Урок истории на тему «Великие географические открытия»
ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли»
Преподаватель: Щигарцова А. Г.
Тема урока: « Великие географические открытия».
Цель урока:
1.Выявить причины и последствия Великих географических открытий.
Задачи образовательные:
-продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно -следственные связи между явлениями; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица).
Задачи воспитательные:
-воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов.
-формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Основные понятия и термины: Великие географические открытия, конкистадоры, колония, колониальные империи.
Оборудование: учебник Н.В.Загладина «Всемирная история», карта, презентация «Великие географические открытия».
План урока:
1.Причины Великих географических открытий и факторы им способствующие.
2.Направления географических открытий. Великие путешественники.
3.Американские цивилизации доколумбовой эпохи.
4.Последствия Великих географических открытий. Создание первых колониальных империй.
Ход урока.
« Великие географические открытия сер.15-сер17 вв.» ( кадр1)
1.Причины географических открытий: (кадр2 )
а) Увеличение потребностей европейцев в привозимых с Востока товарах (предметы роскоши и пряности) (кадр3)
б) Развитие в Европе ремесла и торговли увеличивало потребности в золоте. в)Захват турками Средиземного моря и утрата прямого пути в Индию.
Что же позволило совершать в 15в. Длительные морские путешествия?
а) предположение ученых, что попасть в Индию можно плывя из Европы на запад.
б) использование компаса и астролябии (кадр4).
в) новые типы судов каравелла и галеон (кадр5).
г) более точные карты Европы, Азии и Северной Африки (кадр6).
2.Исторические личности и направления их путешествий.
Учащиеся заполняют таблицу «Великие географические открытия» см. учебник с.187
Читают текст с.181-182
Мореплаватели |
Дата путешествия |
Открытые земли |
Христофор Колумб |
1492 |
Острова у берегов Америки |
Бартоломео Диас |
1486-1487 |
Достиг м. Доброй Надежды, вышел в Индийский океан |
Васко де Гама |
1497-1498 |
Обогнув Африку ,достиг Индии |
Фернандо Магеллан |
1519-1522 |
Первое кругосветное путешествие |
Проверяя работу учащихся, смотрим «Презентацию» (кадр7-14) и карту(кадр6)
3.Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Слушаем сообщения учащихся.
Отвечаем на вопросы : каковы особенности доколумбовых цивилизаций Америки? Что облегчило их завоевание конкистадорами?
4.Создание колониальных империй.
Записываем понятия:
Колония-страна полностью зависимая от другого государства.
Конкиста-период завоевания европейцами открытых земель.
Конкистадоры - испанские и португальские завоеватели.
Смотрим «Презентацию» ( кадр15)
Итоги и последствия Великих географических открытий:
Учащиеся называют положительные последствия открытий. См. (кадр16)
а) получены новые данные о Земле, о новых континентах, о жителях этих территорий;
б) развиваются науки - география, история, астрономия;
в) главные морские пути сместились из морей в океаны,
появились новые порты – Лиссабон, Лондон, Амстердам;
г) появились новые продукты питания в Европе.
Учащиеся называют отрицательные последствия открытий. См.(кадр 17)
а) создание колоний;
б ) гибель древних культур Нового Света.
в) большие жертвы, гибель мирного населения.
5. Слушаем сообщения учащихся о новых продуктах питания: картофель, томат, кукуруза, подсолнечник.
Закрепление: беседа.
-Какие географические открытия были сделаны европейцами в к. 15-н. 16вв?
-Какую политику проводили испанские завоеватели в Америке? Какие цели они преследовали?
-Какие последствия для стран Западной Европы имело создание колониальных империй?
Домашнее задание: п.24 вопросы 1-3.