Урок информатики в 10 классе по теме «Структуры данных (таблицы)»

3
0
Материал опубликован 26 January 2019

Пояснительная записка к презентации

 Класс - 10

Раздел программы – Информационные модели и структуры данных

Тема урока – Практическая работа: структуры данных (таблицы)

Цели урока:

Воспитательная цель: приобретение опыта ведения диалога, организации самостоятельной работы.

Развивающая цель: способствование развитию логического мышления, сохранению интереса к предмету, развитию речи, внимания.

Образовательная цель: формирование навыка составления вычислительных таблиц для решения информационных задач, используя прикладное ПО.

Задачи урока:

Систематизировать знания о табличных информационных моделях.

сформировать представление о вычислительных таблицах;

научить создавать вычислительные таблицы в MS WORD;

закрепить навыки работы с вычислительными таблицами в MS Excel;

развивать способность учащихся анализировать информацию;

сформировать представление о табличном решении простых профессиональных задач;

воспитание творческого подхода к работе.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

Рабочее место ученика, учителя (программное обеспечение - MS Excel, MS WORD,MS Power Point)

Проекционное оборудование.

Раздаточный материал (таблица ООМ, задание для ПР.).

2 Рабочих файла для выполнения практической работы , заранее установленный на все компьютеры.

Описание хода урока:

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Объяснение нового материала.

Работа в паре

Комментарии к практической работе.

Индивидуальная практическая работа.

Постановка домашнего задания.

Итог урока.

Ход и содержание урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.(1 мин)

2. Актуализация знаний.(2 мин)

Слайд 1.

В современном мире идёт очень большой поток информации, и в каждой организации, предприятии практически ежедневно приходится составлять массу отчетов по результатам проделанной работы по тому или иному направлению, и, как правило, эти отчеты оформляют в виде таблиц. Ведь таблицы –это мощнейший инструмент для систематизации информации .

? Почему же информация, представленная в виде таблиц так популярна?

( компактна, наглядна, сортирована).

 

Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения и анализа, имеющихся в них данных надо приложить определенные усилия.

Слайд 3.

3. Формулирование темы и цели урока.(1мин)

Таблица как средство моделирования. Сегодня вы узнаете о различных типах таблиц, вспомните преобразование текстовой информации в таблицу, будете учиться анализировать табличные модели.

4. Объяснение нового материала.(10 мин)

- Давайте вспомним основные структурные элементы таблицы и правила их оформления.

Слайд 4.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:

Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.

В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают  в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.

Желательно, чтобы  все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? – данные неизвестны; Х- данные невозможны;

Сегодня мы рассмотрим с вами различные типы Простых и Сложных таблиц.

Слайд 5.

Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Прочитайте в учебнике с. 75-76 о простых таблицах.

Какие типы таблиц описаны в учебнике?

Слайды 6-7. Это таблицы объекты свойства и объекты-объекты.

Слайд 8.

Посмотрит е на примеры сложных таблиц. Обратите внимание на верхний и боковой заголовок этих таблиц. Практически все они имеют сложную, многоярусную структуру.

К сложным относят таблице ООМ и ОСО.

Слайд 9,10.

На столах лежат карточки (работа в парах). Представьте себе, что вы работник типографии и ваш друг сделал вам заказ на изготовление наклеек в вагоны с графиком движения поезда, но информацию предоставил в текстовом виде. Преобразуйте её к табличной модели.

«Проанализировать данные и построить таблицу типа ООМ.

Информация о движении поездов №21 Пермь - Москва и № 22 Москва - Пермь.

Учесть, что в пути поезда находятся не более суток.

Время отправления поезда № 21 из Перми 12.12. Время отправления поезда №22 из Владимира 22.06. Время стоянки поезда №22 в Нижнем Новгороде 12 мин. Время отправления поезда №21 из Кирова 19.56. Время стоянки поезда №21 в Кирове 17 мин. Время прибытия поезда №22 в Нижний Новгород 1.22. Время стоянки поезда №21 во Владимире 20 мин. Время отправления поезда №22 из Кирова 8.04. Время прибытия поезда №21 в Нижний Новгород 2.33. Время отправления поезда №22 из Москвы 19.00. Время прибытия поезда №21 во Владимир 6.00. Время прибытия поезда №21 в Киров 19.39.Время стоянки поезда №21 в Нижнем Новгороде 12 мин. Время отправления поезда №21 из Владимира 6.20. Время отправления поезда №21 из Нижнего Новгорода 2.45.Время прибытия поезда №22 во Владимир 21.48. Время прибытия поезда №22 в Киров 7.48. Время отправления поезда №22 из Нижнего Новгорода 1.34. Время стоянки поезда №22 во Владимире 18 мин. Время прибытия поезда №21 в Москву 9.20. Время стоянки поезда №22 в Кирове 16 мин. Время прибытия поезда №22 в Пермь 16.01. »

Взаимопроверка с другой парой.

Множество задач, которые предстоит решать фирмам, предприятиям и организациям носят учетно – аналитический характер и требуют табличной компоновки данных с подведением итогов по различным группам и разделам данных, например, при составлении справок для налоговых органов, итогам финансовой деятельности, различных отчетов. Для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме, используют вычислительные таблицы. Какой программой можно пользоваться для создания расчетных таблиц?

Комментарии к практической работе.(1 мин)

Я предлагаю вам выполнить два задания в разном ПО, по заполнению и анализу информации в вычислительных таблицах. Выполнение первого задания и ответа на 1 вопрос второго-это оценка «3», верные ответы с применением вычислений на любые ещё два вопрса-«4», выполнена вся работа с применением вычислений «5»

Индивидуальная практическая работа.(20 мин)

Постановка домашнего задания.(1 мин)

Пар.14, №16(2)и задача с карточки-«В финале турнира по настольному теннису встретились учителя школ: №1, №2, №3, №4, №5, и №6. Все они были разных специальностей: физик, химик, историк, биолог, физрук и математик. Необходимо определить специальность каждого из теннисистов по следующим данным. В первом туре учитель школы №1 выиграл у физика, учитель школы №3 у химика, а учитель из 2 школы у биолога. Во втором туре учитель 5 школы выиграл у химика. В третьем и четвертом турах биолог из-за командировки не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались учителя 5 и 6 школ. В четвертом туре учитель 3 школы выиграл у математика. Победителями турнира оказались учителя из 1 и 3 школы, а хуже всех выступил физрук».

Итог урока сообщение оценок за урок (2 мин)


  1. Презентация к уроку
    PPTX / 1.72 Мб

    Для работы в парах
    DOC / 32 Кб

    Задание 2
    XLSX / 14.92 Кб

    Задание 1
    DOCX / 15.77 Кб

    Текст практической работы
    DOCX / 66.56 Кб


  2.  

Предварительный просмотр презентации

Достоинства таблиц Компактность Наглядность Возможность сортировки информации

Табличные информационные модели

Структура таблицы боковик Верхний заголовок Столбцы СТРОКИ Название таблицы

Простые таблицы С.75-76

Таблицы «объект-свойство» С помощью таблиц устанавливается связь между несколькими элементами. Каждая строка относится к конкретному объекту, а столбцы отражают свойства объекта Номер игр Страна Место проведения Год проведения Особенности Талисман Изображение талисмана Медальный зачет XXII Россия Сочи 2014 Самая протяженная эстафета олимпийского огня Леопард Белый медведь Зайка Россия Норвегия Канада XXIII Корея Пхёнчхан 2018 Отстранение команды России от участия Белый тигр Сухоран Норвегия Германия Канада История последних зимних олимпийских игр

«объект-объект» Таблицы Связь между объектами двух типов: судьями и спортсменами Двоичные матрицы- отражают качественную связь между объектами: есть связь или нет связи Фамилия Вид спорта Биатлон Лыжи Фигурное катание Прыжки с трамплина Конькобежный Малышко Дмитрий  1 0 0  0 0 Большунов Александр 0  1  0 0 0 Ягудин Алексей  0 0 1  0 0 Сергей Трофимов  0  0  0 0  1 Климов Евгений  0  0  0 1   0 Протокол соревнований № судьи № спортсмена 1 2 3 4 5 1 5,6 5,5 5,2 5,9 5,8 2 5,8 5,4 5,3 6 5,4 3 5,6 5,5 5,4 5,5 5,6 4 5,8 5,6 5,3 5,8 5,7 5 5,7 5,4 5,4 5,7 5,8

Сложные таблицы

Таблицы «объекты – объекты - много» Название класса первых объектов пары Название класса вторых объектов пары Название 2-го объекта из 1-й пары Название 2-го объекта из 2-й пары Название 2-го объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия первых объектов Значения свойств пары объектов Фамилия Предмет Русский язык Математика Литература I II Год I II Год I II Год Иванов 3 4 4 3 3 3 4 4 4 Климин 4 4 4 4 4 4 5 4 4 Сомов 5 4 4 5 5 5 5 5 5 Платонов 3 3 3 3 3 3 4 3 3

Таблицы «объекты-свойства-объекты» Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Названия класса объектов, для которых есть только парные свойства Название объекта из 1-й пары Название объекта из 2-й пары Название объекта из 1-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств Фамилия И.О. Год рождения пол Испытания Бег Прыжки в динну Дистанция,м Время, с значок с места/ с разбега Результат см значок Якимец П.П. 2001 м 100 13,3 золото С места 210 серебро Фоменко И.И. 2002 ж 30 5 Золото С места 160 Бронза Коваль И.И. 2001 ж 60 10,5 бронза С разбега 300 серебро ГТО

График движения поездов №21 и №22 Станция Поезд №21 №22 прибытие стоянка отправление прибытие стоянка отправление Пермь - - - - Москва - - - -

График движения поездов №21 и №22 Станция Поезд №21 №22 прибытие стоянка отправление прибытие стоянка отправление Пермь - - 12.12 16.01 - - Киров 19.39 17 19.56 7.48 16 8.04 Нижний 2.33 12 2.45 1.22 12 1.34 Владимир 6.00 20 6.20 21.48 18 22.06 Москва 9.20 - - - - 19.00

Типы таблиц Простые Объект-объект Объект-свойства Сложные Объект-свойства-объекты Объекты-объекты-несколько Опорный конспект

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации