Технологическая карта урока «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века» (11 класс)
Технологическая карта урока
Учитель: Лобанова В. И.
Предмет: Мировая художественная культура
Класс: 11
Тип урока: урок-исследование
Тема |
Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века |
Цель |
Выявить и сформулировать идеи романтизма в русской культуре начала XIX века |
Задачи |
Образовательные: формировать интерес к изучению художественной культуры России |
УУД |
ЛичностныеУУД: осознавать ценность культуры различных стран и место отечественного искусства, ориентироваться в системе моральных норм, представленных в произведениях искусства. Регулятивные УУД: - принятие решения в проблемной ситуации; - адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; - давать определения понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение; - объяснять явление, процессы, связи и отношения. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать: особенности возникновения и основные черты романтизма в русской культуре, основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Личностные: формирование целостного представления о мире, о формах бытия искусства; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; накопление опыта эстетического переживания; развитие образного восприятия и творческого самовыражения личности. - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умение применять методы познания через художественный образ; - способность развивать критическое мышление и аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства; - владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); - умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на: 1) выявление причинно-следственного связей; 2) поиск и извлечение нужной информации по теме в источниках различного типа; 3) поиск аналогов в жизни и искусстве, аргументирование своей точки зрения. |
Основные понятия |
Романтизм, романтический герой, национальные ценности, национальная культура. |
Межпредметные связи |
Литература, история, искусство |
Ресурсы
|
Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация. Дополнительные – материалы Интернета |
Формы урока |
Фронтальная, парная, групповая. |
Технология |
Проблемное обучение |
Структура урока «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века»
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Метапредметные УУД |
||||
Актуализация знаний. |
Систематизация информации |
Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов |
- Каковы идеи «Романтизма» в Западноевропейском искусстве XIX? - Каковы причины смены западноевропейского мировоззрения? - Каковы характеристики образа человека-романтика и нового героя? - Появились ли новые темы в искусстве? Если да, то какие? - Что такое песня, баллада, элегия, серенада? - Попробуйте выстроить схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения. - Сформулируйте тему урока. |
Знание признаков понятия романтизм. |
Познавательные |
Изучение нового материала |
|
|
|||
1. Парная работа учащихся с раздаточным материалом |
Заполнение таблицы видов русского искусства |
Постановка вопросов |
Парная работа по разделам: Литература: В.А. Жуковский баллады «Светлана», «Людмила», К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, Е.В. Баратынский Живопись: О.А. Кипренский «Автопортрет», «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Тропинин «Автопортрет», «Портрет А.С. Пушкина», «Кружевница», А.Г. Венецианов «Автопортет», «Крестьянка с васильками». Театр: создание Большого и Малого театров. Музыка: М.И. Глинка опера «Жизнь за царя», романс «Я помню чудное мгновенье», А.А. Алябьев романс «Соловей», А.Е. Варламов романсы «Горные вершины», «Белеет парус одинокий» |
Знание понятия романтизм. |
Познавательные |
2. Зрительный ряд иллюстративного материала русской живописи XVIII-начала XIX века ( работы художников А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмова, Д.Г. Левицкого) |
Решение познавательных задач |
Постановка вопросов |
- Где заканчивается период русского классицизма в живописи XVIII века и начинается век романтического героя? - Как изменился в живописи новый образ героя-романтика? |
Знание понятий классицизм и романтизм |
Познавательные |
3. Романтизм |
Работа в группах с информацией. Демонстрация своих образовательных продуктов |
Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения. |
Учащиеся получают раздаточные текстовые и иллюстративные материалы для работы в группе и представления своих ответов. Историки дают краткую характеристику событий, повлиявших на изменение художественного образа в искусстве. Литераторы обращают внимание на характерные приемы изображения героя-романтика. |
Знание понятия романтизм. |
Коммуникативные |
4. Виртуальная экскурсия по залам музея |
Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов |
Организация групповой работы. Организация обсуждения. |
Экскурсоводы, сопровождая всех по виртуальной выставке, дают краткую характеристику творческого метода художников и их романтических героев. |
Знание понятия романтизм. |
Познавательные Коммуникативные |
Закрепление нового материала Время – 3 мин. |
Работа в группе. Демонстрация своих образовательных продуктов |
Определение задания |
Составить синквейн на тему «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века» |
Коммуникативные |
|
Домашнее задание Время – 2 мин |
Написать эссе на тему «Влияние идей романтизма на живопись и мое прочтение картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» |
Вопросы для размышления: - Как идеи романтиков повлияли на творчество русского художника А.А Иванова? - Почему в середине XIX века создается картина на евангельский сюжет? - Считаете ли Вы это произведение только библейской картиной и почему? Можно ли считать эту картину актуальной для современного общества или эта часть культурного наследия, которому место в зале музея? |
Познавательные |
||
Рефлексия |
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. |
Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. |
Закончить предложение… |
|
Регулятивные |
Залевская Наталья Ивановна