Урок-спектакль по изобразительному искусству по теме «Художник в театре» (3 класс)
Учитель изобразительного искусства: Соломатина Анна Анатольевна.
Урок-спектакль по теме: «Художник в театре»
(Оформление спектакля по сказке А.С Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке).
3класс
Цель урока: Дать представление о театре, в котором пересекаются различные виды искусства, о роли режиссера, актера, литератора, бутафора, художника, костюмера. Показать детям роль театральных художников в создании спектакля. Дети смогут ощутить процесс создания декораций, костюмов, подготовительные работы, которые должен выполнить художник, чтобы сотворить, гармоничный, мелодичный сюжет сказки на сцене.
В театральном искусстве гармонично сочетаются различные области культуры: литература, история, музыка и изобразительное искусство. Поэтому такой урок имеет большое значение для творческого развития детей.
Практическую работу предлагается проводить по группам, что позволит детям, считать себя авторами созданного макета. Создавая образ в глубинно-пространственной композиции, дети будут видеть, и понимать сходство и различия искусств (композиция, язык, различные художественные материалы), театр объединит их в объемном сюжете сказки-спектакля, а это позволит ребенку ощутить себя автором небольшого чуда.
Навыки детей пополнятся освоением пластических, художественных средств изображения.
Зрительный ряд:
Иллюстрация Ивана Билибина,
Васнецов « Царевна лягушка», «Снегурочка».
Сцены из спектаклей, детские макеты.
Литературный ряд:
Поговорка «остаться у разбитого корыта» — остаться ни с чем.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Агния Барто «В театре».
Материалы: бумага, ножницы, пластилин, краски, кисти, фломастеры, клей, картон.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель читает стихотворение Агнии Барто.
В театре
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой - Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Учитель: «Ребята, наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей). Правильно, о театре.
Презентация - слайд № 2
Давайте, узнаем, что такое театр. Какие представления в театре бывают? Узнаем, что такое декорации. Какую роль играет художник в создании спектакля?
Кто бывал в театре, скорее всего, запомнил ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда в зале гаснет свет и открывается занавес…
Презентация - слайд № 3
…и в луче света ты видишь героев спектакля. В тот самый момент начинается необыкновенная жизнь».
Презентация - слайд № 4
Все что происходит на сцене – это сочетание вымысла и правды. Потому что театр - это царство игры и фантазии, мир театрального чуда.
Всё на сцене: весь мир вокруг героев спектакля – и дворец, и убогая лачуга, и дремучий лес, и море – это нарисованные или сделанные декорации».
Презентация - слайд № 5, 6
«Что же такое декорация? (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения.
И в эту игру декораций вовлекает нас художник, когда все декорации расставляют на сцене. Вспыхивают прожектора, и перед нами возникает ночное небо все в звездах, или сверкают отсветы пожара.
Но, прежде чем все декорации начнут делать в больших размерах, художник делает их небольшими: рисует, клеит, лепит. Он делает свой маленький театр на столе, который называется макет.
Презентация - слайд №7
Что же такое макет? Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Существует несколько типов макетов.
Ребята, мы сегодня попробуем сделать свой макет театра на столе.
Представьте, что я режиссер нашего спектакля, а вы будете художниками.
Что делает режиссер? Для того, чтобы поставить спектакль, он выбирает пьесу или сказку. Я предлагаю вам поставить на сцене сказку А.С. Пушкина.
Презентация - слайд № 8
Многие из вас ее знают. Это « Сказка о рыбаке и рыбке».
Презентация - слайд № 9
Сказку мы выбрали, теперь необходимо назначить актеров на роли, выбрать главного художника, чтобы обсудить с ним оформление нашего спектакля.
Представьте, что еще 100 лет назад спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду - бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И как-то 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Дягилев и художник Лев Бакет.
Презентация - слайд № 10
Они решили, что так не может больше продолжаться и срочно нужно это исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков стал делать один и тот же художник. С тех пор оформлением спектакля занимались такие знаменитые художники как: Левитан, Врубель, Коровин, Васнецов.
Презентация - слайд № 11
Теперь мы поделимся на 3 группы. В каждой группе выбирем главного художника.
1 группа - декоратор (рисует « пейзаж»)
Презентация - слайд № 12
2 группа - костюмеры (эскизы костюмов).
Презентация - слайд № 13
3 группа - бутафоры (вырезают и клеят).
Презентация - слайд № 14
«Сейчас я предлагаю построить декорации и сделать эскизы костюмов для сцен:
1. Старик закинул сеть в море и поймал золотую рыбку.
2.Разговор старика со старухой о рыбке на фоне старой землянки.
Прошу вашего внимания, господа декораторы, художники и бутафоры.
Материалы для нашего спектакля посмотрим в презентации и обсудим их.
На фоне, какого пейзажа происходит действие?
(на фоне морского пейзажа)
Презентация - слайд № 15
Как выглядела землянка?
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Презентация - слайд № 16
Во что одеты старик и старуха?
Презентация - слайд № 17
Что такое невод? Невод – одно из самых древних и эффективных орудий рыбной ловли. В старину рыбаки забрасывали их вручную, подобно старику из сказки Пушкина.
Презентация - слайд № 18
Сначала сделаем сцену. Ее можно сделать из коробки. Нужно срезать ее стенку так, чтобы можно было видеть все спереди и сверху. Это будет сцена.
Теперь нужно нарисовать место действия сказки. Этот рисунок будет служить фоном - декорацией. Фон нужно расположить в самой глубине коробки.
Таких декораций - фонов может быть несколько, и их можно менять по ходу спектакля.
Теперь нужно нарисовать декорации, которые будут располагаться на сцене ближе к зрителю. Землянка, например, может быть нарисована, а может быть сделана из бумаги или пластилина.
Затем рисуем и вырезаем фигурки героев. Их можно сделать плоскими или объемными, из пластилина. К плоским фигуркам снизу прикрепим подставки, чтобы они не падали. (Старик, старуха, рыбка)
Последний этап работы - сборка макета декораций.
А теперь, давайте, вспомним, чем закончилась эта сказка для старухи.
Ребята, кто помнит?
Старуха осталась у разбитого корыта.
Что это значит?
«Остаться у разбитого корыта» — то есть остаться ни с чем.
Ребята, вы сегодня молодцы. Каждый из вас потрудился на славу. Теперь вы попробовали себя в роли декоратора, костюмера, бутафора. И на личном опыте узнали, что делает художник для подготовки спектакля.
Такой театр на столе вы всегда сможете сделать у себя дома, и будете играть с друзьями, меняя декорации, придумывая все новые и новые приключения для своих героев.
Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за работу.
Спасибо за урок.
Список литературы:
Изобразительное искусство 3 класс
Авторы: Н. А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских
Педагогика нового времени
Авторы С. В Кульневич, Т. П Лакоценина
Нетрадиционные уроки в начальной школе.