Образовательные ресурсы- Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания. Ресурс: http://nsportal.ru/node/1379248
План урока -
1. борьба за власть сыновей Владимира
2. внутренняя политика Ярослава Мудрого
3. управление государством при Ярославе
4. отношение Руси с другими государствами
Цель урока: Изучить особенности внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого.
Задачи урока:
Предметные (образовательные): Раскрыть процесс междоусобицы после смерти Владимира Святославовича, раскрыть особенности внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого, ознакомить учащихся с особенностями культурного развития Руси в данный период.
Метапредметные (развивающие): Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи.
Личностные (воспитательные): Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты
Предметные
Ученики научатся: называть основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого;формулировать и аргументировать свое мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе;использовать сведения из исторической карты как источника информации;правильно использовать исторические термины (усобицы, закон, «Русская правда»).
Метапредметные
Ученики получат возможность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; анализировать информацию из текста; формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме; , выстраивать ответ в соответствии с заданием
Личностные
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формы обучения.
Планируемые результаты (УУД)
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Личностные УУД: понимают необходимость учения.
II. Актуализация знаний
Создает проблемную ситуацию:
Когда закончилось правление Владимира Святославича? А в каком году началось правление Ярослава?
Что предшествовало получению Киевского престола Ярославом Владимировичем?
Создает проблемную ситуацию:
Изучая внутреннюю и внешнюю политику князя Ярослава, определите, почему его прозвали Мудрым?
Учащиеся готовятся составлять план ответа.
Задание.
Слушая рассказ учителя, каким образом Ярослав Мудрый пришел к власти.
Рассказывает о борьбе за власть между сыновьями Владимира.
Рассказывает о действиях Ярослава Мудрого времени междоусобицы.
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение
Учет позиции других учеников, умение обосновать собственное мнение. Построение полного ответа на поставленный вопрос.
Определения собственных знаний, в пределах изученного.
Высказывание предположений о том почему Ярослав получил прозвище Мудрый.
Личностные,
познавательные УУД
III. Изучение нового материала
Мы с вами сегодня говорим о Ярославе Мудром, но Мудрый - это не фамилия, это прозвище данное народом . Наша задача узнать, за что он получил это почетное прозвище, и соответствовал ли он ему на самом деле.
Работа с историческим документом:
«Повесть временных лет»
Учитель рассказывает о деятельности Ярослава Мудрого по укреплению государственного аппарата древней Руси.
Предлагает изучить п.2-3 учебника и продолжить составление плана
Предлагает ответить на вопрос: почему Ярослава прозвали Мудрым? Заслуживает ли он такой оценки? Что свидетельствует о правильности данного прозвища? Что не свидетельствует об этом.
Работа с разными источниками. положениями “правды Ярослава”: чтение и комментарий. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава.
Прочитайте мнение русского историка Костомарова Н.И о Ярославе Мудром. 1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие? 2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника
Составляют план «Внешняя и внутренняя политика Ярослава», отмечая те пункты, которые свидетельствуют, с их точки зрения, о мудрости данной политики, либо им противоречат.
Учащиеся составляют план ответа и формулируют собственную позицию при составлении плана ответа.
Изучают новую информацию, слушают учителя.
Ученики работают с текстом, с помощью чего овладевают навыками смыслового чтения.
Происходит освоение способов решения проблем поискового характера
Записывают данные, новые термины в тетрадь, отвечают на вопросы учителя
Познавательные, регулятивные УУД
Коммуникативные
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Организует работу с учащимися
Задания из Рабочей тетради «А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века. М, «Просвещение», 2009г.
1.Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого.
2. Проведите соединительные линии в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром»
Выполняют задания из рабочей тетради и задания на интерактивной доске