Урок информатики в 10 классе по теме «Структуры данных (таблицы)»
Пояснительная записка к презентации
Раздел программы – Информационные модели и структуры данных
Тема урока – Практическая работа: структуры данных (таблицы)
Цели урока:
Воспитательная цель: приобретение опыта ведения диалога, организации самостоятельной работы.
Развивающая цель: способствование развитию логического мышления, сохранению интереса к предмету, развитию речи, внимания.
Образовательная цель: формирование навыка составления вычислительных таблиц для решения информационных задач, используя прикладное ПО.
Задачи урока:
Систематизировать знания о табличных информационных моделях.
сформировать представление о вычислительных таблицах;
научить создавать вычислительные таблицы в MS WORD;
закрепить навыки работы с вычислительными таблицами в MS Excel;
развивать способность учащихся анализировать информацию;
сформировать представление о табличном решении простых профессиональных задач;
воспитание творческого подхода к работе.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
Рабочее место ученика, учителя (программное обеспечение - MS Excel, MS WORD,MS Power Point)
Проекционное оборудование.
Раздаточный материал (таблица ООМ, задание для ПР.).
2 Рабочих файла для выполнения практической работы , заранее установленный на все компьютеры.
Описание хода урока:
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Формулирование темы и цели урока.
Объяснение нового материала.
Работа в паре
Комментарии к практической работе.
Индивидуальная практическая работа.
Постановка домашнего задания.
Итог урока.
Ход и содержание урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.(1 мин)
2. Актуализация знаний.(2 мин)
Слайд 1.
В современном мире идёт очень большой поток информации, и в каждой организации, предприятии практически ежедневно приходится составлять массу отчетов по результатам проделанной работы по тому или иному направлению, и, как правило, эти отчеты оформляют в виде таблиц. Ведь таблицы –это мощнейший инструмент для систематизации информации .
? Почему же информация, представленная в виде таблиц так популярна?
( компактна, наглядна, сортирована).
Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения и анализа, имеющихся в них данных надо приложить определенные усилия.
Слайд 3.
3. Формулирование темы и цели урока.(1мин)
Таблица как средство моделирования. Сегодня вы узнаете о различных типах таблиц, вспомните преобразование текстовой информации в таблицу, будете учиться анализировать табличные модели.
4. Объяснение нового материала.(10 мин)
- Давайте вспомним основные структурные элементы таблицы и правила их оформления.
Слайд 4.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:
Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? – данные неизвестны; Х- данные невозможны;
Сегодня мы рассмотрим с вами различные типы Простых и Сложных таблиц.
Слайд 5.
Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Прочитайте в учебнике с. 75-76 о простых таблицах.
Какие типы таблиц описаны в учебнике?
Слайды 6-7. Это таблицы объекты свойства и объекты-объекты.
Слайд 8.
Посмотрит е на примеры сложных таблиц. Обратите внимание на верхний и боковой заголовок этих таблиц. Практически все они имеют сложную, многоярусную структуру.
К сложным относят таблице ООМ и ОСО.
Слайд 9,10.
На столах лежат карточки (работа в парах). Представьте себе, что вы работник типографии и ваш друг сделал вам заказ на изготовление наклеек в вагоны с графиком движения поезда, но информацию предоставил в текстовом виде. Преобразуйте её к табличной модели.
«Проанализировать данные и построить таблицу типа ООМ.
Информация о движении поездов №21 Пермь - Москва и № 22 Москва - Пермь.
Учесть, что в пути поезда находятся не более суток.
Время отправления поезда № 21 из Перми 12.12. Время отправления поезда №22 из Владимира 22.06. Время стоянки поезда №22 в Нижнем Новгороде 12 мин. Время отправления поезда №21 из Кирова 19.56. Время стоянки поезда №21 в Кирове 17 мин. Время прибытия поезда №22 в Нижний Новгород 1.22. Время стоянки поезда №21 во Владимире 20 мин. Время отправления поезда №22 из Кирова 8.04. Время прибытия поезда №21 в Нижний Новгород 2.33. Время отправления поезда №22 из Москвы 19.00. Время прибытия поезда №21 во Владимир 6.00. Время прибытия поезда №21 в Киров 19.39.Время стоянки поезда №21 в Нижнем Новгороде 12 мин. Время отправления поезда №21 из Владимира 6.20. Время отправления поезда №21 из Нижнего Новгорода 2.45.Время прибытия поезда №22 во Владимир 21.48. Время прибытия поезда №22 в Киров 7.48. Время отправления поезда №22 из Нижнего Новгорода 1.34. Время стоянки поезда №22 во Владимире 18 мин. Время прибытия поезда №21 в Москву 9.20. Время стоянки поезда №22 в Кирове 16 мин. Время прибытия поезда №22 в Пермь 16.01. »
Взаимопроверка с другой парой.
Множество задач, которые предстоит решать фирмам, предприятиям и организациям носят учетно – аналитический характер и требуют табличной компоновки данных с подведением итогов по различным группам и разделам данных, например, при составлении справок для налоговых органов, итогам финансовой деятельности, различных отчетов. Для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме, используют вычислительные таблицы. Какой программой можно пользоваться для создания расчетных таблиц?
Комментарии к практической работе.(1 мин)
Я предлагаю вам выполнить два задания в разном ПО, по заполнению и анализу информации в вычислительных таблицах. Выполнение первого задания и ответа на 1 вопрос второго-это оценка «3», верные ответы с применением вычислений на любые ещё два вопрса-«4», выполнена вся работа с применением вычислений «5»
Индивидуальная практическая работа.(20 мин)
Постановка домашнего задания.(1 мин)
Пар.14, №16(2)и задача с карточки-«В финале турнира по настольному теннису встретились учителя школ: №1, №2, №3, №4, №5, и №6. Все они были разных специальностей: физик, химик, историк, биолог, физрук и математик. Необходимо определить специальность каждого из теннисистов по следующим данным. В первом туре учитель школы №1 выиграл у физика, учитель школы №3 у химика, а учитель из 2 школы у биолога. Во втором туре учитель 5 школы выиграл у химика. В третьем и четвертом турах биолог из-за командировки не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались учителя 5 и 6 школ. В четвертом туре учитель 3 школы выиграл у математика. Победителями турнира оказались учителя из 1 и 3 школы, а хуже всех выступил физрук».
Итог урока сообщение оценок за урок (2 мин)