12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна780
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 11 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Всероссийский конкурс для учителей истории на лучшую методическую разработку «Нестандартный урок истории»

 

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 7 класса «Великие географические открытия»

Автор: Шапцева Людмила Михайловна, учитель истории и обществознания

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда

 

Технологическая карта

Тема

«Великие географические открытия»

Тип урока

Урок открытия нового знания, урок - клуб путешественников

Цель деятельности педагога

Создать условия для:

формирования информационной культуры и потребности приобретения новых знаний;

формирования у учащихся навыков самостоятельного открытия новых знаний, поиска информации в различных источниках;

повышения интереса к всеобщей истории.

Планируемые результаты

Предметные:

сформировать понимание предпосылок и причин, которые заставляли европейцев отправляться в длительные и опасные путешествия;

смогут назвать положительные и отрицательные последствия ВГО;

смогут выделить изменения во всех сферах жизни европейского общества, произошедшие в результате ВГО;

Метапредметные:

совершенствование навыков работы с контурными картами;

развитие умения заполнять сравнительные таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты.

умение выделять главное в исторических источниках и обобщать исторические факты.

Личностные:

развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей;

вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

воспитывать уважение к историческому прошлому, к окружающим людям.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Интернет- ресурсы

https://ru.wikipedia.org (карты путешествий)

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Vespucci/text1.htm (письмо Америго Веспуччи)

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Pigafetta/frametext1.htm (историограф экспедиции Магеллана Антонио Пигафетта)

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Kolumb/brief_jamajka_07_07_1503.htm (письмо Колумба)

Основные понятия

Великие географические открытия, каравелла, форт, колония, метрополия, Ост-Индия, Вест-Индия

Основные исторические личности

Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан

Оборудование

компьютер, интерактивная доска, контурная карта

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Сейчас мы с вами прослушаем воспоминания участников путешествий.

О чём нам повествуют моряки?

Ученики подходят к вопросу:

что искали за морями путешественники?

Выступление «моряков» (трёх учеников, заранее подготовивших свои «воспоминания», на основе писем настоящих путешественников) (Приложение 1).

На основе исторических источников ученики должны перечислить трудности, с которыми сталкивались европейцы в морских путешествиях.


 

Ученики делают вывод, что никакие трудности не могли заставить путешественников и моряков отказаться от дальних плаваний.

Регулятивные

(определяют цель, проблему урока).

Познавательные

(находят информацию в исторических источниках).

Личностные

(оценивают свои и чужие поступки).

II. Актуализация знаний

Ученики вспоминают особенности развития европейских государств, а также, анализируют причины устремлений европейцев в Индию на основе выступлений рассказчиков.

Но почему начались Великие географические открытия? Почему европейцы, которые тысячу лет были довольны традиционными сухопутными дорогами, вдруг обращаются к поискам новых, «неведомых» морских путей?

Общий вывод:

Все эти представления сыграли немалую роль в географических открытиях XV и XVI вв., поскольку они побудили мореходов к настойчивым попыткам добраться до воображаемых и действительно существующих стран.

Выступают рассказчики-европейцы со своими предположениями о том, для чего нужно покинуть родину и пускаться в опасные приключения, которые могут весьма плачевно закончиться.


 

Рассказчики (европейцы):

Первый:

В наше время, с развитием товарно – денежных отношений деньги приобретают огромное значение, они становятся средством удовлетворения всё возрастающих потребностей и главным видом богатства. Ненасытная жажда золота обуревает моих современников под влиянием роста торговли, требовавшей большого количества звонкой монеты. А как много денег уходило за пределы Европы в уплату за восточные товары, ввоз которых неуклонно возрастал!!! Остро чувствовался недостаток благородных металлов. У нас уже нет возможностей для удовлетворения жажды золота, но, зато за пределами Европы таились неисчерпаемые богатства!

Второй:

Нам казалось, что Африка, откуда через средиземноморские города купцы привозили в Европу золото, добываемое в Сенегале и в бассейне р. Нигер, является богатейшей страной земного шара. Здесь, на территории Сенегала, Мали, Верхнего Нигера, Нигерии, с VII по XV в. образовалось несколько богатых государств – Гана, Мали, Сонгаи. Города этих стран, в особенности Тимбукту на Нигере – крупный центр исламской культуры, вели со Средиземноморьем через Сахару оживлённую торговлю, в которой вывоз золотого песка занимал большое место. Восточные купцы рассказывали о фантастических масштабах золотых запасов Африки!!! Китай, Индию, Индо – Китай, Индонезию мы считали сказочно богатыми и нередко именовали «Индиями». Иногда этим названием мы обозначали вообще неведомые заморские страны и далеко не всегда оно обозначало реальную Индию, откуда мы, европейцы, действительно получали шёлк, пряности и т.п.


 


 

Третий:

Вообще немаловажную роль сыграл и простой человеческий интерес к окружающему нас миру. Мы, европейцы, не знали точно, кто населяет территории «Индий», мы руководствовались лишь «плодами» своего воображения (в неведомых землях жили карлики, амазонки, великаны, полулюди – полуволки) и лишь изменение отношения гуманистов и астрономов к теоретическому знанию о Земле, сыграло огромную роль в преодолении страха морских путешествий и «разогрело» наш интерес к освоению и поиску чудесных, богатых золотом, земель.

Четвёртый:

Правители ведущих морских держав Европы готовы были платить огромные деньги, чтобы переманить к себе на службу самого знаменитого картографа, навигатора или астронома, чтобы тот составил наилучшую карту земного шара. А знаете, что в начале XV века «дети моря» (матросы, руководители корабельных верфей, опытные капитаны судов) были вхожи в свиту государей? Например, путешественник Бартоломеу Диаш был одним из почётных членов свиты короля Португалии Жуана II (1481 – 1495).

Пятый:

А вообще, Великие географические открытия связаны с необходимостью пересекать океаны, поэтому они были бы невозможны без достижений европейской науки и техники нашего времени. Путешествия требовали быстроходных и манёвренных парусные кораблей, которые при небольшом экипаже отличались бы достаточной грузоподъёмностью и могли двигаться нужным курсом при любом направлении ветра. Таким кораблём оказалась каравелла. Также требовались и соответствующие навигационные приборы: компас – прибор для определения сторон света, направления и курса навигации корабля; астролябия – прибор для установления широты навигации судна. Изменились и географические карты. Огромную роль и сыграло книгопечатание, т. к. люди с помощью книг могли теперь узнать о невиданных землях и морских путешествиях.

Шестой (португалец):

 Португалия, моё родное государство, располагала очевидными географическими преимуществами в качестве базы для морских путешествий. Основная наша заслуга в том, что мы достигли столь значительных успехов в мореплавании, благодаря принцу Генриху (1394 – 1460), известному как Генрих Мореплаватель, хотя, на самом деле, он никогда не сопровождал организуемые им экспедиции. Генрих решил, что экспансия в Африку сулит большие выгоды – первенство в торговле золотом, рабами, слоновой костью и перцем. При его поддержке были организованы экспедиции вдоль западного берега Африки и создан своеобразный исследовательский центр для сбора географических и навигационных данных и улучшения корабельных конструкций. В те времена покровительство королевской особы имело большое значение для финансирования дорогостоящих и рискованных мероприятий

Седьмой (португалец):

Мы открыли и колонизированы группы береговых островов – Мадейра, Канарские острова Зелёного мыса, использовали их в качестве перевалочных пунктов и убежищ. Мы имели в своём распоряжении снаряжение и огнестрельное оружие, поэтому смогли довольно прочно обосноваться на побережье. Когда выяснилось, что африканского золота не так уж много, мы присоединились к арабам в самом отвратительном, надо признаться, виде торговли – «живым товаром» - рабами.

Нас увлекала идея обогнуть Африку по морю и достичь Индии. Сухопутная дорога на Восток была тяжела и небезопасна потому, что торговле часто мешали турки – османы. Поэтому цены на товары, привозимые из Индии, были непомерно высоки, особенно специи, без которых мясо (засоленное) часто было практически несъедобным.

Но даже длинный рейс, в ходе которого гибла большая часть суден, мог принести огромную прибыль, если хотя бы один корабль возвращался с трюмом, заполненным специями. Мы не отступались от своей идеи, хотя никто не мог поручиться, что Африку действительно можно обогнуть с юга – на некоторых картах она была показана сливающейся с Южным Континентом, который помещали в нижней части земного шара.

Регулятивные

(выдвигают версии).

Познавательные

(выделяют причины, анализируют – выделяют главное, делают выводы).

Личностные

(оценивают свои и чужие поступки).

III. Планирование деятельности.

Что необходимо сделать, чтобы ответить на проблему урока?

Нам необходимо узнать имена путешественников, их маршруты и открытия, а также последствия этих открытий.

Регулятивные (составляют план, выдвигают версии)

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Для решения проблемы мы разделимся на группы. Каждая группа представляет участников морских плаваний: 1)Христофора Колумба, 2)Америго Веспуччи, 3)Васко да Гамы, 4)Фернана Магеллана, 5) Бартоломеу Диаша.

Участники «плаваний» разделяют функции: один «моряк» рассказывает, другой вносит информацию в общую таблицу, третий контролирует и дополняет, четвёртый – наносит линии на контурную карту.

Ученики готовили материал заранее, поэтому необходимую информацию для общей таблицы выбирают из известных им текстов.

Ученики заранее разбиваются на группы и подготавливают материал об одном путешественнике.

На уроке они заполняют таблицу (Приложение 2).

Познавательные (представляют информацию в форме таблицы)

Подходят к решению проблемного вопроса: европейцы в первую очередь искали выгоду для себя и своего государства. Несмотря на трудности и опасности, путешественники совершали всё новые и новые экспедиции. На открытых землях основывали колонии, находили новые торговые пути.

Ученики делают обзор последствий ВГО для выполнения домашнего задания:

+ Коренным образом изменилась система экономических и социальных отношений.

+ Изменилась и картина мира в целом, появились мощные и богатые колониальные державы.

+ Расширился кругозор и знания европейцев об окружающем мире, что благоприятствовало научному и техническому прогрессу. В свою очередь, «открытые» европейцами земли восприняли ряд технологических и культурных достижений европейской цивилизации.

- Насильственные методы освоения новых земель привело к нарушению естественного развития многих племен и народов. Европейцы уничтожали целые цивилизации, истребляли местное население, подавляли его культурную и религиозную самобытность, разрушали традиционные формы жизни и поведения.

 

V. Применение нового знания.

Сейчас нам предстоит работа с контурными картами. На общей карте участники каждой экспедиции нанесут пройденные ими пути и подпишут: имя путешественника и дату морской экспедиции.

Учитель может вывести контурную карту на экран интерактивной доски, на которую затем наносят необходимую информацию.

(Приложение 3)

Коммуникативные

(смогут работать в группах и излагать своё мнение, аргументируя его).

VI. Домашнее задание

1)Написать сочинение «Положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий», («отлично»)

2)сделать доклад или презентацию об одном из путешественников, («хорошо»).

Выбирают своё домашнее задание.

Личностные

(оценивают свои и чужие поступки).

VII. Рефлексия

Ответим на вопросы:

Что я теперь знаю?

Что я теперь умею?

Как я могу применить эти новые знания и умения?

Рефлексируют.

Регулятивные

 

Приложение 1

ПИСЬМО Х. Колумба КОРОЛЮ И КОРОЛЕВЕ С ОСТРОВА ЯМАЙКА

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Kolumb/brief_jamajka_07_07_1503.htm

Cветлейшие, высочайшие и всемогущие государи, король и королева, наши сеньоры. Из Кадиса я дошел до Канарии за четыре дня, а оттуда в Индии за 16 дней. Из Индий я отписал, что намерен ускорить плавание, пока мои корабли в хорошем состоянии и имеются люди и снаряжение, и что мой путь лежит к острову Ямайка.

Писал же я это на острове Доминика. До того, как я прибыл на Доминику, погода не оставляла желать ничего лучшего. Но в ночь, когда я прибыл туда, разразилась буря, и притом большой силы, и с той поры непогода преследует меня постоянно.

Прибыв на Эспаньолу, я отправил письма и просил, чтобы оказали мне милость и за мой счет дали мне новый корабль, ибо один из моих кораблей стал непригодным для плавания и не мог нести паруса.

Письма эти были отправлены, и Ваши Высочества узнают обо всем, если упомянутые послания передадут в ваши руки.

Мне было приказано, от имени местных властей, не приближаться к берегу и не высаживаться на землю. Люди, которые были со мной, пали духом, ибо они опасались, что я увлеку их дальше. Они говорили, что, если их постигнет опасность, никто не сможет оказать им помощь; более того — с ними дурно поступят. Каждый из них утверждал, что командор Овандо желает удержать земли, которые мною будут открыты.

Буря была ужасная, и в ту ночь она разметала все мои корабли. Люди дошли до крайности, потеряв всякую надежду на спасение, и ждали гибели. На каждом из кораблей думали, что все другие корабли погибли. Разве на моем месте любой смертный, будь он даже Иовом, не впал бы в отчаяние, видя, что в час, когда дело шло о моем спасении и о спасении моего сына, брата, друзей, запрещено мне было приближаться к земле, к гаваням, которые я промыслом Божиим приобрел для Испании в кровавом поту?!

Итак, скажу о кораблях, которые буря увела от меня, оставив меня в одиночестве. Господу угодно было возвратить их мне.

Каравелла «Сантьяго де Палос» отнесен был в море, и это оказалось для него спасением от гибели. У самого острова «Гальега» потеряла лодку, а все корабли — большую часть имевшихся на них запасов. Судно, на котором я находился, хотя его и швыряло во все стороны, Господь спас, и оно не потерпело никакого ущерба. На негодном для плавания корабле находился мой брат, и после Бога ему принадлежала честь спасения судна.

В эту бурю я с большим трудом добрался до Ямайки. Тут буря стихла, море успокоилось, и сильное течение увлекло меня к Саду королевы, причем земля не попадалась по пути. Оттуда при первой же возможности я направился к материку, где встретились противные ветры и сильные течения. Я боролся с ними 60 дней и все же прошел не более 70 лиг.

За все эти дни я ни разу не входил в гавани и не мог в них вступить, и буря не прекращалась, дождь, гром и молния продолжались непрерывно, так что казалось, будто наступило светопреставление.

Я достиг мыса Грасияс-а-Дьос [Благодарение Богу], и тут Господь мне послал благоприятные ветры и течения. Было это 12 сентября.

В течение 88 дней не прекращалась ужасная буря — такой силы, что от взора были скрыты и солнце и звезды.

Корабли дали течь, паруса изодрались, такелаж и якоря были растеряны, погибли лодки, канаты и много снаряжения. Люди поражены были недугами и удручены, многие обратились к религии, и не оставалось никого, кто не дал бы какого-либо обета или не обязался совершить паломничество. Часто люди исповедовались друг другу в грехах. Им нередко приходилось видеть бури, но не столь затяжные и жестокие. Многие из тех, кто казался сильным духом, впали в уныние, и так было в продолжение всего этого времени.

 

Письмо Америго Веспуччи о его третьем путешествии к берегам Бразилии

(май 1501 —сентябрь 1502)

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Vespucci/text1.htm

Там (у Зеленого Мыса), вновь собрав силы и сосредоточив ресурсы нашей экспедиции, мы подняли якоря и раскрыли паруса ветрам. Мы держали наш путь в сторону Антарктики, устремляясь немного на запад, через обширнейший океан, в направлении ветра, который называется вультурном. И от дня, когда мы отплыли от упомянутого мыса, мы шли в продолжение двух месяцев и трех дней 7, прежде нежели открылась нам какая-то земля. В просторах этого моря, которое мы прошли, мы претерпели как опасности кораблекрушения, так и тяготы нашего существования. Мы трудились с величайшим душевным напряжением, по решительному мнению тех, которые отлично, на опыте многих предприятий представляли себе, что значит искать неизвестное, исследовать неведомое. И чтобы ты в одном слове все понял, знай, что из шестидесяти семи дней, в течение которых мы непрерывно плыли, сорок четыре дня были заполнены дождями, громами и молниями. Было так темно, что мы не видели ни солнца днем, ни ясного неба ночью. Это было причиной того, что нас охватил такой страх, что мы потеряли уже всякую надежду на жизнь. И среди этих морских бурь высокому небу было угодно открыть нам землю, новые страны и неведомый мир. При лицезрении всего этого мы исполнились такой радости, которую каждый может понять, когда представит себе, что происходит с теми, к кому после различных несчастий и превратностей судьбы приходит спасение.

В седьмой день августа 1500 года на берегах этих самых стран мы бросили якоря и, воздавая торжественным молебствием благодарения господу нашему, отслужили мессу с пением.

На месте мы поняли, что эта земля — не остров, но континент, ибо длиннейшие берега не замыкаются, превращая ее в остров. Она заполнена несметным числом обитателей, ибо на ней мы нашли бесчисленные племена и народы и виды всех лесных животных, которые находятся в наших странах, и многое другое, никогда нами ранее не виденное, о чем по отдельности долго будет рассказывать. Великая милость божия воссияла нам в том, что мы приблизились к этим странам, ибо недоставало строительного леса и воды и мы могли бы в течение немногих дней, находясь в море, потерять жизнь. Ему (господу) и честь, и благодарение, и благодарственное рвение.

 

Антонио Пигафетта, историограф экспедиции Магеллана

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Pigafetta/frametext1.htm

Когда туземцы убедились в том, что наша стрельба не достигает цели, они начали кричать, что будут стойко держаться, и возобновили крик с еще большей силой. Во время нашей стрельбы туземцы не оставались на одном месте, а бегали то туда, то сюда, прикрываясь щитами. Они осыпали нас таким количеством стрел и бросали такое множество копий в сторону капитана (некоторые копья были с железными наконечниками), да еще закаленные на огне колья, да камни и землю, что мы едва были в состоянии защищаться. Видя это, капитан отрядил несколько человек с приказом сжечь их дома, дабы подействовать на них страхом. Вид сжигаемых домов привел их в еще большую ярость. Двое из наших были убиты у домов, мы же сожгли от двадцати до тридцати домов. На нас накинулось такое множество туземцев, что им удалось ранить капитана в ногу отравленной стрелой. Вследствие этого он дал приказ медленно отступать, но наши, за исключением шести или восьми человек, оставшихся при капитане, немедленно обратились в бегство. Туземцы стреляли нам только в ноги, потому что мы не были обуты. И так велико было число копий и камней, которые они метали в нас, что мы не в состоянии были оказывать сопротивление. Пушки с наших судов не могли оказывать нам помощи, так как они находились слишком далеко. Мы продолжали отступать и, находясь на расстоянии выстрела от берега, продолжали сражаться, стоя по колено в воде. Туземцы продолжали преследование, и, поднимая с земли по четыре — шесть раз одно и то же копье, метали их в нас вновь и вновь. Узнав капитана, на него накинулось такое множество людей, что дважды с его головы сбили каску, но все же он продолжал стойко держаться, как и подобает славному рыцарю, вместе с другими, рядом с ним стоящими. Так мы бились больше часа, отказываясь отступать дальше. Один индеец метнул бамбуковое копье прямо в лицо капитана, но последний тут же убил его своим копьем, застрявшим в теле индейца. Затем, пытаясь вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку бамбуковым копьем. При виде этого на него накинулись все туземцы. Один из них ранил его в левую ногу большим тесаком, похожим на турецкий палаш, но еще более широким. Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки. Полагая, что он умер, мы, раненые, отступили, как только было возможно, к лодкам, которые сразу же двинулись в путь. Властитель-христианин хотел оказать нам помощь, но перед тем, как мы отправились на берег, капитан настоял на том, чтобы он не покидал своей баланги, а оставался на ней и наблюдал, как мы будем сражаться. Узнав, что капитан убит, он залился слезами. Если бы не капитан, то ни один из наших не спасся бы на лодках, так как, пока он бился, другие успели отступить к лодкам. Возлагаю упование на Ваше сиятельство, что слава о столь благородном капитане не изгладится из памяти в наши дни. В числе других добродетелей он отличался такой стойкостью в величайших превратностях, какой никто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, очевидно для всех, ибо никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кругосветное плавание, каковое он почти и совершил.

 

Приложение 2.

Имя путешественника, дата плавания

Цель путешествия

Какие земли посетил

Какие открытия совершил

Судьба путешественника и его команды

         
         
         
         
         

 

Приложение 3.

https://yandex.ru/images/search?img_url (контурная карта)

Карта с нанесёнными линиями

Чистая карта

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.