План-конспект урока истории в 6 классе «Русское государство при Ярославе Мудром»

0
0
Материал опубликован 18 June 2019

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока истории

Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

Класс: 6

Исторический курс: История России с древнейших времен до начала XVI века

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Комбинированный

Формы урока: традиционная

Цель: Сформировать представление у учащихся о правлении Ярослава Мудрого

Задачи:

Образовательная: рассмотреть причины борьбы сыновей Владимира Великого.

Развивающая: продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, развитие коммуникативных навыков, способствовать развитию умения анализировать события.

Воспитательная: развитие интереса к историческому знанию.

Оборудование:

- Учебник: История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] под. ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 (§7).

- интерактивная доска

- проектор

- ПК.

- презентация

- карта « Русь в конце X-XI веках»

- указка

- доска

- мел

 

Таблица оформления записей

На доске

В тетради

Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

План урока:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

 

 

 

Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054

 


Презентация "Русское государство при Ярославе Мудром"
PPTX / 6.04 Мб

 

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью

 

Домашнее задание: задание №3 стр. 63

Дата. Тема: Русское государство при Ярославе Мудром

План урока:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

 

 

Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054

 

 

 

 

 

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью

 

Домашнее задание: задание №3 стр. 63

 

 


 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, дети!

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должны быть учебник, тетрадь и пенал.

Теперь давайте проверим, кто сегодня отсутствует.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.

 

Дежурный говорит об отсутствующих, если такие имеются.

 

Актуализация знаний/ умений учащихся

На прошлом уроке вам было задано : читать параграф 6 пункт 3 «Правление князя Владимира. Крещение Руси»( подготовка к проверочной работе)

Достаем двойные листочки, подписываем

В проверочной работе будет всего 5 вопросов. Вопросы вы видите на слайде. Для выполнения проверочной работы у вас есть 7 минут.

В своих листочках вы записываете номер вопроса и ответ ( записывать вопрос не нужно)

(ответы: 980-1015;988;Днепр;Византийскому/ греческому; Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси( русских воспринимали как варваров-язычников)

Сдаем листочки!

принятие христианства произошло в 988 году и способствовало сплочению всех русских земель, но управлять такой территорией было непросто.

Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя, одним из них был - Ярослав Мудрый. Именно о нем и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу.

 

 

 

Сдают листочки.

 

Постановка целей и задач

Давайте откроем тетради и запишем тему урока « Русское государство при Ярославе Мудром»

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 

 

 

Все верно, а как вы думаете, какие еще вопросы мы могли бы рассмотреть на сегодняшнем уроке, в рамках данной темы?

 

 

Правильно, молодцы.
Т.О. у нас с вами получился план сегодняшнего урока, давайте запишем его в тетради.

План:

Борьба за власть сыновей Владимира

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внешняя политика Ярослава Мудрого

 

Записывают тему урока в тетради.

 

Отвечают:

На сегодняшнем уроке речь пойдет о Ярославе Мудром, о его внутренней и внешней политике.

 

Отвечают:

Мы могли бы рассмотреть, как Ярослав мудрый стал Киевским князем.

 

Записывают план в тетради.

Первичное изучение нового материала

1) Борьба за власть сыновей Владимира Великого.

Как вы уже знаете, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси править от имени киевского князя.

Он хотел, чтобы поле его смерти Киевом правил Борис. Это, естественно, не нравилось старшим сыновьям – Святополку и Ярославу. Первым проявил недовольство Ярослав, который княжил в Новгороде и с 1015 года перестал отправлять дань в Киев. В этом же году Владимир умер. Когда Владимир Великий умирал, Бориса в Киеве не было : он был в походе на печенегов. Давайте вспомним, кто такие печенеги? Этим воспользовался Святополк, и благодаря подношениям для киевлян, добился того, что они признали его новым киевским князем. Святополк решил избавиться от Бориса и его родного брата Глеба, подослав к ним убийц. А что мы еще знаем о Борисе и Глебе? Верно.Так же Святополк убил другого своего брата – Святослава. Из-за этих преступлений Святополк получил прозвище Окаянный.

Ярослав, узнав о смерти отца и гибели братьев, собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка Окаянного. В свою очередь Святополк собрал войско на Руси, а также призвал на помощь печенегов. Так зародилась традиция использовать кочевников для борьбы с другими князьями. Войска князей встретились в 1016 году у города Любеча. Там, Ярослав внезапным ударом разбил киевлян. Тогда Святополк бежал Польшу. Ярослав занял Киевский престол, но уже в 1018 году Святополк вместе с Болеславом пришел на Русь и разбил брата. Однако, Болеслав не возвратил Киев Святополку, а стал править сам. Святополк чувствовал себя униженным, и подстрекал киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки были вынуждены бежать восвояси, при этом прихватив множество пленников и княжеское имущество. Святополк окаянный вновь стал киевским князем.

В 1019году Ярослав организовал новый поход на Святополка, по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву. Братья встретились на реке Альте, где был убит Борис. Войско Ярослава победило. Святополк вновь бежал в Польшу, но умер в дороге.

Однако усобицы не прекратились. Борьбу с Ярославом продолжил младший брат – Мстислав, княживший в Тмутаракани. Мстислав победил в сражении и братья поделили Русь по Днепру. И только в 1036 году, когда Мстислав умер, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Усобица показала, что объединение земель было не прочным, некоторые земли по- прежнему стремились отделиться от Киева.

Давайте запишем в тетради, что такое усобица.

2) Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый княжил в Киеве с 1019-1054 год. Запишем годы правления в тетради.

Политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление Руси, помогала развитию ее хозяйства и культуры. А что же способствовало расцвету и укреплению Древнерусского государства? На этот вопрос вы ответите , прочитав 2 и 3 абзац параграфа, на странице 58 учебника

(читают текст учебника и отвечают)

 

 

 

 

 

 

Молодцы.

При Ярославе Мудром сложились четкие правила управления государством.

 

Нарисуем схему: (Будет появляться на доске)

 

 

Во главе государства находился киевский князь.

Какие функции выполнял киевский князь?

 

 

 

 

Верно.В распоряжении князей была мощная военная сила- дружина. А за что

отвечала княжеская дружина?

 

 

Правильно. Киевский престол передавался по старшенству. Кто может объяснить, как это?

Действительно, князем мог стать следующий брат умершего, или , при его отсутствии, старший сын.

Князь правил с помощью своих сыновей, которых он отправлял в качестве наместников в крупные земли. Давайте запишем в тетрадь, наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Наместник имел большую дружину, обладал большой властью, но не мог передавать ее по наследству.

Вече сохранялось в городских центрах- решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече могло пригласить любого князя и изгнать неугодного.

 

3) Внешняя политика Ярослава Мудрого

Прочитать текст параграфа со страницы 61

и выполнить задание №2 со страницы 62, с помощью карты « Русь в конце X-XI веках» со страницы 60.

 

Давайте проверим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

Печенеги- кочевой народ тюркского происхождения

 

Отвечают : они были причислены к лику святых РПЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают, Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

Записывают годы правления Ярослава

 

 

 

 

 

Отвечают по поднятой руке:

Распространение христианства. Для этого он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод книг с греческого языка на славянский, создал первый письменный свод законов «Правда Ярослава».

 

 

 

 

Отвечают на вопросы (по поднятой руке) и рисуют схему:

Он издавал законы, был судьей и защитником Древнерусского государства.

 

Она помогала князю судить, управлять, торговать и вести переговоры с другими государствами.

 

Это означает, что престол передавался старшему в княжеском роду.

 

 

 

Записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

Выходят к доске ( по желанию учителя) и показывают по карте.

Первичная проверка понимания новых знаний

Итак, давайте посмотрим, как вы усвоили только что пройденный материал. можно пользоваться записями в тетради
- Назовите годы правления Ярослава Мудрого?

- Вспомните, мирным ли путем пришел к власти Ярослав?

- Что такое усобица?

 

 

 

- За что Святополк получил прозвище Окаянный?

 

- Кто такой наместник?

 

Отвечают :

 

- 1019-1054

-Нет, в результате усобицы

-Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

-За то, что убил братьев (Бориса, Глеба, Святослава)

- Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Первичное закрепление новых знаний

все верно. А сейчас мы выполним с вами задания для закрепления пройденной темы.

(См. слайд)

Молодцы!

Выполняют задания и сразу проверяют вместе с учителем.

Рефлексия

Ребята, мы изучили большую тему на сегодняшнем уроке, какой основной вывод по теме « Российское государство при Ярославе Мудром» вы бы сделали?


 

Ребята, наш сегодняшний урок подошел к концу. Перед тем как завершить его, я хотела бы услышать ваши впечатления. Для этого вы можете использовать фразы:

Мне было интересно узнать…

Для меня оказалось новым…

Мне бы хотелось…

 

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

Ученики высказывают свое мнение с помощью предложенных фраз.

 

Информация о д/з и инструктаж по его выполнению

Теперь запишем домашнее задание в дневники.

Вам нужно будет выполнить задание №3 со страницы 63 учебника и записать готовое задание на отдельном листочке и сдать на следующем уроке.

Записывают домашнее задание в дневники.


 

Приложение

Предварительный просмотр презентации

Русское государство при Ярославе Мудром

1.Назовите годы правления Владимира Великого. 1.Назовите годы правления Владимира Великого. 2.В каком году произошло крещение Руси? 3.Какая река была местом крещения Киевлян? 4. По какому образцу было принято христианство? 5. Что подтолкнуло князя Владимира принять христианство?

План урока: План урока: Борьба за власть сыновей Владимира Внутренняя политика Ярослава Мудрого Внешняя политика Ярослава Мудрого

  Усобица - это вражда, борьба, война между связанными друг с (представителями одного народа,родственниками)

Ярослав Мудрый княжил в Киеве с 1019-1054 год

При Ярославе Мудром сложились четкие правила управления государством

наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

А. Правление от имени киевского князя в крупных волостях Установите соответствия в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром» Киевский князь Князь наместник Вече А. Правление от имени киевского князя в крупных волостях Б. Решение вопросов войны и мира, денежных и земельных проблем, вопросов княжения В. Издание законов, определение внешней политики, руководство вооруженными силами страны, судебная деятельность

1 2 3 В А Б

Установите соответствия между терминами и определениями: Наместник 2.Усобица 3.Гривна А. Денежная единица на Руси Б. Глава местного управления, назначенный центральной властью В. Вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми ( родственниками, представителями одного народа)

1 2 3 Б В А

Установите соответствия: Владимир Ярослав Святополк Мстислав А. Мудрый Б. Тмутараканский В. Святой Г. Окаянный

1 2 3 4 В А Г Б

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации