12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Садварий Жанна Владиславовна3094
Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г.
Россия, Курская обл., Курск

План-конспект урока изобразительного искусства на тему: «Твои игрушки. Композиция одного предмета. Урок- сказка »

Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Класс: 2 класс

Цель: формировать представления школьников композиционных приемах расположения одного предмета на листе бумаги о создании образа игрушки.

Задачи:

Познакомить школьников с правилами композиции одного предмета.

Формировать представление о горизонтальном и вертикальном форматах, как средстве выразительности композиции.

Учить выполнять рисунок в правильной последовательности;

Продемонстрировать способы создания образа игрушки;

Мотивировать школьников к творческой работе.

Предметные результаты:

Формировать представления о композиции как важнейшем средстве выразительности рисунка;

Формировать представление школьников о способах создания выразительного образа игрушки;

Способствовать овладению приемами грамотного построения композиции одного предмета на листе бумаги.

Личностные результаты:

Способствовать появлению мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию 

формирование уважительного и доброжелательного отношения к товарищам при работе в парах и группах.

Метапредметные результаты:

формировать умения ставить учебную задачу

Формировать умения сравнивать анализировать ошибки в изображениях.

формировать умение излагать своё мнение;

формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод

уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности;

формировать умение понимать позицию другого;

формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.

Методы:

методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)

Словесный ( рассказ, беседа);

практические методы


 

Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.

Необходимое   оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видео ролики, наглядные, дидактические пособия для актуализации знаний, раздаточный материал .

Содержание урока

1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

(Проверка готовности к работе.)

Пожелаем от души,

Чтобы рисунки хороши

На уроке поучились,

Знания нам пригодились.

А теперь свободно, смело

Примемся за наше дело!

Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какими сказочными персонажами мы встречаемся каждый урок?

Школьники: С волшебными принцессами страны Красок.

Учитель: Давайте назовем, какие краски были выбраны главными принцессами сказочной страны?

Школьники: Красная, желтая и синяя краски.

 

Учитель: А кто помнит, как называются эти цвета?

Школьники: Основные

 

2. Актуализация знаний.

 

Учитель: Волшебные принцессы нарисовали к празднику множество прекрасных цветов, но они просто не успевают расставить их по вазам. Ваша задача помочь нашим принцессам. Но будьте внимательны. Ведь расставить цветы вам необходимо так, чтобы в одной вазе оказались цветы основных цветов, а в другой составных.

(Работа по командам в группах . Представители каждой команды получают вырезанный из бумаги цветы и размещают их в вазе с надписью основные или составные. Подсчет баллов. Подведение итогов)

 

 

3. Постановка учебной задачи. Открытие новых знаний.

 

Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо и быстро справились с заданием. Вы помните, наверное, что каждый урок я рассказываю вам увлекательные истории о наших волшебных принцессах. Пришло время узнать, что же с нашими героинями произошло дальше.

Волшебные принцессы, как любые представители сказочных государств, очень любят праздники. А какой праздник мы совсем недавно с вами праздновали?

Школьники: Первое сентября. День Знаний.

 

Учитель: Как-то наши волшебные принцессы сидели за столом на солнечной сентябрьской полянке, пили чай и весело болтали.

-Увидев ребят, подросшими, загоревшими и отдохнувшими за лето, я очень обрадовалась- сказала красная краска

- И я тоже - отозвалась желтая-ой, а ведь, наверное, ребят надо поздравить с их праздником -Днем Знаний.

-Не только поздравить, а еще что-нибудь подарить-напомнила синяя - предлагаю цветы.

-Ну, нет. Цветы дарят учителям, а дети любят игрушки, сладости- сказала красная краска.

Игрушки -это замечательная идея. Так решили краски и, вооружившись палитрами и бумагой, стали быстро и старательно рисовать. Ведь вы помните о волшебной возможности наших принцесс превращать нарисованные предметы в реальные .

-Я- сказала красная краска- без труда нарисую красивого пушистого медвежонка. И вскоре она представила своим сестрицам рисунок.


 

Ребята, посмотрите на рисунок, как вам кажется, хорошим ли он получился?

Школьники: Не очень

Учитель: Как вы думаете, какую ошибку допустила красная краска?

Школьники: На рисунке медвежонок изображен слишком маленьким.

Учитель: Верно. Посмотрели краски на рисунок и расстроились.

-Так нельзя! – закричала синяя краска. Ведь маленькому медвежонку будет очень неуютно на огромном поле белого листа.

- Я все очень быстро исправлю - сказала желтая краска, и вскоре уже на листе красовался огромный медведь. Его лапы стояли на самом краю листа, а уши явно не помещались.

 

Ребята, посмотрите на рисунок, как вам кажется, хорошим ли он получился, и какую ошибку допустила желтая краска?

Школьники: Рисунок выполнен неверно. Медвежонок изображен слишком крупным.

Учитель: Еще сильнее расстроились наши принцессы и решили отправиться за советом к волшебнику Карандашу, а он им и говорит: «Там, где находится вам знакомый Город Мастеров, совсем недалеко живет Госпожа Композиция. Дама она важная и любит всех расставлять по своим местам. Вот она точно знает, как правильно надо нарисовать». Отправились принцессы к Госпоже Композиции. Посмотрела Композиция на неудачные рисунки красок и очень быстро вынесла свой вердикт: «Это все от того, что вы краски первого правила композиции не знаете».


 

-Расскажи нам, Госпожа Композиция, свое первое правило - просят краски.

Записывайте - громогласно ответила Композиция - если вы изображаете один предмет, то должны знать: предмет должен быть не большим, не маленьким, а средним.

 

Мелкое изображение теряется на листе, а когда изображение слишком крупное, оно как бы вываливается с листа.

Записали краски себе правило и поспешили нарисовать медвежонка с учетом первого правила композиции, и уже вскоре красивый пушистый медвежонок появился у красок.

Ребята, давайте вклеим распечатанный листок с этим правилом в наши тетради.

( Школьники вклеивают правило в тетрадь)

-Ура! - сказала синяя краска- теперь я могу нарисовать очередную красивую игрушку, ведь я знаю важное правило. И вскоре на рисунке синей краски красовался ушастый очаровательный зайчонок.

Но все ли сложилось в рисунке, как вы считаете ребята?

 

Школьники: рисунок зайца смещен вниз.

Учитель: Синяя краска увидела ошибку и поспешила ее исправить. Все ли стало хорошо в рисунке?

Школьники: рисунок зайца смещен вверх.

Учитель: -Я все исправлю – сказала синяя краска и в очередной раз перерисовала рисунок. Посмотрим на рисунок, все ли хорошо?

Школьники: Рисунок оказался сильно смещенным влево.

 

Учитель:

- Ну хватит- сказали принцессы сестрице- пойдем к Госпоже Композиции. Ведь, если есть первое правило, то, наверняка, есть и второе.

 

Госпожа Композиция встретила маленьких принцесс с улыбкой и, рассмотрев рисунки, сказала: «Конечно, если предмет изображается на листе один, то и место ему посередине. Однако у художника есть маленькая хитрость. Если расположить картинку точно посередине, то такое изображение будет смотреться неплохо, но для более красивого расположения можно оставлять снизу расстояние на пару миллиметров больше. Итак, второе правило композиции звучит так:

Предмет должен быть расположен посередине или чуть выше середины листа. Ребята, давайте вклеим распечатанный листок с этим правилом в наши тетради.

( Школьники вклеивают правило в тетрадь)

-И все-таки мы не так много нарисовали игрушек, а подарков надо много - сказала красная краска.

-А мне надоело рисовать медвежат и зайчат - заявила в ответ желтая принцесса - хочу нарисовать что-нибудь экзотическое. Жирафа, например.

И взяв новый лист, быстро принялась за работу. И вскоре появился новый рисунок.

Все ли правильно изображено в рисунке, как вы думаете, ребята?

Школьники: Жираф не помещается на листе. Возможно, нарушено правило композиции.

 

 

Учитель:

- Я знаю правила композиции - заявила желтая краска – и пробовала уменьшить изображение и все равно получается неверно. Это не я виновата, а шея жирафа! Ведь она такая длинная!

Синяя краска долго смотрела на терзания своей подруги, а потом достала мобильный телефон (они и сказочной стране тоже бывают) и позвонила Госпоже Композиции. Через несколько минут Синяя краска радостно передала совет Композиции, он звучал так: « Попробуй взять лист по вертикали»

И как только вертикальный формат появился в рисунке, все быстро стало на свои места, длинная шея жирафа выпрямилась, а рисунок стал красивым.

-Ура!- закричала красная краска – Теперь я знаю секрет : всегда нужно брать вертикальный формат. А у меня будет на рисунке слон!

Ребята, посмотрите на рисунок. Все ли в нем хорошо? 

Школьники: Хобот и хвост слона касаются краев листа. Слону на листе тесно.

В тишине и задумчивости стояли волшебные краски, рассматривая неудавшийся рисунок. И вдруг они услышали шорох шин. Это на своем высокоскоростном автомобиле заехала в гости Госпожа Композиция.

 

- Я так и знала, что и тут не обойдется без ошибок. Поэтому поспешила к вам на помощь, ведь вы не узнали еще одно, третье правило композиции. А без него красивое расположение невозможно.

-Расскажи нам это правило, Госпожа Композиция! -попросили краски

- Все предметы, которые окружают нас очень разные по форме. Есть высокие, вытянутые в высоту, а есть широкие, вытянутые в ширину. Им необходимы различные форматы. А правило звучит так: если форма предмета вытянута по вертикали, то выбираем вертикальный формат, если форма предмета вытянута по горизонтали, выбираем горизонтальный формат.

 

 

4. Первичное закрепление знаний.

Давайте немного поиграем по командам и проверим, внимательно ли вы слушали? Краски прислали нам детские рисунки, нам необходимо проверить, правильно ли они изображены с точки зрения композиции. Но прежде по одному представителю от команды пойдут к доске и попробуют изобразить формат к прикрепленному к доске изображению, так, чтобы не было нарушены правила композиции.

 

 

( пока школьники у доски выполняют задания, учитель демонстрирует рисунки, а затем дети оценивают выполнение задания у доски и добавляют баллы лучшим командам)

Учитель. А теперь давайте проверим знание третьего правила композиции.

У каждого из вас есть альбом, и расположить его можно по вертикали и по горизонтали. Расположите альбом по вертикали, покажите учителю ( школьники показывают), а теперь по горизонтали (школьники показывают)

А теперь для каждой команды будет звучать стихотворение, попробуйте представить, как вы изобразите описываемый объект и покажите при помощи альбома, какой формат вы выберите для изображения.

Задание для команды красной краски

В Африке река есть - Нил , в ней зеленый крокодил.

( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)

Задание для команды желтой краски

Дом построит великан, его зовут - подъемный кран.

( Школьники демонстрируют вертикальный формат)

Задание для команды синей краски

Это дом, а вот порог, вытянувшись спит щенок.

( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)

Задание для команды красной краски

В нашем парке есть дубок. Вырос до небес, высок.

(Школьники демонстрируют вертикальный формат)

Задание для команды желтой краски

Для свиньи с едой открыто очень длинное корыто.

( Школьники демонстрируют горизонтальный формат)

 

Задание для команды синей краски

Подиум. На нем стоит девушка -красавица. Своим ростом, красотой на весь мир прославится.

(Школьники демонстрируют вертикальный формат)

Физминутка

Школьники повторяют правила композиции:

Предмет должен быть ( Исходное положение : руки вперед)

Не большим ( разводят руки в стороны, показывают большой размер)

Не маленьким (соединяют руки перед собой)

А средним ( разводят руки)

И.П. руки на пояс.

Предмет должен быть не смещен ни вправо ( поворот вправо)

Ни влево (поворот влево)

Ни вверх (поднимают руки, тянутся вверх)

Ни вниз (наклон вниз)

А посередине ( руки на пояс)

 

 

Учитель. Так волшебные принцессы узнали о важных правилах, без которых трудно создать красивый рисунок. Как вы думаете, ребята, а нам могут пригодиться эти правила?

Школьники. Конечно, могут.

Учитель. Ну, а поскольку краскам не справиться с тем, чтобы нарисовать игрушки для всех детей мы им поможем. Но прежде давайте вспомним, а какие игрушки вы можете изобразить?

Школьники перечисляют

Учитель. А теперь давайте полюбуемся, какие игрушки создают художники-дизайнеры.

Приложение 1. Просмотр видеоролика

 А теперь посмотрим, как выполнить рисунок.

Этапы педагогического рисунка

 

Выбираем форму листа, чтобы не нарушить второе правило композиции, тонкой линией размечаем середину.

При помощи композиционных штрихов отмечаем размер игрушки, следим , чтобы расстояние снизу было на пару миллиметров больше, чем сверху.

Отмечаем размер головы игрушечного зверя.

 

4. Изображаем голову.

5. Отмечаем размер туловища.

6.При помощи овалов намечаем размер нижних лапок.

7. Намечаем верхние лапки

8.Придаем лапкам форму. Рисуем коготки и подушечки

9. Прорабатываем детали верхних лап и форму ушек.

Итак, у нас получилось изображение игрушечного котенка. Но можем ли мы что -нибудь о нем рассказать? Какой у него характер? Домашний ли это кот или живет на улице?

Школьники Глядя на рисунок , сказать сложно.

 

Учитель. Чтобы игрушка получилась выразительной, художнику важно не просто нарисовать ее по правилам композиции, но создать образ. Ребята, а вы знаете, что такое образ?

Школьники (высказывают предположения )

 

Учитель. А что мы делаем , когда не знаем значения какого-то слова?

Школьники. Ищем в Интернете или в словаре.

Учитель. Давайте прочтем значение слова «Образ» в словаре.

Школьники

ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, для создания образа мы можем наделить нашего котенка человеческими качествами?

 

Школьники. Наверное, можем.

Учитель. А как это сделать через рисунок?

 

Школьники. Добавить детали одежды и предметы, которые расскажут о герое.

 

Учитель. Давайте посмотрим, как превратить нашего котенка в веселого морячка, который любит рыбалку.

11.Работаем над образом игрушечного котенка .Рисуем мордочку, усы, прическу.

12. Работаем над образом игрушечного котенка- моряка. Рисуем тельняшку, удочку, бескозырку и в лапке изображаем рыбку.

А теперь давайте попробуем создать образ котенка- джентльмена. Какие детали для этого понадобятся?

 

Школьники. цилиндр, зонт, костюм и галстук.

 

 

14, 15. Работаем над образом котенка- джентльмена. Рисуем цилиндр, зонт, костюм и галстук.

Ребята, а какие еще образы игрушек можно создать? Давайте попробуем описать образы:

Команда красной краски

Опишите образ лисички- модницы

Команда желтой краски

Зайца –спортсмена

Команда синей краски

Медвежонка- доктора

(Использование метода словесного рисования)

А теперь давайте посмотрим на образы игрушек в детских рисунках.

(приложение 2)

 

5. Самостоятельная работа с самоконтролем и самопроверкой.

( Школьники выполняют рисунок)

6. Анализ детских работ. Игра художники и искусствоведы.

Команды по очереди выходят к доске с рисунками, становясь то художниками , то искусствоведами. Анализ рисунка проводится с точки зрения композиции и выразительности образа.

7.Рефлексия незаконченное предложение

Ответьте на вопросы:

На уроке мы узнали…

На уроке мы научились…

Мне показалось интересным..

Мне было трудно…

Мне понравилось

В конспекте использованы авторские рисунки.
Презентация к уроку "Твои игрушки. Три правила композиции"
PPTX / 9.39 Мб


Видео слайд-шоу "Игрушки" приложение
RAR / 31.51 Мб

Игрушки приложение 1
RAR / 26.38 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Преемственность в образовании
приглашает на вебинары для педагогов и специалистов

29
мая

Оптическая дисграфия у детей дошкольного и школьного возраста. Способы коррекции

Бесплатный вебинар

30
мая

Организация музыкальных занятий в летнее время

Бесплатный вебинар

31
мая

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками

Бесплатный вебинар

Все бесплатные вебинары для педагогов «Преемственности в образовании»

Видеозаписи всегда в свободном доступе

Комментарии (34)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 16.04.19 в 16:06 6 Ответить Пожаловаться
Какой замечательный урок, сказка, по другому и не назовешь. Под Вашим чутким руководством любой нарисует правильно.СПАСИБО!!!!В копилку!

Спасибо за отличную работу!
Ватолина Светлана Анатольевна, 16.04.19 в 17:46 4 Ответить Пожаловаться
Согласна, Елена Федоровна!!! Отличный урок!!! И мне в избранное!!!
Перминова Елена Федоровна, 16.04.19 в 17:56 5 Ответить Пожаловаться
Все этапы урока просто СУПЕР, слайды замечательные. УМНИЦА!
Садварий Жанна Владиславовна, 16.04.19 в 18:02 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Светлана Анатольевна!
Садварий Жанна Владиславовна, 16.04.19 в 16:14 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Федоровна!
Перминова Елена Федоровна, 16.04.19 в 17:58 5 Ответить Пожаловаться
УМНИЦА ВЫ, Жанна Владиславовна, за урок - 55555555555555555555555....

Садварий Жанна Владиславовна, 16.04.19 в 18:01 5 Ответить Пожаловаться
Ух,ты!Мне давно столько пятерок не ставили! Спасибо, Елена Федоровна!
Перминова Елена Федоровна, 16.04.19 в 18:05 3 Ответить Пожаловаться
В ответ Садварий Жанна Владиславовна
И не только пятерки заслуживаете....

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.