Урок истории по теме «Русское государство при Ярославе Мудром» (6 класс)
Технологическая карта урока
Урок истории по теме «Русское государство при Ярославе Мудром» 6-й класс
Учитель - Гришин Артём Александрович
Предмет – История
Класс – 6
Методы и формы обучения-
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тип урока- комбинированный
Образовательные ресурсы- Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания. Ресурс: http://nsportal.ru/node/1379248
План урока -
1. борьба за власть сыновей Владимира
2. внутренняя политика Ярослава Мудрого
3. управление государством при Ярославе
4. отношение Руси с другими государствами
Цель урока: Изучить особенности внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого.
Задачи урока:
Предметные (образовательные): Раскрыть процесс междоусобицы после смерти Владимира Святославовича, раскрыть особенности внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого, ознакомить учащихся с особенностями культурного развития Руси в данный период.
Метапредметные (развивающие): Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи.
Личностные (воспитательные): Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты
Предметные
Ученики научатся: называть основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого;формулировать и аргументировать свое мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе;использовать сведения из исторической карты как источника информации;правильно использовать исторические термины (усобицы, закон, «Русская правда»).
Метапредметные
Ученики получат возможность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; анализировать информацию из текста; формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме; , выстраивать ответ в соответствии с заданием
Личностные
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы обучения. Планируемые результаты (УУД) |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока. |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Личностные УУД: понимают необходимость учения. |
II. Актуализация знаний |
Создает проблемную ситуацию: Когда закончилось правление Владимира Святославича? А в каком году началось правление Ярослава? Что предшествовало получению Киевского престола Ярославом Владимировичем? Создает проблемную ситуацию: Изучая внутреннюю и внешнюю политику князя Ярослава, определите, почему его прозвали Мудрым? Учащиеся готовятся составлять план ответа. Задание. Слушая рассказ учителя, каким образом Ярослав Мудрый пришел к власти. Рассказывает о борьбе за власть между сыновьями Владимира. Рассказывает о действиях Ярослава Мудрого времени междоусобицы. |
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Учет позиции других учеников, умение обосновать собственное мнение. Построение полного ответа на поставленный вопрос. Определения собственных знаний, в пределах изученного. Высказывание предположений о том почему Ярослав получил прозвище Мудрый. |
Личностные, познавательные УУД |
III. Изучение нового материала |
Мы с вами сегодня говорим о Ярославе Мудром, но Мудрый - это не фамилия, это прозвище данное народом . Наша задача узнать, за что он получил это почетное прозвище, и соответствовал ли он ему на самом деле. Работа с историческим документом: «Повесть временных лет» Учитель рассказывает о деятельности Ярослава Мудрого по укреплению государственного аппарата древней Руси. Предлагает изучить п.2-3 учебника и продолжить составление плана Предлагает ответить на вопрос: почему Ярослава прозвали Мудрым? Заслуживает ли он такой оценки? Что свидетельствует о правильности данного прозвища? Что не свидетельствует об этом. Работа с разными источниками. положениями “правды Ярослава”: чтение и комментарий. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава. Прочитайте мнение русского историка Костомарова Н.И о Ярославе Мудром. 1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие? 2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника |
Составляют план «Внешняя и внутренняя политика Ярослава», отмечая те пункты, которые свидетельствуют, с их точки зрения, о мудрости данной политики, либо им противоречат. Учащиеся составляют план ответа и формулируют собственную позицию при составлении плана ответа. Изучают новую информацию, слушают учителя. Ученики работают с текстом, с помощью чего овладевают навыками смыслового чтения. Происходит освоение способов решения проблем поискового характера Записывают данные, новые термины в тетрадь, отвечают на вопросы учителя |
Познавательные, регулятивные УУД Коммуникативные |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Организует работу с учащимися Задания из Рабочей тетради «А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века. М, «Просвещение», 2009г. 1.Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого. 2. Проведите соединительные линии в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром» |
Выполняют задания из рабочей тетради и задания на интерактивной доске |
Познавательные, регулятивные УУД Коммуникативные |
V. Итоги урока. Рефлексия |
При прошествии урока учитель задает вопросы :
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Личностные |
Домашнее задание |
§7 вопросы 1-3 |
Источники :
-
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс (О.Н. Журавлева) https://prosv.ru/_data/assistance/232/aef0778d-b4b1-11e3-80c3-0050569c7d18.pdf
-
Технологическая карта урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс Учитель – Князева Екатерина Ивановна https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-istorii-po-tiemi.html
-
Технологическая карта урока ОДНКНР в 6 классе на тему "Литература и искусство Киевской Руси и их влияние на духовность людей" https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-odnknr-v-klasse-na-temu-literatura-i-iskusstvo-kievskoy-rusi-i-ih-vliyanie-na-duhovnost-lyudey-1747795.html
-
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1