План-конспект урока истории в 6 классе «Русское государство при Ярославе Мудром»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока истории
Тема: Русское государство при Ярославе Мудром
Класс: 6
Исторический курс: История России с древнейших времен до начала XVI века
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Комбинированный
Формы урока: традиционная
Цель: Сформировать представление у учащихся о правлении Ярослава Мудрого
Задачи:
Образовательная: рассмотреть причины борьбы сыновей Владимира Великого.
Развивающая: продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, развитие коммуникативных навыков, способствовать развитию умения анализировать события.
Воспитательная: развитие интереса к историческому знанию.
Оборудование:
- Учебник: История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] под. ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 (§7).
- интерактивная доска
- проектор
- ПК.
- презентация
- карта « Русь в конце X-XI веках»
- указка
- доска
- мел
Таблица оформления записей
На доске |
В тетради |
Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром План урока: Борьба за власть сыновей Владимира Внутренняя политика Ярослава Мудрого Внешняя политика Ярослава Мудрого
Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)
Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054
Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью
Домашнее задание: задание №3 стр. 63 |
Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром План урока: Борьба за власть сыновей Владимира Внутренняя политика Ярослава Мудрого Внешняя политика Ярослава Мудрого
Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)
Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054
Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью
Домашнее задание: задание №3 стр. 63
|
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Здравствуйте, дети! Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должны быть учебник, тетрадь и пенал. Теперь давайте проверим, кто сегодня отсутствует. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.
Дежурный говорит об отсутствующих, если такие имеются.
|
Актуализация знаний/ умений учащихся |
На прошлом уроке вам было задано : читать параграф 6 пункт 3 «Правление князя Владимира. Крещение Руси»( подготовка к проверочной работе) Достаем двойные листочки, подписываем В проверочной работе будет всего 5 вопросов. Вопросы вы видите на слайде. Для выполнения проверочной работы у вас есть 7 минут. В своих листочках вы записываете номер вопроса и ответ ( записывать вопрос не нужно) (ответы: 980-1015;988;Днепр;Византийскому/ греческому; Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси( русских воспринимали как варваров-язычников) Сдаем листочки! принятие христианства произошло в 988 году и способствовало сплочению всех русских земель, но управлять такой территорией было непросто. Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя, одним из них был - Ярослав Мудрый. Именно о нем и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке. |
Выполняют работу.
Сдают листочки.
|
Постановка целей и задач |
Давайте откроем тетради и запишем тему урока « Русское государство при Ярославе Мудром» Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Все верно, а как вы думаете, какие еще вопросы мы могли бы рассмотреть на сегодняшнем уроке, в рамках данной темы?
Правильно, молодцы. План: Борьба за власть сыновей Владимира Внутренняя политика Ярослава Мудрого Внешняя политика Ярослава Мудрого
|
Записывают тему урока в тетради.
Отвечают: На сегодняшнем уроке речь пойдет о Ярославе Мудром, о его внутренней и внешней политике.
Отвечают: Мы могли бы рассмотреть, как Ярослав мудрый стал Киевским князем.
Записывают план в тетради. |
Первичное изучение нового материала |
1) Борьба за власть сыновей Владимира Великого. Как вы уже знаете, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя. Он хотел, чтобы поле его смерти Киевом правил Борис. Это, естественно, не нравилось старшим сыновьям – Святополку и Ярославу. Первым проявил недовольство Ярослав, который княжил в Новгороде и с 1015 года перестал отправлять дань в Киев. В этом же году Владимир умер. Когда Владимир Великий умирал, Бориса в Киеве не было : он был в походе на печенегов. Давайте вспомним, кто такие печенеги? Этим воспользовался Святополк, и благодаря подношениям для киевлян, добился того, что они признали его новым киевским князем. Святополк решил избавиться от Бориса и его родного брата Глеба, подослав к ним убийц. А что мы еще знаем о Борисе и Глебе? Верно.Так же Святополк убил другого своего брата – Святослава. Из-за этих преступлений Святополк получил прозвище Окаянный. Ярослав, узнав о смерти отца и гибели братьев, собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка Окаянного. В свою очередь Святополк собрал войско на Руси, а также призвал на помощь печенегов. Так зародилась традиция использовать кочевников для борьбы с другими князьями. Войска князей встретились в 1016 году у города Любеча. Там, Ярослав внезапным ударом разбил киевлян. Тогда Святополк бежал Польшу. Ярослав занял Киевский престол, но уже в 1018 году Святополк вместе с Болеславом пришел на Русь и разбил брата. Однако, Болеслав не возвратил Киев Святополку, а стал править сам. Святополк чувствовал себя униженным, и подстрекал киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки были вынуждены бежать восвояси, при этом прихватив множество пленников и княжеское имущество. Святополк окаянный вновь стал киевским князем. В 1019году Ярослав организовал новый поход на Святополка, по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву. Братья встретились на реке Альте, где был убит Борис. Войско Ярослава победило. Святополк вновь бежал в Польшу, но умер в дороге. Однако усобицы не прекратились. Борьбу с Ярославом продолжил младший брат – Мстислав, княживший в Тмутаракани. Мстислав победил в сражении и братья поделили Русь по Днепру. И только в 1036 году, когда Мстислав умер, Ярослав стал единоличным правителем Руси. Усобица показала, что объединение земель было не прочным, некоторые земли по- прежнему стремились отделиться от Киева. Давайте запишем в тетради, что такое усобица. 2) Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый княжил в Киеве с 1019-1054 год. Запишем годы правления в тетради. Политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление Руси, помогала развитию ее хозяйства и культуры. А что же способствовало расцвету и укреплению Древнерусского государства? На этот вопрос вы ответите , прочитав 2 и 3 абзац параграфа, на странице 58 учебника (читают текст учебника и отвечают)
Молодцы. При Ярославе Мудром сложились четкие правила управления государством.
Нарисуем схему: (Будет появляться на доске)
Во главе государства находился киевский князь. Какие функции выполнял киевский князь?
Верно.В распоряжении князей была мощная военная сила- дружина. А за что отвечала княжеская дружина?
Правильно. Киевский престол передавался по старшенству. Кто может объяснить, как это? Действительно, князем мог стать следующий брат умершего, или , при его отсутствии, старший сын. Князь правил с помощью своих сыновей, которых он отправлял в качестве наместников в крупные земли. Давайте запишем в тетрадь, наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью. Наместник имел большую дружину, обладал большой властью, но не мог передавать ее по наследству. Вече сохранялось в городских центрах- решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече могло пригласить любого князя и изгнать неугодного.
3) Внешняя политика Ярослава Мудрого Прочитать текст параграфа со страницы 61 и выполнить задание №2 со страницы 62, с помощью карты « Русь в конце X-XI веках» со страницы 60.
Давайте проверим.
|
Отвечают: Печенеги- кочевой народ тюркского происхождения
Отвечают : они были причислены к лику святых РПЦ
Записывают, Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа) Записывают годы правления Ярослава
Отвечают по поднятой руке: Распространение христианства. Для этого он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод книг с греческого языка на славянский, создал первый письменный свод законов «Правда Ярослава».
Отвечают на вопросы (по поднятой руке) и рисуют схему: Он издавал законы, был судьей и защитником Древнерусского государства.
Она помогала князю судить, управлять, торговать и вести переговоры с другими государствами.
Это означает, что престол передавался старшему в княжеском роду.
Записывают
Выполняют задание
Выходят к доске ( по желанию учителя) и показывают по карте. |
Первичная проверка понимания новых знаний |
Итак, давайте посмотрим, как вы усвоили только что пройденный материал. можно пользоваться записями в тетради - Вспомните, мирным ли путем пришел к власти Ярослав? - Что такое усобица?
- За что Святополк получил прозвище Окаянный?
- Кто такой наместник?
|
Отвечают :
- 1019-1054 -Нет, в результате усобицы -Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа) -За то, что убил братьев (Бориса, Глеба, Святослава) - Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью. |
Первичное закрепление новых знаний |
все верно. А сейчас мы выполним с вами задания для закрепления пройденной темы. (См. слайд) Молодцы! |
Выполняют задания и сразу проверяют вместе с учителем. |
Рефлексия |
Ребята, мы изучили большую тему на сегодняшнем уроке, какой основной вывод по теме « Российское государство при Ярославе Мудром» вы бы сделали?
Ребята, наш сегодняшний урок подошел к концу. Перед тем как завершить его, я хотела бы услышать ваши впечатления. Для этого вы можете использовать фразы: Мне было интересно узнать… Для меня оказалось новым… Мне бы хотелось…
|
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Ученики высказывают свое мнение с помощью предложенных фраз.
|
Информация о д/з и инструктаж по его выполнению |
Теперь запишем домашнее задание в дневники. Вам нужно будет выполнить задание №3 со страницы 63 учебника и записать готовое задание на отдельном листочке и сдать на следующем уроке. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение