12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Менухова Лидия Николаевна151
45 лет, высшая квалификационная категория
Россия, Вологодская обл., с.Кубенское

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Культура 19 века. Русская живопись»

УМК РИТМ учебник Окружающий мир авторы Е В.Саплина, В.И.Сивоглазов, А.И.Саплин. Москва, Дрофа

Цель: Познакомить учащихся с великими художниками 19 века, биографическими сведениями о них и произведениями.

Задачи: - расширить знания учащихся о художниках 19 века;

- узнать факты биографии;

- познакомиться с произведениями искусства, созданными художниками;

- развивать эстетический вкус.

 

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, ноутбуки с программой SMART

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент

Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по истории нашей страны и сегодня мы пополним свой багаж знаний.

Мотивационный настрой

2

Проверка домашнего задания

Но сначала вспомним, какие изменения произошли в науке и технике в России в 19 веке.

Задания . Приложение 1Работа в программе SMART

Ученики выполняют задание в программе SMART и проверяют по слайду.

3

Целеполагание

1. Вступительная беседа

Культура 19 века. Что обозначает это слово?

Культура- 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека . 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

 

19 век называют «золотым веком» русской культуры.

- Как вы думаете, почему ?

(Возможно, в этом веке совершались великие открытия в искусстве).

-А, что означает «Золотой век» (Затруднение).

-Так как этот период ознаменовался расцветом в музыке, литературе, живописи. XIX век дал России многих великих людей. Творчество русских художников, поэтов, композиторов одушевляла горячая любовь к родине и к человеку. Они создали эстетически совершенную форму искусства, способную передать все богатство содержания, рожденного жизнью. Вот именно поэтому XIX век был назван «Золотым».

19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей появились и стали известными именно в 19 веке. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке. А поговорим мы сегодня о художниках 19 века. Тема урока «Русская живопись». (на доске)

- Какую цель мы поставим перед собой? Задачи.

Находят определение слова в словаре.

Познакомиться с великими художниками 19 века.

Задачи:

- узнать факты биографии;

- познакомиться с произведениями, созданными художниками;

- увидеть и прочувствовать образы, созданные художниками.

4

Новый материал

1)- Итак, первая задача, поставленная нами: узнать факты биографии художников. А какие художники творили свои произведения? Давайте найдём об этом информацию в учебнике. Орест Кипренский, Василий Тропинин, Василий Суриков, Василий Перов, Илья Репин и др.)

- Давайте послушаем интересные факты биографии художников

2) – Вторая наша задача познакомиться с произведениями искусства, созданными этими великими художниками.

Где мы можем увидеть их? (В музее)

Какие вы знаете музеи? (Эрмитаж, Третьяковская галерея)

-И так мы с вами отправляемся в Третьяковскую галерею.

(Виртуальная экскурсия)

(Ученики смотрят фильм о произведениях, созданными художниками. Фильм сделан учителем в программе Киностудия Windows Live? приложение)

3)- Следующая задача: увидеть и прочувствовать образы, созданные художниками.

(Работа в парах)

- Предлагаю вам рассмотреть картины художников и рассказать о них по плану:

1) Что ты видишь на картине.

2) Что ты можешь сказать о жизни людей, изображённых на картине?

3) Какое впечатление произвела на тебя картина?

(картины В.Перов «Тройка», В.Перов «Приезд гувернантки», И.Репин «Бурлаки на Волге»)

4)- Мы познакомились только с малой частичкой художников 19 столетия. Кто захочет узнать побольше может обратиться к Интернету, сходить в библиотеку.

Выступления учеников, подготовленных заранее.

В музеях. В Третьяковской галерее.

Дети работают в парах по плану, затем выступают.

5.

Рефлексия

Самооценка

- Разгадайте кроссворд о художниках. (Кроссворд сделан в программе SMART)

Приложение 4

- Работа с оценочными листами Приложение 5

Ученики разгадывают кроссворд в программе SMART

Самооценка

6.

Домашнее задание

Уч. С. 55-59,приготовить сообщение или презентацию о других художниках

 


 

Приложение 1

Соотнесите учёного и его открытие.

Б.С.Якоби

Русский географ, исследователь Центральной Азии. Открыл и описал дикого верблюда и лошадь.

П.Н.Яблочков

Изобрёл электрический мотор.

В.В.Докучаев

Впервые применил наркоз в боевых условиях и применил гипс при лечении переломов.

Н.И. Пирогов

Создал науку о почвах.

Н.М. Пржевальский

Изобрёл электрические свечи, землемерный инструмент, придумал прибор, измеряющий расстояния по числу оборотов колёс кареты.

Исправьте ошибки в тексте

В 20 веке происходят изменения в медицине. Они связаны с именем военного врача П.Н.Яблочкова. Операции в те времена делали без обезбаливания. Многие раненые умирали от болевого шока. Географ Пирогов впервые применил наркоз в боевых условиях. Другим важным открытием Пирогова было создание электрического мотора.

 

Приложение 2

Василий Иванович Суриков

Родился 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии Гребнева.

С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, стал членом Союза русских художников. Неоднократно совершал путешествия за границу .

Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На его полотнах реальные исторические лица соседствуют с людьми самых разных сословий. Первое значительное произведение Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) — сразу принесло автору известность. Знаменитая его картина «Боярыня Морозова» (1887 г.).

В 90-х гг. наступил новый этап в творчестве Сурикова. Его работы того времени отличаются яркостью красок, многоплановостью изображения. «Взятие снежного городка» (1891 г.) — эпизод народной игры на Масленой неделе. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) художник восхищается мужеством и выносливостью русских воинов.

Последнее крупное произведение Сурикова — «Степан Разин» (1907 г). Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей.

Умер 19 марта 1916 г. в Москве.

Илья Ефимович Репин

Родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне в Харьковской области) в семье военного поселенца.

Первые навыки в живописи приобрёл в школе военных топографов. В 1863 г. учился в рисовальной школе в Петербурге, в 1864—1871 гг. — в Академии художеств.

Под впечатлением путешествия по Волге Репин написал картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. Он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни . Позднее он обращается к теме революционной борьбы. Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист.

В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора.

Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

Репин передал свои картины в дар России (большинство из них хранятся в Третьяковской галерее).

Умер 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Тропинин Василий Андреевич

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова.

Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин.

В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения — по прихоти помещика он был отозван из Петербурга.

До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни.

Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей.

Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов.

В картинах «Кружевница» (1823 г.), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа.

Умер 15 мая 1857 г. в Москве.


 

Василий Григорьевич Перов

Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Отец Василия, Григорий Карлович Криденер был прокурором. Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Когда семья жила под Арзамасом, в дом однажды пригласили местного художника подправить старый портрет отца. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Родители Василия поощряли его увлечение. Проучившись три года уездном училище Арзамаса, в 1846 году Перов поступил в художественную школу. Перов пишет автопортрет, портреты родителей.

В 1853 году художник отправляется в Москву, где поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества. 1870-е годы – период расцвета творчества Перова. Среди лучших произведений этого периода - картины «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Особенностью творчества Василия Григорьевича является то, что он писал рассказы о жизни героев своих картин. Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже.

В 1870-х годах Василий Григорьевич обращается к портретному жанру. Художник пишет портреты представителей русской интеллигенции. В 1870 году Перов стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Художник Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года от туберкулеза. Похоронен он на Даниловском кладбище.

 

Орест Адамович Кипренский

Внебрачный сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался в Воспитательном училище при петербургской Академии . Всё творчество Кипренского связано с жанром портрета. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.

В 1809—1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург. Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.

В 1816 г. уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже.

Он делает портреты своих видных современников.

Однако последние годы жизни художника характеризуются лишениями и болезнью. Вдали от Родины талант живописца постепенно угасал. Ему так и не суждено было вернуться в Россию. Русский художник Орест Адамович Кипренский умер в Риме 5 октября 1836 года.

 

Приложение 3

Бурлаки на Волге

Группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.


 

Тройка

По пустынно и зловеще мрачной улице, заметаемой ледяной метелью, трое детей везут огромный чан с водой, покрытый рогожей. Вода, выплескиваясь из чана, мгновенно замерзает, превращаясь в сосульки. Так автор обозначает зимнюю стужу, что делает работу еще драматичней.

Три детские фигуры, разные, но одинаково изможденные запряжены в повозку подобно тройке лошадей. Прямо к зрителю обращено лицо единственной в упряжке девочки. Распахнувшийся тулупчик открывает старую, застиранную юбку. Глаза полузакрыты, на лице напряжение и невыразимая мука. Волосу ее треплет холодный ветер, а тяжелые и не по возрасту большие ботинки еще больше подчеркивают хрупкость девчоночьей фигурки.

Крайний слева мальчик, судя по всему самый младший из троицы. Тяжелый труд, кажется, практически полностью лишил его сил. Рука безвольно висит, напряжение читается во всем теле, а тонкая бледная детская шея и взгляд, полный отчаяния и безысходности, довершает трагическую картину.

Недетские глаза троицы страдальцев, их одежда с чужого плеча, непосильный труд - мастер призывает зрителя ужаснуться положением детей, призывает к милосердию.

Особое внимание стоит обратить на окружающий пейзаж. Пустынная улица, монастырская стена (это легко определить по части ворот с образом над ними), две человеческие фигуры - кутающийся в шубу от холода мужчина, подталкивающий сзади бочку с водой человек. Автор не показывает нам лиц взрослых людей. Они словно и не присутствуют в картине, становятся только частью пейзажа.

Совсем невесел пес, бегущий рядом. Оскалившись на холод, тьму и сумерки, он сопровождает своих хозяев, перенося все лишения и трудности вместе с ними.

Автор выбирает самые мрачные и невыразительные краски для своей работы, свет выхватывает из морозной дымки лишь лица трех главных героев.

Серое, мрачное небо оживляют несколько летящих птиц, также страдающих от морозов.

Серый, грязный снег под ногами, разбросанный хворост, обледеневшие сани. Все перечисленное усиливает впечатление от картины, наполняя ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности.

 

Приезд гувернантки в купеческий дом

Гувернантка приехала в богатый дом – эка невидаль! Но на самом деле эта ситуация хоть и была вполне обычной, воспринималась все же необыкновенно.

Зажиточные люди приняли в свой дом женщину, которая обучит их детей необходимым манерам. Такие богатые господа, как правило, и понятия не имели о том, круглая ли земля и на чем она стоит. Не до науки им. А детей своих хотят учеными сделать – кто бы желал иной судьбы своему чаду.

У них свои заботы, у них свои дела – мать живет в удовольствии, чаи гоняет, сплетничает. Манерам не обучена особо, да и к чему ей это все. Отцу и подавно французским манерам обучаться бессмысленно. И хотя оба родителя особого значения в этой даме не видят, хотят чтобы все у них «как у людей» было.

Прием гувернантки отнюдь не теплый. Несчастная кланяется купцу, а тот подозрительно на нее глядит – кто такая, где взялась. Он снисходительно поглядывает на нее сверху вниз, сразу указывая ей ее место в этом доме.

Рядом с отцом сын купца. Он – молодой мужчина, надменно, но с нескрываемым интересом изучает новую женщину в их доме. За купцом припрятались купчиха и их дочери. Все с интересом рассматривают гостью. Невоспитанность из них видна невооруженным глазом: от удивления милые барышни даже пооткрывали рты.

С левой стороны в еще одном дверном проему собралась прислуга купеческого дома. Те с таким же интересом поглядывают на барышню, однако нет надменности в их взглядах. Дама с высокими манерами скоро присоединится к их занятиям в этом доме и пополнит их компанию.

К чему купеческим дочерям французские манеры? Но теперь дело гувернантки – учить их языку, великосветским манерам обхождения, шитью да вышиванию – всем девичьим увлечениям того времени. Могла ли она себе представить, что получив прекрасное образование, окажется здесь? Увы, но вряд ли такой судьбы ждала себе гувернантка…


 

Приложение 5

Критерии

Баллы от 1 до 3

Рассказ о художнике

Умение работать в паре

Освоение материала урока

Общее количество баллов

         
Опубликовано в группе «начальные классы Конкурсы для педагогов и учащихся, в которых следует поучавствовать»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.