12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Anna19

Учитель изобразительного искусства: Соломатина Анна Анатольевна.

Урок-спектакль  по  теме:  «Художник в театре»

(Оформление спектакля по сказке А.С Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке).

3класс

Цель урока: Дать представление о театре, в котором пересекаются различные  виды искусства, о роли режиссера, актера, литератора, бутафора, художника, костюмера. Показать детям роль театральных художников в создании спектакля. Дети смогут ощутить процесс создания декораций, костюмов, подготовительные работы, которые должен выполнить художник, чтобы сотворить, гармоничный, мелодичный сюжет сказки на сцене.

   В театральном искусстве гармонично сочетаются различные области культуры: литература, история, музыка и изобразительное искусство. Поэтому такой урок имеет большое значение для творческого развития детей.

   Практическую работу предлагается  проводить по группам, что позволит детям, считать себя авторами созданного макета. Создавая образ в глубинно-пространственной композиции, дети будут видеть, и понимать сходство и различия искусств (композиция, язык, различные художественные материалы), театр объединит их в объемном сюжете сказки-спектакля, а это позволит ребенку ощутить себя автором небольшого чуда.

   Навыки  детей пополнятся освоением пластических, художественных средств изображения.

Зрительный ряд:

Иллюстрация Ивана Билибина,

Васнецов « Царевна лягушка», «Снегурочка».

Сцены из спектаклей, детские макеты.

Литературный ряд: 

Поговорка «остаться у разбитого корыта» — остаться ни с чем.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Агния Барто  «В театре».

Материалы: бумага, ножницы, пластилин, краски, кисти, фломастеры, клей, картон.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель читает стихотворение  Агнии Барто.

В театре

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

 

Мы пошли с подругой - Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

 

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

 

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

 

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

 

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

 

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

 

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

 

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

 

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

 

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И, наконец, нашла его.

 

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет,—

Ребятам я сказала.

 

   Учитель: «Ребята, наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей). Правильно, о театре.

 

Презентация - слайд № 2

 

 Давайте, узнаем, что такое театр.  Какие представления в театре бывают? Узнаем, что такое декорации. Какую роль играет художник в создании спектакля?

     Кто бывал в театре, скорее всего, запомнил ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда в зале гаснет свет и открывается занавес…

Презентация - слайд № 3

  …и в луче света ты видишь героев спектакля. В тот самый момент начинается необыкновенная жизнь».

Презентация - слайд № 4

   Все что происходит на сцене – это сочетание вымысла и правды. Потому что театр - это царство игры и фантазии, мир театрального чуда.

Всё на сцене: весь мир вокруг героев спектакля – и дворец, и убогая лачуга, и дремучий лес, и море – это нарисованные или сделанные декорации».

Презентация - слайд № 5, 6

«Что же такое декорация? (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения.

   И в эту игру декораций вовлекает нас художник, когда все декорации расставляют на сцене. Вспыхивают прожектора, и перед нами возникает ночное небо все в звездах, или сверкают отсветы пожара.

   Но, прежде чем все декорации начнут делать в больших размерах, художник делает их небольшими: рисует, клеит, лепит. Он делает свой маленький театр на столе, который называется макет.

Презентация - слайд №7

   Что же такое макет? Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная),  которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.

    Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.

 Существует несколько типов  макетов.

Ребята, мы сегодня попробуем сделать свой  макет театра на столе.

Представьте, что я режиссер нашего спектакля, а вы будете художниками.

   Что делает режиссер? Для того, чтобы поставить спектакль, он выбирает  пьесу или сказку.  Я предлагаю вам поставить на сцене сказку  А.С. Пушкина.

Презентация - слайд № 8

   Многие из вас ее знают. Это « Сказка о рыбаке и рыбке».

Презентация - слайд № 9

   Сказку мы выбрали, теперь необходимо назначить актеров на роли, выбрать главного художника, чтобы обсудить с ним оформление нашего спектакля.

   Представьте, что еще 100 лет назад спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду - бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И как-то 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей  Дягилев и художник Лев Бакет.

Презентация - слайд № 10

    Они решили, что так не может больше продолжаться и срочно нужно это исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков стал делать один и тот же художник. С тех пор оформлением спектакля занимались такие знаменитые художники как: Левитан, Врубель, Коровин, Васнецов.

Презентация - слайд № 11

   Теперь мы поделимся на 3 группы. В каждой группе выбирем главного художника.

1 группа - декоратор (рисует « пейзаж»)

 Презентация - слайд № 12

2 группа - костюмеры (эскизы костюмов).

Презентация - слайд № 13

 3 группа - бутафоры (вырезают и клеят).

 Презентация - слайд № 14

     «Сейчас я предлагаю построить декорации и сделать эскизы костюмов для сцен:

1. Старик закинул сеть в море и поймал золотую рыбку.

2.Разговор старика со старухой о рыбке на фоне старой землянки.

    Прошу вашего внимания, господа декораторы, художники и бутафоры.

   Материалы для нашего спектакля посмотрим в презентации и обсудим их.

На фоне, какого пейзажа происходит действие?

(на фоне морского пейзажа)

Презентация - слайд № 15

Как выглядела землянка?

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Презентация - слайд № 16

Во что одеты старик и старуха?

Презентация - слайд № 17

Что такое невод? Невод – одно из самых древних и эффективных орудий рыбной ловли. В старину рыбаки забрасывали их вручную, подобно старику из сказки Пушкина.

Презентация - слайд № 18

   Сначала сделаем сцену. Ее можно сделать из коробки. Нужно срезать ее стенку так, чтобы можно было видеть все спереди и сверху. Это будет сцена.

   Теперь нужно нарисовать место действия сказки. Этот рисунок будет служить фоном - декорацией. Фон нужно расположить в самой глубине коробки.

  Таких декораций - фонов  может быть несколько, и их можно менять по ходу спектакля.

   Теперь нужно нарисовать декорации, которые будут располагаться на сцене ближе к зрителю. Землянка, например, может быть нарисована, а может быть сделана из бумаги или  пластилина.

   Затем рисуем и вырезаем фигурки героев. Их можно сделать плоскими или объемными, из пластилина. К плоским фигуркам снизу прикрепим подставки, чтобы они не падали. (Старик, старуха, рыбка)

   Последний этап работы - сборка макета декораций.

А теперь, давайте, вспомним, чем закончилась эта сказка для старухи.

Ребята, кто помнит?

Старуха осталась у разбитого корыта.

Что это значит?

 «Остаться у разбитого корыта» — то есть остаться ни с чем.

   Ребята, вы сегодня молодцы. Каждый из вас потрудился на славу. Теперь  вы попробовали себя  в роли декоратора, костюмера, бутафора. И на личном опыте узнали, что делает художник для подготовки спектакля.

   Такой театр на столе вы всегда сможете сделать у себя дома, и будете играть с друзьями, меняя декорации, придумывая все новые и новые приключения  для своих героев.

   Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за работу.

Спасибо за урок.

Список литературы:

Изобразительное искусство 3 класс

Авторы: Н. А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских

Педагогика нового времени

Авторы С. В Кульневич, Т. П Лакоценина

Нетрадиционные уроки в начальной школе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.