ap.png

t1762204332aq.png

t1762204332ar.png





Лабораторный опыт «Ознакомление с образцами металлов», работа в паре.













Контент ФГИС «Моя школа» №2 ( см. в оборудование к уроку):

t1762204332as.png

t1762204332at.pngИллюстрации в кабинете:

t1762204332au.png

t1762204332av.pngt1762204332aw.pngt1762204332ax.png

t1762204332ay.png

t1762204332az.jpg

Первичное закрепление

Включает контент ФГИС «Моя школа» №1 га соотнесение строения, свойств и применения веществ.

Выполненное задание структурирует представления о взаимосвязи строения вещества, его свойствах и областях применения.

Соотносят особенности строения металлов, общие физические свойства металлов и примеры применения металлов.

Контент ФГИС «Моя школа» №1 (подробнее см. в оборудование к уроку):

t1762204332ba.pngt1762204332bb.png

Информация о домашнем задании

Включает контент ФГИС «Моя школа» №1.

Предлагает выполнить вариативное творческое домашнее задание. Ссылка на контент будет размещена в электронном журнале.


Вариант 1

Составь кроссворд о металла объёмом не менее 10 слов

Вариант 2

Найди и запиши названия литературный произведений (не менее 3-х), в названиях которых упоминались бы металлы. Объясни, почему они используются в названии.

Вариант 3. Запиши выражения, в которых бы использовались прилагательные, образованные от названий металлов (не менее 4-х) и объясни их смысл.

Вариант 4. Сделай сообщение о применении какого-либо металла, связанного с его особым физическим свойством.

Записывают задание. Задают вопросы

Контент ФГИС «Моя школа» №1 (подробнее см. в оборудование к уроку):

t1762204332bc.png

t1762204332bd.png

Подведение итогов. Рефлексия

Логика изучения химической науки отражается в следующей последовательности: строение веществ определяет свойства, свойства определяют области применения веществ человеком.

Проследили мы эту закономерность?

Достигли ли цели урока? Что запомнили? Что поняли? Чему научились?

Подведение итогов урока, анализ собственной деятельности и полученных результатов



t1762204332be.jpg


Список используемой литературы:

1. Общая характеристика химических элементов — металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/03e4c7a6-d39a-4412-9801-d63e9b2f4a81?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Широва М.

2. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/902a45c5-6df5-418a-ba03-67ca1f76f1a3?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Яковлева О. А.

3. Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка https://academy-content.apkpro.ru/ru/lesson/3e098831-e7b6-4fa5-8743-6cc446e18ab6?backUrl=%2Fru%2Ffavorites Автор: Яковлева О. А.

4. Видео "Как мастера-металлурги ковали железо?» (Музей-заповедник «Куликово поле») https://rutube.ru/video/31bd17ed10e135c969d71c0db33dca39/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.