Технологическая карта урока информатики в 10 классе на тему «Структура данных. Графы»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока информатики
Автор |
Терешкина Кристина Юрьевна |
Предмет |
Информатика и ИКТ |
Класс |
Группа ПДНС-215 |
Учебно-методический комплекс |
И. Г. Семакин |
Тема |
Структура данных. Графы. |
Место урока в изучаемой теме, разделе, курсе: |
Третий урок главы «Информационные модели», на которую отводиться 6 часов (3 часа теория, 3 часа практика) |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цель деятельности учителя |
Обучающая: Сформировать понятие «граф», охарактеризовать составные части графа, научить ориентироваться в граф-моделях. Деятельностная: Организовать практическую работу с граф-моделями, научить строить такие граф-модели по вербальному описанию системы. Развивающая: Создать условия для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения. |
Задачи |
организовать процесс мотивации учащихся к изучению нового понятия; ввести понятие графа; привести одну из классификаций графов (ориентированный, неориентированный); охарактеризовать составные части графа; на практике научиться строить графы по вербальному описанию системы. |
Термины, понятия |
Граф, ориентированный граф, неориентированный вершина, ребро, цикл, сеть, дуга, петля. |
Образовательные ресурсы |
Авторский ЭОР: Презентация в MS Power Point на тему «Структура данных. Графы.» Учебник: Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 Раздаточный материал: Домашнее задание. |
Планируемые результаты
Образовательные |
Личностные: сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Предметные: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование представления о понятии модели и ее свойствах; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы); сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
Владеют базовыми понятиями по теме |
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД: − смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; − оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: выделение, чтение, описание объектов реальной действительности (представление информации об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.); объяснение взаимосвязи первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотнесение их между собой, включение в свой активный словарь ключевых понятий информатики); создание информационной модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках; выделение информационного аспекта задачи, оперирование данными, использование модели решения задачи;; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; осуществление анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Организация пространства
Формы работы |
Технологии, методы, приемы обучения |
Программно-технические ресурсы: |
|||
Фронтальная |
Словесные методы (рассказ, беседа) Наглядные методы (демонстрация) Практические методы (выполнение практических задач) |
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя с мультимедийным проектором, интерактивный дисплей Flipbox (или обычная доска с маркером (мелом)). Программное обеспечение: MS Power Point. |
|||
Организация структуры урока |
|||||
1 этап. Организационный момент (3 мин.) |
|||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Наглядные средства, ЭОР |
||
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих. |
||||
2 этап. Постановка проблемы (7 мин.) |
|||||
Выявить уровень знаний по изученному материалу. Определить типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания. Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. |
Происходит процесс актуализации знаний, полученных на прошлом уроке (по теме «Шифрование данных»). Вызывает несколько учащихся к доске для проверки домашнего задания (т.к. задание было творческое). Также спрашивает, в чем заключается смысл шифра Цезаря, Виженера, перестановки. Учитель сообщает тему и цель урока. Просит записать учащихся тему и дату в тетрадь. Учитель отмечает то, что на прошлом уроке ребята научились шифровать информацию, а на этом будут учиться ее структурировать. |
Проверяют правильность выполнения домашнего задания, предлагают свои варианты выполнения. Отвечают на вопросы. Записывают тему и дату в тетрадь. |
|||
Сформировать познавательные мотивы. Организация учащихся по принятию познавательной задачи. |
Учитель зачитывает текст описания местности: «Наш район состоит из пяти поселков: Дедкино, Бабкино, Репкино, Кошкино и Мышкино. Автомобильные дороги проложены между: Дедкино и Бабкино, Дедкино и Кошкино, Бабкино и Мышкино, Бабкино и Кошкино, Кошкино и Репкино». Задает вопрос: Удалось ли вам представить данную местность? |
||||
3 этап. Открытие новых знаний (10 мин.) |
|||||
Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока. |
Указывает, с какой целью мы изучаем данную тему, почему она полезна, актуальна (для представления информации в виде, более понятном для восприятия и понимания, для описания структур данных при исследовании некоторой реальной системы (объекта моделирования)) Введение понятия «графа», его структурных элементов (вершин, ребер). Отмечает, что граф отображает элементарный состав системы и структуру связей. Указывает, что данный граф является неориентированным. |
Учащиеся заносят в тетради содержание слайда. |
|||
Побуждать учащихся самих искать решение задач. Ввести обозначения и формы записи, используемые в данной теме. |
Показывает возможность использования построенного графа. Просит указать пути, по которым можно попасть из поселка Репкино в поселок Мышкино. Вводит возможное обозначение «пути». Показывает на конкретном примере, что такое цикл, отмечает, что при записи цикла буквами первая и последняя из них совпадают. Приводит пример на графе, изображенном на слайде. Указывает, что рассматриваемый граф неориентированный, а связи в нем симметричные. |
Учащиеся, пользуясь изображением графа выполняют задание устно. Записывают пути, пример цикла в тетрадь. |
|||
Показать применение изучаемого материала в реальной жизни. |
Приводит пример схемы метро. Спрашивает у учащихся, является ли данная схема графом, если да, то почему, если нет, то почему. Спрашивает, есть в данном графе цикл, каким цветом он изображен. |
Устно отвечают на вопросы. |
|||
Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока. |
На примере из биологии вводится понятие ориентированного графа. Спрашивает: сколько групп крови человека существует? Отмечает, что граф, изображенный на слайде показывает возможные варианты переливания крови. Группы крови обозначены вершинами с соответствующими номерами, стрелки указывают на возможность переливания одной группы крови человеку с другой группой крови. Что из этого графа видно? Отмечает, что данный граф является ориентированным, а связи в нем несимметричны. На примере показывает структурные элементы ориентированного графа (вершины, дуги, петли). |
Учащиеся заносят изображение графа в тетрадь, обозначаю его структурные элементы. Отвечают на вопросы учителя, задаваемые в ходе объяснения. Возможные ответы: кровь I группы можно переливать любому человеку, а человек с I группой крови воспринимает только кровь своей группы. Человеку с IV группой можно переливать любую кровь, но его собственную кровь можно переливать только человеку с той же группой. |
|||
5 этап. Проверка усвоения новых знаний (время мин.) |
|||||
Провести первичное обобщение. Организовать деятельность по применению новых знаний. |
Предлагает учащимся выполнить в тетрадях ряд практических упражнений. Задание № 1. Нарисовать в виде неориентированного графа сеть, отражающую структуру дорожной сети между населенными пунктами, представленную на слайде, с учетом следующей дополнительной информации: 1) К расположенному неподалеку поселку Жучкино построили две дороги: от поселка Репкино и от поселка Мышкиною 2) Если на данном графе имеется цикл, укажите его 3) Укажите все пути от Репкино в Мышкино. Укажите самый короткий путь из них. Просит ответить на вопросы: Полученный граф является ориентированным или неориентированным? |
К доске выходит один учащийся (либо на заготовке дополняет граф (используя flipbox), либо переносит изображение на доску). Остальные учащиеся выполняют в тетради, проверяют правильность выполнения, сравнивая результат в тетрадях и на доске. Учащиеся с места отвечают на вопрос. Примерный ответ: данный граф ориентированный. |
|||
Задание № 2. Текст задания записан на слайде. Просит учащегося, вызванного к доске, зачитать задание. Задает вопросы: Сколько вершин будет в графе? Какие связи будут между ними (симметричные или не симметричные) и как мы их будем изображать? |
Учащиеся слушают задание. Учащийся у доски отвечает: Шесть Связи не симметричные, будем изображать стрелками. |
||||
Задание №3. Текст задания записан на слайде. Просит учащегося, вызванного к доске, зачитать задание. Задает вопросы: Сколько вершин будет в графе? Какие связи будут между ними (симметричные или не симметричные) и как мы их будем изображать? |
Учащиеся слушают задание. Учащийся у доски отвечает: Четыре Связи симметричные, будем изображать линиями. |
||||
Резерв: Задание №4. Нарисовать ориентированный граф проверки учителем пачки тетрадей. В систему команд входят: проверить работу; взять тетрадь из пачки; выставить оценку; выяснить, остались ли еще не проверенные тетради. |
|||||
6 этап. Итоги урока. Рефлексия (время мин.) |
|||||
Анализ успешности усвоения материала. |
Задает вопросы: Для чего они нужны графы? Что показывают графы? Какие бывают графы? Из чего состоят неориентированные графы? Из чего состоят ориентированные графы? |
Отвечают на вопросы. Примерные ответы: Для структурирования данных Элементарный состав системы. Симметричные и несимметричные Вершины, ребра Вершины, ребра, петли. |
|||
7 этап. Домашнее задание. (время мин.) |
|||||
Дать информацию и инструктаж по д/з. |
Раздает учащимся распечатки домашнего задания (см. Приложение 1) Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Задание: построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха.
Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти – 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава – сын Роман (1205), у Романа – Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197), и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго – сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Дмитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни не известны), у Ярослава Тверского – сын Михаил (1318).
Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?