Урок изобразительного искусства по теме «Рисование с натуры игрушки» (6 класс)
Тема урока: «Рисование с натуры игрушки». 6 класс
Цель урока:
Формировать элементарные графические навыки рисования с натуры, умения применять их в учебной, трудовой и общественно - полезной деятельности.
Задачи урока:
коррекционно-обучающие: познакомить с историей появления матрешек в России; отработать навыки выполнения рисунка по опорным точкам, по шаблону; формировать навыки выполнения элементов росписи матрешек; учить раскрашивать рисунок с опорой на образец.
коррекционно-развивающие: развивать кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; развивать речь через составление ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ.
коррекционно - воспитывающие: прививать любовь к изделиям народного творчества; воспитывать художественный вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
- матрешки, различающиеся по оформлению, размерам; иллюстрации с изображением матрёшек; заготовки для рисования для каждого ученика, шаблоны цветка; пооперационные карты в конвертах для каждого; портрет Сергея Милютина, разрезные картинки для каждого, числовая лента, карточки с буквами.
Ход урока.
Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня для работы вам понадобятся художественные материалы: лист альбома, простой карандаш, ластик, цветные карандаши. ( Демонстрация иллюстрации с изображением принадлежностей для рисования).
- Посмотрите, все необходимые принадлежности лежат у вас на партах?
(На партах у детей лежат принадлежности для рисования, но у одного не хватает цветных карандашей, у другого листа бумаги, у третьего карандаша, ластика и т.д.)
- Каких принадлежностей не хватает Соне? Максиму? Наде... Учитель выдаёт недостающее.
Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об изделиях народного декоративно- прикладного творчества. Эти изделия выполняют народные умельцы - мастера. А что является самым ярким представителем этих изделий, попробуйте догадаться сами.
1. Составление слова «игрушка» из букв разрезной азбуки на доске. (На доске числовая лента, под ней карточки с буквами с цифрами) Прил. 1
1 2 3 4 5 6 7
АГШИРУК
7 2 5 1 3 4 6
- Верно, именно народная игрушка, является самым ярким представителем народного творчества. И сегодня на уроке мы будем рисовать народную игрушку, а какую именно, ответите мне вы.
(Детям раздаются разрезные картинки с изображением матрёшки. Они должны собрать картинку.)
- Какое изображение у вас получилось? (матрёшка). Прил 2.
- Надеюсь, вы догадались, что рисовать мы сегодня будем нашу любимую игрушку – Матрешку!
Объяснение нового материала.
- Именно матрешка – самая любимая игрушка, можно сказать, главная кукла у нас в стране. Это самый распространенный сувенир, который увозят гости нашей страны как подарок и память о России.
-Однако появилась эта игрушка в нашей стране не так давно, чуть более 100 лет назад, в прошлом веке. Путешествуя по Японии, жена русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, (Прил. 3) увидела там подобную деревянную куклу, только «одетую» по – японски, причем в нее вставлялась кукла поменьше, а в нее еще меньше, и т.д. Кукла так понравилась, что она привезла ее в Россию. Прил. 4. Русский художник Сергей Милютин. (Демонстрация портрета прил. 5) «одел» ее в русский сарафан и назвал «Матрешка с петухом»! Показываю картинку с изображением первой матрешки. Прил. 6.
- Вот так она выглядела: в платочке, с петухом в руке; а внутри устроились старшие дочки (помощницы ) одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой, - мальчонка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках, всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…. Прил. 6.
- И начали на Руси расписывать этих удивительных «красоток», да в каждой местности по - своему. Интересно, что для первых матрешек одежду расписывали женщины – художницы, а лица – мужчины.
- Вот посмотрите на эти картинки: матрешки все разные! Прил. 7-9. На сегодняшний день существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрешек. Все матрешки расписываются вручную, поэтому каждая матрешка – это неповторимый экземпляр!
- Ребята, посмотрите на матрёшку, которую я держу в руках. ( Открываю и демонстрирую деревянных матрёшек, одновременно читаю стихотворение).
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька – детеныш.
А там еще - откуда?
А там опять…найденыш!
В.Приходько.
- А вы знаете, как можно играть с этой удивительной куколкой? Сейчас, я предлагаю вам поиграть с игрушкой: собрать в большую матрёшку всех её дочек.
(Дети собирают матрёшку, собранные игрушки остаются стоять на партах)
- Поставьте игрушки на край своего стола.
Физкультминутка: «Делай так».
- Рассмотрите матрёшку, во что она одета?
- Что у матрёшки на голове? (платочек) На туловище? (сарафан)
- А чем так красиво украшен сарафан матрёшки? (цветами)?
- Вам предстоит поработать сегодня художниками и расписать матрёшку!
- Вам я раздаю заготовку будущей матрёшки в сарафане. Лицо у матрёшки уже нарисовано. Вам необходимо нарисовать ей красивый праздничный сарафан.
- Рисовать будем в такой последовательности:
1. По опорным точкам обводим контур матрёшки. (вывешивается на доску иллюстрация №1)
2. По опорным точкам обводим детали сарафана. (вывешивается на доску иллюстрация №2)
3. В центре сарафана по шаблону обводим большой красивый цветок. (вывешивается на доску иллюстрация №3)
- Повторите последовательность выполнения работы. (детям раздаются пооперационные карты.)
- Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
- Теперь приступаем к раскрашиванию. Карандаши, какого цвета вам понадобятся для работы?
4. Вначале раскрашиваем сарафан красным карандашом.
5. Затем раскрашиваем матрёшке платочек зелёным карандашом.
6. Последним раскрашиваем цветочек синим карандашом.
- Повторите последовательность выполнения работы. (детям раздаются пооперационные карты.)
- Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
- Перед работой немного разомнем свои руки.
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа.
- Приступаем к работе.
- Берем бумагу, простой карандаш, начинаем соединять опорные точки.
(учитель демонстрирует на доске (педагогический рисунок)
- Теперь буреем трафарет цветка, помещаем его в середину матрёшки и обводим.
(учитель демонстрирует на доске (педагогический рисунок)
- Раскрашиваем сарафан. Карандаш какого цвета берём? (красный)
- Раскрашиваем цветок внутри сарафана. Карандаши какого цвета берём? (синий и жёлтый)
Учащиеся работают. Параллельно оказывается индивидуальная помощь учащимся.
Подведение итогов. Выставка работ.
- Что сегодня на уроке мы рисовали?
- Из какой страны к нам в Россию была привезена матрёшка?
- Назовите фамилию русского художника, первым расписавшим русскую матрёшку?
- Посмотрите, какие замечательные матрёшки получились и у вас.
- Давайте сравним ваши рисунки с образцом. (Соответствие цвета образцу. Помещение цветка в центр сарафана)
- Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами?
Выставление оценок.
- Дома найдите иллюстрации с матрёшками и принесите к следующему уроку.
Прил. 5 Сергей Милютин
Прил. 7
А |
Г |
Ш |
7 |
2 |
5 |
И |
Р |
У |
1 |
3 |
4 |
К |
||
6 Прил 1. |
Прил. 9
Прил. 4. ФУКУРУМУ
Прил. 3 Елизавета и Савва Игнатьевич Мамонтовы
Прил.2