12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

План-конспект урока «Русское государство при Ярославе Мудром»



Конспект урока истории

Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

Класс: 6

Исторический курс: История России с древнейших времен до начала XVI века

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Комбинированный

Формы урока: традиционная

Цель: Сформировать представление у учащихся о правлении Ярослава Мудрого

Задачи:

Образовательная: рассмотреть причины борьбы сыновей Владимира Великого.

Развивающая: продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, развитие коммуникативных навыков, способствовать развитию умения анализировать события.

Воспитательная: развитие интереса к историческому знанию.

Оборудование:

- Учебник: История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] под. ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 (§7).

- интерактивная доска

- проектор

- ПК.

- презентация

- карта « Русь в конце X-XI веках»

- указка

- доска

- мел

 

Таблица оформления записей

На доске

В тетради

Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

План урока:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

 

 

 

Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054

 


Презентация "Русское государство при Ярославе Мудром"
PPTX / 6.04 Мб

 

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью

 

Домашнее задание: задание №3 стр. 63

Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

План урока:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

 

 

Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054

 

 

 

 

 

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью

 

Домашнее задание: задание №3 стр. 63

 

 


 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, дети!

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должны быть учебник, тетрадь и пенал.

Теперь давайте проверим, кто сегодня отсутствует.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.

 

Дежурный говорит об отсутствующих, если такие имеются.

 

Актуализация знаний/ умений учащихся

На прошлом уроке вам было задано : читать параграф 6 пункт 3 «Правление князя Владимира. Крещение Руси»( подготовка к проверочной работе)

Достаем двойные листочки, подписываем

В проверочной работе будет всего 5 вопросов. Вопросы вы видите на слайде. Для выполнения проверочной работы у вас есть 7 минут.

В своих листочках вы записываете номер вопроса и ответ ( записывать вопрос не нужно)

(ответы: 980-1015;988;Днепр;Византийскому/ греческому; Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси( русских воспринимали как варваров-язычников)

Сдаем листочки!

принятие христианства произошло в 988 году и способствовало сплочению всех русских земель, но управлять такой территорией было непросто.

Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя, одним из них был - Ярослав Мудрый. Именно о нем и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу.

 

 

 

Сдают листочки.

 

Постановка целей и задач

Давайте откроем тетради и запишем тему урока « Русское государство при Ярославе Мудром»

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 

 

 

Все верно, а как вы думаете, какие еще вопросы мы могли бы рассмотреть на сегодняшнем уроке, в рамках данной темы?

 

 

Правильно, молодцы.
Т.О. у нас с вами получился план сегодняшнего урока, давайте запишем его в тетради.

План:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Записывают тему урока в тетради.

 

Отвечают:

На сегодняшнем уроке речь пойдет о Ярославе Мудром, о его внутренней и внешней политике.

 

Отвечают:

Мы могли бы рассмотреть, как Ярослав мудрый стал Киевским князем.

 

Записывают план в тетради.

Первичное изучение нового материала

1) Борьба за власть сыновей Владимира Великого.

Как вы уже знаете, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя.

Он хотел, чтобы поле его смерти Киевом правил Борис. Это, естественно, не нравилось старшим сыновьям – Святополку и Ярославу. Первым проявил недовольство Ярослав, который княжил в Новгороде и с 1015 года перестал отправлять дань в Киев. В этом же году Владимир умер. Когда Владимир Великий умирал, Бориса в Киеве не было : он был в походе на печенегов. Давайте вспомним, кто такие печенеги? Этим воспользовался Святополк, и благодаря подношениям для киевлян, добился того, что они признали его новым киевским князем. Святополк решил избавиться от Бориса и его родного брата Глеба, подослав к ним убийц. А что мы еще знаем о Борисе и Глебе? Верно.Так же Святополк убил другого своего брата – Святослава. Из-за этих преступлений Святополк получил прозвище Окаянный.

Ярослав, узнав о смерти отца и гибели братьев, собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка Окаянного. В свою очередь Святополк собрал войско на Руси, а также призвал на помощь печенегов. Так зародилась традиция использовать кочевников для борьбы с другими князьями. Войска князей встретились в 1016 году у города Любеча. Там, Ярослав внезапным ударом разбил киевлян. Тогда Святополк бежал Польшу. Ярослав занял Киевский престол, но уже в 1018 году Святополк вместе с Болеславом пришел на Русь и разбил брата. Однако, Болеслав не возвратил Киев Святополку, а стал править сам. Святополк чувствовал себя униженным, и подстрекал киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки были вынуждены бежать восвояси, при этом прихватив множество пленников и княжеское имущество. Святополк окаянный вновь стал киевским князем.

В 1019году Ярослав организовал новый поход на Святополка, по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву. Братья встретились на реке Альте, где был убит Борис. Войско Ярослава победило. Святополк вновь бежал в Польшу, но умер в дороге.

Однако усобицы не прекратились. Борьбу с Ярославом продолжил младший брат – Мстислав, княживший в Тмутаракани. Мстислав победил в сражении и братья поделили Русь по Днепру. И только в 1036 году, когда Мстислав умер, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Усобица показала, что объединение земель было не прочным, некоторые земли по- прежнему стремились отделиться от Киева.

Давайте запишем в тетради, что такое усобица.

2) Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый княжил в Киеве с 1019-1054 год. Запишем годы правления в тетради.

Политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление Руси, помогала развитию ее хозяйства и культуры. А что же способствовало расцвету и укреплению Древнерусского государства? На этот вопрос вы ответите , прочитав 2 и 3 абзац параграфа, на странице 58 учебника

(читают текст учебника и отвечают)

 

 

 

 

 

 

Молодцы.

При Ярославе Мудром сложились четкие правила управления государством.

 

Нарисуем схему: (Будет появляться на доске)

 

 

Во главе государства находился киевский князь.

Какие функции выполнял киевский князь?

 

 

 

 

Верно.В распоряжении князей была мощная военная сила- дружина. А за что

отвечала княжеская дружина?

 

 

Правильно. Киевский престол передавался по старшенству. Кто может объяснить, как это?

Действительно, князем мог стать следующий брат умершего, или , при его отсутствии, старший сын.

Князь правил с помощью своих сыновей, которых он отправлял в качестве наместников в крупные земли. Давайте запишем в тетрадь, наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Наместник имел большую дружину, обладал большой властью, но не мог передавать ее по наследству.

Вече сохранялось в городских центрах- решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече могло пригласить любого князя и изгнать неугодного.

 

3) Внешняя политика Ярослава Мудрого

Прочитать текст параграфа со страницы 61

и выполнить задание №2 со страницы 62, с помощью карты « Русь в конце X-XI веках» со страницы 60.

 

Давайте проверим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

Печенеги- кочевой народ тюркского происхождения

 

Отвечают : они были причислены к лику святых РПЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают, Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

Записывают годы правления Ярослава

 

 

 

 

 

Отвечают по поднятой руке:

Распространение христианства. Для этого он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод книг с греческого языка на славянский, создал первый письменный свод законов «Правда Ярослава».

 

 

 

 

Отвечают на вопросы (по поднятой руке) и рисуют схему:

Он издавал законы, был судьей и защитником Древнерусского государства.

 

Она помогала князю судить, управлять, торговать и вести переговоры с другими государствами.

 

Это означает, что престол передавался старшему в княжеском роду.

 

 

 

Записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

Выходят к доске ( по желанию учителя) и показывают по карте.

Первичная проверка понимания новых знаний

Итак, давайте посмотрим, как вы усвоили только что пройденный материал. можно пользоваться записями в тетради
- Назовите годы правления Ярослава Мудрого?

- Вспомните, мирным ли путем пришел к власти Ярослав?

- Что такое усобица?

 

 

 

- За что Святополк получил прозвище Окаянный?

 

- Кто такой наместник?

 

Отвечают :

 

- 1019-1054

-Нет, в результате усобицы

-Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

-За то, что убил братьев (Бориса, Глеба, Святослава)

- Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Первичное закрепление новых знаний

все верно. А сейчас мы выполним с вами задания для закрепления пройденной темы.

(См. слайд)

Молодцы!

Выполняют задания и сразу проверяют вместе с учителем.

Рефлексия

Ребята, мы изучили большую тему на сегодняшнем уроке, какой основной вывод по теме « Российское государство при Ярославе Мудром» вы бы сделали?


 

Ребята, наш сегодняшний урок подошел к концу. Перед тем как завершить его, я хотела бы услышать ваши впечатления. Для этого вы можете использовать фразы:

Мне было интересно узнать…

Для меня оказалось новым…

Мне бы хотелось…

 

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

Ученики высказывают свое мнение с помощью предложенных фраз.

 

Информация о д/з и инструктаж по его выполнению

Теперь запишем домашнее задание в дневники.

Вам нужно будет выполнить задание №3 со страницы 63 учебника и записать готовое задание на отдельном листочке и сдать на следующем уроке.

Записывают домашнее задание в дневники.


 

Приложение

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.