12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахолкова Ирина Михайловна50
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Министерство образования и науки

Архангельской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»

Технологическая карта урока информатики

«Создание структуры документа»

Автор: Пахолкова Ирина Михайловна

г. Северодвинск 2017


 

Оглавление

Пояснительная записка 3
Технологическая карта урока «Создание структуры документа» 5
Список источников 8
Приложение 1 Инструкционная карта Форматирование структуры документа в Open Office.org Writer 9
Приложение 2 Инструкционная карта Форматирование структуры документа в MS Word-2007 10
Приложение 3 Тест на рефлексию 11
Приложение 4 Презентация «Создание структуры документа» 12
Приложение 5 Методические рекомендации по оформлению проектно-исследовательских работ 13


 

Пояснительная записка

Технологическая карта урока «Создание структуры документа» создана для практической работы по дисциплине ОДП. 15 «Информатика». Теме «Технологии создания и преобразования информационных объектов» дисциплины отводится 25 часов .для профессии Секретарь на 1 курсе обучения (10 класс). Тип урока – урок применения знаний и умений. Цель урока - сформировать умения по структурированию документа.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить с требованиями к структуре документа;
  • научить форматировать структуру документа.

Развивающие: развитие умений работы по алгоритму, применения средств ИКТ

Воспитательные: соблюдение требований охраны труда при работе с оргтехникой, гигиены, ресурсосбережения, правовых норм информации.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: овладение навыками действий по алгоритму, использование приемов структурирования документа в текстовом редакторе;
  • метапредметные: умение использовать средства ИКТ в решении информационных задач;
  • личностные: готовность и способность к самостоятельной деятельности с использованием ИКТ, умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в профессии секретарь.

Оснащение урока: компьютер; проектор; методические рекомендации по оформлению проектно-исследовательских работ (прил 5); презентация «Создание структуры документа» (прил. 4); ПК студентов; ОС Linux; текстовый редактор OpenOffice.org Writer ; инструкционные карты (прил. 1,2).

Особенность урока в построении научной системы мотивации на начальном этапе урока, основанной на мотивах:

  • познавательных, то есть желание узнать что-то новое;
  • социальных - желание получить высокий профессиональный статус;
  • профессиональных – стремление узнать профессию на новом уровне;
  • прагматичных,то есть сэкономить время в дальнейшем при выполнении подобных видов работ.

Рейтинговая оценка позволяет повысить объективность оценки качества усвоения знаний и умений по дисциплине:

  • стимулировать познавательную активность студентов
  • обеспечить предсказуемость оценки;
  • стимулировать творческое отношение к работе.

Домашнее задание рассматривается как побуждающее к дальнейшему развитию и познавательной деятельности. Рефлексия урока организована тестированием в программе MyTest. Тест и его результаты представлены в прил. 3

Урок проводился в режиме открытого с приглашением коллег, для них была подготовлена инструкционная карта по созданию структуры документа в MS Word-2007 (прил. 2) для самостоятельного освоения на домашнем ПК.

Объединение этапов урока в технологической карте обусловлено спецификой практикоориентированного урока, планируемые образовательные результаты представлены в пояснительной записке.

 

 

Технологическая карта урока «Создание структуры документа»

 

№№

п. п.

Этапы

и время учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

 

Организационный этап(2 минуты)

Проверка явки на урок, соблюдения правил ОТ, проверка организации рабочего места, объявление темы урока «Создание структуры документа» (слайд 1).

Организуют рабочее место, дежурный докладывает об отсутствующих, записывают тему урока в рабочую тетрадь.

 

Целеполагание

и мотивация

(2 минуты)

Беседа о формулировке цели в соответствие с темой урока.

Демонстрация цели (на слайде 1): создать структуру документа

Рассказ и демонстрации (на слайде 2) сравнительной характеристики приемов и методов обработки информации

 

Известные приемы

Рациональные приемы с использованием возможностей текстового редактора

Первоначальные навыки

25 мин.

25 мин.

Развитые умения

15 мин.

7 мин.

Увеличение объема текста в 2-3 раза

30-40 мин.

7 мин.

Формулируют цель, исходя из темы урока: создать структуру документа

Прослушивают информацию

Делают вывод о значимости применения рациональных приемов в профессиональной деятельности секретаря.

3-4.

Актуализация опорных знаний (2 минуты)

Этап изучения знаний и способов действия.

минут)

Ознакомление студентов с документом «Методические рекомендации по оформлению проектно-исследовательских работ», местом размещения информации в сети (группа в контакте «Информатика СТСиС»), с содержанием документа относительно требований к реферату и презентациям.

Показ требований к структуре документа (на слайде 3):

  1. Единое форматирование

    Каждая глава с новой страницы

    Нумерация страниц

    Оглавление

    Правописание

Записывают в рабочей тетради информацию по месту размещения документа в сети, знакомятся с оглавлением документа (в печатной версии)

Записывают в рабочей тетради требования к структуре документа

Беседа со студентами по приемам форматирования текста:

      1. Назовите вкладку меню для форматирования страницы, абзаца, символов?

        Какие кнопки содержатся на панели форматирования?

        Сформулируйте понятие единого форматирование?

Показ приемов единого форматирования с использованием панели инструментов по заданию инструкционной карты

Показ приемов форматирования с использованием меню программы по заданию инструкционной карты

Слушают, отвечают на вопросы по приемам форматирования

Слушают объяснения, просматривают на экране действия по форматированию документа, сверяют алгоритм действий с инструкционной картой

Объяснения и инструктаж практических действий по созданию структуры документа, сравнение известных приемов и рациональных

Известные приемы

Действия с использованием возможности ПО (прил.1 пункт 2)

Каждая глава с новой страницы

Enter до конца страницы

Ctrl+Enter

Нумерация страниц, даты

Создание надписи на каждой странице

Вставка номера страницы в верхний колонтитул, даты - в нижний колонтитул

Создание оглавления

Таблица, копирование заголовков, вставка в таблицу, простановка номера страницы

Форматирование стилем заголовок, включение функции оглавления

Слушают объяснения, просматривают инструктаж, сверяют алгоритм действий с инструкционной картой

 

Беседа со студентами по приемам проверки правописания текста:

      1. Средства проверки правописания в текстовом редакторе?

        Действия пользователя, если написание правильное?

        Действия пользователя, если в тексте ошибка?

Объяснения и инструктаж практических действий по проверке правописания, сравнение известных приемов и рациональных.

Объявление критерия оценивания задания

Критерии

Балл

1. Выполнение правил охраны труда

1

2. Выполнение полного объема задания

1

3. Соответствие образцу

1

4. Использование предложенных рациональных приемов

1

5. Самостоятельность при выполнении задания

1

Итого

5

Слушают, отвечают на вопросы по приемам проверки правописания текста

Слушают объяснения, просматривают инструктаж, сверяют алгоритм действий с инструкционной картой

Слушают критерий оценивания, задают вопросы

5-6.

Этап применения знаний и способов действий (25 минут)

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий (2 минуты)

Рассадка студентов за ПК, контроль соблюдения правил ОТ, организации рабочих мест, контроль хода выполнения работы студентами, индивидуальные консультации и инструктаж, промежуточная оценка правильности выполнения задания.

Индивидуальная работа студентов по самостоятельному выполнению практических действий с использованием текстового редактора на ПК по инструкционной карте (прил. 1). Сверяют свой документ с образцом выполнения практического задания.

7.

Этап информации о домашнем задании (3 минуты)

Информирование о тренировочном домашнем задании: найти в ПО, установленном на домашнем ПК аналогичные функции текстового редактора по структурированию документа.

Предложение воспользоваться инструкционной картой по структурированию документа в MS Word 2007 (прил. 2), документ расположен по адресу http://vk com/informatikastsis

Записывают в рабочую тетрадь д/з

8.

Подведение итогов занятия, рефлексия

В соответствие с заявленным критерием оценивание и анализ работ студентов. Вопросы студентам: Что показалось трудным, чему научились, сможете ли помочь товарищу, применимы ли полученные навыки в профессиональной деятельности

Прослушивают комментарии по работам, отвечают на вопросы

 

Список источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012 г.,
  2. Федеральные Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по профессии 034700.01 секретарь, 2013 г.
  3. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, 2015 г.
  4. М. С. Цветкова, Л. С. Великович, Информатика и ИКТ, М, «Академия», 2016, стр. 177-192;
  5. Угринович Н. Д., Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, Бином, 2012, стр. 17-24.


 

Приложение 1

Инструкционная карта

Форматирование структуры документа в Open Office.org Writer

Цель: научиться созданию структуры документа

1. Создайте текст документа из документов «Фамилия 1,3,7» путем выделения текста документов Ctrl+A копирования текстов Ctrl+C из данных документов и вставки Ctrl+V его в новый документ.

2. Отформатируйте текст в соответствии с заданием

a. Создайте единое форматирование шрифтов, используя панель форматирования

b. Создайте: поля по 1,5 см

интервал между строчками - полуторный

расстояние между абзацами -0,5 см

отступ первой строки - 1,5 см

c. Создайте разрывы страницы, чтобы каждая новая глава начиналась с новой страницы (установите курсор в начало главы - Вставка - Разрыв - Разрыв страницы - или Ctrl+Enter). Должно получиться три раздела текста. Освободите первую страничку для оглавления аналогично.

d. Пронумеруйте страницы в верхнем колонтитуле (Вставка - Верхний колонтитул - Обычный, не выходя из колонтитула Вставка - Поля - Номер страницы)

e. Вставьте дату документа в нижний колонтитул аналогично предыдущему пункту.

f. Создайте оглавление:

j. возьмите в тексте созданного Вами документа заголовки (первые строчки каждой страницы) и отформатируйте их стилем Заголовок 1 на панели форматирования,

i. установите курсор в самом начале документа (на чистой первой странице) вкладка меню Вставка - Оглавление и указатели. - Оглавление и указатели - снять флажок Защищено от изменения вручную – ОК

3. Проверьте правописание Орфография и грамматика на стандартной панели

4. Просмотрите созданный документ Файл - Предварительный просмотр, сверьте с образцом

5. Сохраните документ. Файл - Сохранить как - Фамилия 8


 

 

Приложение 2

Инструкционная карта

Форматирование структуры документа в MS Word-2007

1. Единое форматирование: выделить все (Ctrl+A)

страница (разметка страницыпараметры страницыполя),

абзац (главная – абзацотступы и интервалы),

шрифт (главная - шрифт)

2. Каждая глава с новой страницы (курсор в начале новой главы - Ctrl+Enter)

3. Нумерация страниц (вставканомер страницы; курсор в колонтитуле - работа с колонтитулами - конструктор - особый колонтитул для первой страницы)

4. Оглавление (выделить заголовки – главнаязаголовок 1; курсор в месте оглавления - ссылки – оглавление)

5. Правописание (рецензирование – правописание)


 

Приложение 3

Тест на рефлексию

Задание # 1

Вопрос:

Выберите ваше настроение после выполнения заданий

Укажите место на изображении:

Задание # 2

Вопрос:

Требования к структуре документа относятся к

Выберите несколько из 2 вариантов ответа:

1) рефератам

2) выпускным квалификационным работам

Задание # 3

Вопрос:

Являются ли требования к структуре документа понятными и выполнимыми

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) да

2) нет

Задание # 4

Вопрос:

Собираетесь ли Вы исполнять требования к структуре документа

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) да

2) нет

Задание # 5

Вопрос:

Сможете ли Вы помочь товарищу с организацией структуры документа

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) да

2) нет

Результаты тестирования:

Нет студентов с отрицательным отношением к уроку, все студенты считают требования к структуре понятными и выполнимыми и готовы помочь товарищу в структурировании документа.

 

Приложение 4

Презентация «Создание структуры документа»


 

Приложение 5

Методические рекомендации по оформлению

проектно-исследовательских работ1


 

1 http://vk com/informatikastsis

Опубликовано


Комментарии (2)

Дудникова Светлана Сергеевна, 03.02.18 в 23:14 0Ответить Пожаловаться
1 http://vk com/informatikastsis не работает
Пахолкова Ирина Михайловна, 05.02.18 в 09:26 0Ответить Пожаловаться
Уточняю ссылку http://vk.com/club131484646
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.