Урок рисования в 3 классе «Искусство в твоём доме. Твои игрушки придумал художник»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта изучения темы «Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник.»
Тема |
Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник. |
Цель темы |
Познакомить учащихся с лучшими традициями народного искусства, формирование интереса к истории народного творчества, возникновению различных промыслов. Развивать кругозор, творческую активность, художественный вкус, фантазию, формировать умение работать в паре, в группе. Восп Воспитывать аккуратность, уважение к людям труда. |
Планируемый результат |
Знать историю возникновения игрушек, уметь отличать разные орнаменты. |
Основные понятия |
Понятия: -дымковская игрушка -гжель -хохломская роспись -орнамент -промысел |
Межпредметные связи |
технология, литературное чтение, изобразительное искусство |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник «Искусство всюду вокруг нас» под ред. Б.М.Неменского.,3класс.2009г. Тема: « Твои игрушки придумал художник.» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, ИКТ. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Этап урока Технология проведения |
Время |
Формируемые УУД |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. |
1 |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. |
Настраивать детей на работу. |
II этап. Актуализация знаний. Цель – показать многообразие народных игрушек |
2 |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать демонстрацию, показать учащимся многообразие народных игрушек включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
III этап. Изучение нового материала.
Цель –Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек, народных промыслов . |
13 |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями . |
Участвовать в исследовательской практической работе по изучению народных промыслов Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать правильность выполнения заданий. |
Организовать практическую исследовательскую работу по изучению народных промыслов Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. |
IV этап. Практическая работа
Цель – роспись дымков-ской игрушки, посуды хохломской росписью, гжелью. |
20 |
Регулятивные: - умение действовать по плану Познавательные: -развитие умения соединять теоретичес-кий материал с практической деятельно-стью Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные:
|
Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). Выполнять практическую работу |
Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в практическую деятельность. |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
3-4 |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности |
Я знаю… Я смог… Я запомнил…
|
-Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:
|
Пояснительная записка
к уроку по изобразительному искусству
Автор: |
Газизова Рамиля Галимзяновна учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Денискино |
Направление: |
начальная школа |
Тема, класс: |
«Твои игрушки придумал художник», 3 класс |
Тип: |
Урок изучения нового материала |
Характеристика класса |
Класс со средним или выше среднего показателем качества обученности |
Программа: |
Изобразительное искусство. 1-4 классы, автор Б.М. Неменский. – М.:, 2009 |
Учебник: |
Учебник «Искусство всюду вокруг нас» под ред. Б.М.Неменского.,3класс.2009г. |
Раздел: |
Раздел «Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник» |
Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю |
УУД по изобразительному искусству
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Курс изобразительного искусства направлен на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в результате реализации принципов системно-действенного подхода к организации образовательного процесса.
Приобретение знаний и расширение представлений учащихся начальных классов о видах и жанрах изобразительного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.
Познавательные
решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества;
сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др.
При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ученик создаёт уникальный рисунок или поделку (творческий продукт, произведение), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (поделке), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка.
Личностные
авторский стиль юного художника, умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов;
способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе изобразительного искусства обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесс. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Сценарий урока по теме «Твои игрушки придумал художник»
(интегрированный урок: технология, изобразительное искусство)
Цель: знакомство с лучшими традициями народного искусства; формирование интереса к истории народного творчества, возникно
вению различных промыслов,
Задачи:
способствовать формированию практических трудовых навыков;
развитие творческой активности, художественного вкуса, фантазии;
воспитание уважения к людям труда.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, музыкальный центр.
Парты расставлены для групповой работы . На столах – баночки с водой, гуашь.
1.Оргмомент.
-Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня на урок я принесла короб, и он конечно полон. А вот чем? Может быть вещами старинными, кружевами, яркими домоткаными половичками, что плели и ткали ваши прабабушки. А может деревянными расписными ложками да плошками, которые ловко мастерили ваши прадедушки.
Давайте, посмотрим. Подумайте, в чём их особенность? ( дети достают сувениры: ложка, матрешка, грибочки и другие) А особенность их в том, что они созданы руками народных мастеров, да ими же и придуманы.
-Ребята, каким человеком нужно быть, чтобы сделать такие вещи?
2.Сообщение темы.
-Сегодня на уроке мы попробуем расписывать посуду. А посуду мы смастерили своими руками совсем как народные умельцы, с искусством которых познакомимся подробнее.
Введение в тему.
Русское декоративно прикладное искусство разнообразно.
Тут и посуда, и одежда, игрушки, украшения. На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты. На Руси издавна существовали места, где народные умельцы создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
-Это Хохлома, Жостово, Городец, Полховский Майдан, Гжель, Палех. (ответы детей)
3.Основная часть урока.
Организуется работа в парах на ноутбуках, дети самостоятельно знакомятся с видами искусства.
-Давайте, отправимся в Гжель. Кто расскажет?
Гжель известна производством фарфорово-фаянсовой посуды, игрушек, статуэток. Гжель-родина русской керамики. Обратите внимание на образцы изделий мастеров Гжели. Гжель-это дивные диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Они очень изящны. Узоры выполнены голубым, то насыщенным темно-синим цветом, с переливами, придают сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и они кажутся нам воздушными и радуют глаз.
2 группа рассказывает про городецкую роспись.
Городецкая роспись - это фантастические цветы, птицы и кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухон-ные доски, сувениры. Элементы узоров выполнены красными, розовыми, синими и черными красками на ярко-желтом фоне. Городец славился мас-терами, которые строили дома.
Они покрывали дома резьбой от конька до завалинки. Именно в Городце и окружающих его деревнях работали игрушечники, сундучники, балалаеч-ники. Самая распространенная Городецкая игрушка- конек.
Образ коня – древний, люди верили, что конь охраняет их от бед и несчастий, принесет достаток и радость в дом.
Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.
3 группа рассказывает о жостовской росписи.
В Московской области есть деревня Жостово, их роспись -это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком. Яркие букеты цветов, фрукты вы-полнены на черном или цветном фоне. Разнообразные узоры из букетов и фруктов на жостовских подносах неповторимы.
Уникальные подносы известны далеко за предалами нашей страны как об-разцы русского декоративно-прикладного искусства.
Физминутка (танцевальные движения под русскую мелодию)
Послушайте загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко,
Наша русская …(матрешка)
Может это кажется удивительным, но человек придумавший матрешку известен. Это русский художник Милю-тин. Жил в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу, только одетую
по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить такую
Забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. С тех пор начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Наиболее известны семеновская, полохов-майданская матрешки.
А мы распишем свою матрешку. Выходим по-одному к доске и клеим отдельные детали костюма.
Молодцы! Очень яркая, веселая получилась матрешка.
4 пара. Полохов-Майданские сувениры.
Это матрешки, грибки-коробочки, вазы, чашки для фруктов.
Орнамент полохов- майданской росписи- алый цветок шиповника, часто это яркая роза, вокруг которой мелкие цветы и зеленые листья. Сувениры создают праздничное настроение, как говорят, душу веселят.
5 пара Хохлома.
Хохломская роспись по дереву - один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, расположен в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома.
Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точи-ли.Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь, и здесь собиралась крупнейшая в России ярмарка: продавали изделия из дерева: боч-ки, сани, мочалки, топорища, точеную расписную посуду, мелкую мебель.
Придумали роспись по золоту в деревне Большие Безделия, потому что мужики в них почти совсем не пахали и не сеяли, (земли не хватало, урожаи были плохие), а только точили посуду и красили ее.
Деревянную посуду расписывают растительным узором, а затем покрывают лаком и закаляют в печи.
Орнамент- точки, ягодки, травка. Для изделий характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.
А еще я хочу вас познакомить с дымковскими игрушками. Деревне Дымково около 500 лет. Здесь издавна делали глиняные игрушки. А лепили и раскра-шивали игрушку только женщины и дети. Главным образом это были свис-тульки, которые использовались на местном празднике-Свистопляске.
Свист был главным развлечением праздника.
Дымковские игрушки разнообразны- это уточки, барашки, лошадки, всадники, барыни, петушки. Они очень красочны, яркие, жизнерадостные.
4. Практическая работа детей. (в малых группах)
-Ребята, давайте разделимся на з группы. Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.
Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.
1 группа попробует расписать ложки хохломской
росписью. На доске таблица.
2 группа сейчас распишет посуду (чайный сервиз) гжелью. Наша посуда из папье-маше. – Какие основные цвета берем?
-Какой орнамент?. На доске даны образцы росписи. Вы можете расписать посуду так же или придумать свои узоры.
А 3 группа распишет дымковские игрушки. На доске даны образцы росписи.
Приступаем к работе.
Работа детей. Какие яркие, красивые ложки, игрушки получились. Поставьте свою посуду на поднос. Какой красивый сервиз ! Молодцы!
Проверочная работа. Что лишнее? Среди данных сувениров
найдите дымковскую. Подумай! Какие виды росписи по дереву ты видишь?
-А у вас дома есть вещи, сделанные умельцами? В нашем селе тоже есть умельцы, которые строят дома, делают оконные рамы, наличники, сани, коромысла. Бабушки вяжут, вышивают. Раньше бабушки ткали вот такие полотенца, половики (показ экспонатов).
5.Итог урока. Рефлексия.
Оценивание.
- А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
Спасибо вам за творчество и труд.
Искусство в твоём доме
PPTX / 3.66 Мб