Конспект урока на тему «Искусство в религиозной культуре христианства» (4 класс)
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Допира Елена Владимировна |
Район | Центральный округ |
Место работы | МАОУ «Гимназия №10» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы мировых религиозных культур |
УМК | А.Л. Беглов, Е.В.Саплина и др. Основы мировых религиозных культур. Просвещение, 2014 |
Тема урока | Искусство в религиозной культуре. Урок 1. Искусство в религиозной культуре христианства. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Создать условия для формирования у учащихся представления о роли искусства в разных религиях. |
Необходимое оборудование | • Мультимедийная презентация. • Электронные словари и справочные системы. • Компьютер. • Интерактивная доска. |
Дидактическое обеспечение | Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”. Справочная литература об иконописи. |
Планируемые результаты урока | |||
личностные | формирование у учащихся эстетических ценностей; умения рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока. | ||
предметные | учащиеся получат представление о роли искусства в религиозной культуре христианства; познакомятся с предметами искусства, встречающимися в храме. | ||
метапредметные | ученики получат возможность научиться определению и формированию цели деятельности на уроке с помощью учителя; закрепят умение ориентироваться в учебном пособии; находить ответ на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (рисунок). Научатся воспринимать и понимать речь других участников учебного процесса; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
| Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Тестирование. | |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
| Основная | УМК | |
| Дополнительная | Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. | |
| Интернет-ресурсы | Иллюстративный материал для слайдов презентации и дидактического материала: http://pictar.ru/data/media/74/cinematography_48.jpg http://www.clipartkid.com/images/479/comedy-tragedy-mask-colouring-pages-34Zg8F-clipart.png http://elenaplanet.ru/ngalamuyil/7288 http://www.artitaly.ru/art/d/djoto/img/76.jpg http://www.studmed.ru/docs/static/c/a/e/e/c/caeec2a4e31.jpg http://www.stsl.ru/news/2015_god/2015-11/izobrazhenie-ikony-kazanskoj-bozhej-materi_5.jpg | |
| ЭОРы | Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. | |
План проведения занятия | | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Демонстрация слайда №2 -Что «лишнее?» Почему? - Где вы можете увидеть эти предметы? | Анализ изображений предметов. Ведение диалога с учителем и одноклассниками. | Восприятие и понимание речи других людей. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - Найдите в словаре определение искусства. - Где вы можете встретить эти предметы искусства? Демонстрация слайда №3 - По каким признакам вы догадались? | Работа со словарями. Визуализация понятия в тетради. Обсуждение рисунков. ИСКУССТВО | Ориентирование в учебном пособии; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую | ||
3. Выявление места и причины затруднения. | - Зачем нужны предметы искусства людям? Как связано искусство с религией? | Высказывают предположения. Фиксируют их в тетради. | Восприятие и понимание речи других участников урока. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Какая цель стоит сейчас перед вами? - Как достичь этой цели? | Формулирование цели урока. Составление плана действий для достижения цели. Работа в группах. | Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя | ||
5.Реализация построенного проекта. | Организация фронтальной работы. Демонстрация слайдов презентации. - Что означает слово «икона»? (Слайд №6) - Как появились иконы? - Для чего они нужны? - Христиане общаются с Богом не только в храме, они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу. С этим понятием мы знакомились на уроках окружающего мира. Что означает это словосочетание? - Искусство создания икон называют иконописью. - Как называют человека, который пишет иконы? -По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы. - Как создаются иконы? Узнайте в учебнике на с.35. - Что такое фреска? (Слайд №7) Работа в группах. -Разложите фотографии на 2 группы. -По какому принципу вы это сделали? Посмотрите на иконы с изображением Богоматери. Это одна или разные женщины? Кто она? Обращение к словарю: - Богоматерь, Богородица, Дева Мария, Пресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа - Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в христианстве. -За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. (Слайд №8) Специалисты насчитывают до семисот иконографий. В католической церкви вместо икон часто используют скульптуру. Великие мастера эпохи Возрождения создавали произведения искусства по заказу церкви. (Слайд №9) Подумайте, зачем? | Получение информации из разных источников. Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35) Иконописец. (Самостоятельная работа по вкладке учебника «Это интересно» - с.35). Работа в группах. Классификация изображений. Православные иконы и картины с библейскими сюжетами.
| Ориентирование в учебном пособии; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях. Извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица). Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Какой предмет религиозной культуры вы изучали уроке? - Какую религию он представляет? - Что означает слово икона? - Чем отличается от других произведений изобразительного искусства? - Какие иконописные образы вы запомнили? | Иконы. Христианство. | Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организация проверки знаний. Слайд №11. | Ответы на вопросы теста. | | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. | - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения ислама, иудаизма и буддизма. | | | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. | - Оцените свою работу на уроке. | Оценивают свою деятельность на уроке, завершая предложения: На уроке я узнал…………… На уроке я смог…………… На уроке мне было трудно… На уроке мне понравилось… | Умение | ||
10. Домашнее задание. | Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из учебника с.34-35, обсуди с ними ее содержание. | | |