Технологическая карта урока «Основы мировых религиозных культур» (4–5 класс)
Информация об участнике:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №39
Банакова Анна Александровна, учитель начальных классов
УМК: учебник «Основы мировых религиозных культур» для ГБОУ, авторы А. Л. Беглова, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева. Тема урока: Семья, семейные ценности, 4 класс
1.4. «Основы мировых религиозных культур», авторы А. Л. Беглова, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, толковый словарь Ожегов
Технологическая карта урока
Основы мировых религиозных культур
учителя начальных классов
Банаковой Анны Александровны
ГБОУ школы №39, Невского района, города Санкт -Петербурга,
Учебный предмет: Основы мировых религиозных культур.
Класс: 4-5
УМК: учебник «Основы мировых религиозных культур» для ГБОУ, авторы А. Л. Беглова, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева.
Тема урока: Семья, семейные ценности
Цели урока: Создание условий для формирования понятия "семья", выявление особенностей семьи, как единицы общества.
Задачи:
1) деятельностная: Организовать совместную поисковую деятельность детей для формирования понятия "семья", определение основных ценностей современной семьи, таких как семья, согласие, почитание, уважение старших, самые близкие.
2) образовательная: сформировать представление о правильном понятии семья
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Тип урока: «открытие новых знаний»
Оборудование: ИКТ, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.
Личностные УУД: волевая саморегуляция, ценностно-смысловая ориентация учащихся Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, сотрудничество в поиске и выборе.
Регулятивные УУД: Целеполагание, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать свои достижения и достижения других учащихся; оценка качества и уровня усвоения, прогнозирование
Познавательные универсальные действия: Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков.
Общеучебные: называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент и самоопределение к деятельности |
Включение в деловой ритм (слайд 1)4 класс.ppt |
Подготовка класса к уроку Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
1.Фронтальный опрос. 2. Учитель предлагает разгадать ребусы Учитель: Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья |
Дают ответ: По желанию выходят к доске и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности. Учащиеся объясняют слова, ребусы, тему прошлого урока. (слайд 2) 4 класс.ppt |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания» |
Учитель: Ваша семья - это самые близкие люди, они помогают в трудную минуту, выручают. Составление синквейна со словом "семья" Составление синквейна 1. заголовок - ключевое слово 2. два прилагательных, которые ассоциируются у учащихся с главным словом 3. три глагола по тому же принципу 4. Фраза, несущая смысловую нагрузку 5. вывод (слайд3-4)4 класс.ppt |
Дети составляют и озвучивают свои синквейны
Пример:
Семья. |
Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) |
3. Физкультминутка |
Шея не напряжена |
4. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. 5. Выявление места и причины затруднения Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Предлагает слова для распределительного диктанта: Учитель предлагает слова с карточками (слайд 7) Учитель задает проблемные вопросы - Почему часто говорят что "семья" означает "семь я"? Для чего люди создают семью? Кого можно назвать самыми близкими? Как вы относитесь к друг другу в семье? (слайд 8) А) групповая работа Учитель предлагает детям разделиться на группы и определить 1. Семья - это... 2. Важнейшие функции семьи... (слайд 9) Дети выбирают смайлики, согласны, не согласны.
Учитель объясняет важнейшие функции семьи. Б) фронтальная работа Учитель предлагает детям разбить слово "семья" (семь+я) Почему же слово "семья" образовалось именно от этих двух слов? Рассказ учителя
У меня есть мама, Давайте теперь обратимся к толковому словарю, который даст точное определения, что же такое семья
|
Учащиеся распределяют слова в карточке по темам. Учащиеся читают примеры слов и приходят в затруднение. Учащиеся в результате наблюдения приходят к выводу, что слова в последнем столбике относятся к новой теме. Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока. Знакомятся с текстом учебника Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель) Дети отвечают на поставленные вопросы. Определяют, что такое "семья", близкие, родные, роль в семье.
Идет обсуждение предложенной работы в группах, потом группа зачитывает свой вариант
|
Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели , темы (П – общеучебное) Формулирование проблемы ( П – логическое) Планирование ( Р) Прогнозирование ( Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). |
6. Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания. |
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления |
Учащиеся выполняют задания, Дополни предложения -мама и папа для меня самые... -я доверяю свои тайны.... -моя семья - это.... -родным я хочу пожелать.... Поочерёдно читают комментируют |
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). |
7. Самостоятельная работа Цель: закрепление |
Организует деятельность по применению новых знаний (слайд 10) - В каждой семье есть самый старший и самый младший, кого надо поместить во главе древа? Как вы относитесь к бабушкам и дедушкам? А на кого вы хотите быть похожи и почему? |
Самостоятельная работа Дети пытаются создать древо семьи |
Контроль Коррекция (К)
Общеучебные: |
8. Рефлексия деятельности Цель: закрепление |
Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.(слайд 11) - С какими понятиями вы сегодня познакомились? Что узнали нового? Что для вас ваша семья? |
Учащиеся соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
Домашнее задание |
Учитель даёт дифференцированное задание на дом. 1. Нарисовать фамильное дерево 2. Подготовить рассказ о семье (интервью) 3 Презентация семьи (фото презентация, компьютерная) (слайд 12) |
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. |