Урок истории в 5 классе «Жизнь в Римской империи»
Открытый урок в 5 классе «Жизнь в Римской империи»
Эпиграф:
Рим! Всемогущее, таинственное слово!
Всё, что есть жизнь ума, всё, что души есть страсть –
Искусство, мужество, победа, слава, власть, -
Всё выражало ты живым своим глаголом,
И было ты всего великим словом…
П. А. Вяземский. «Рим»
Цель: познакомить учащихся с достижениями древних римлян.
Задачи:
Образовательные: показать жизнь различных слоёв населения в Древнем Риме, способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.
Развивающие: уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой; продолжить работу над развитием у обучающихся коммуникативных умений (слушать и слышать, владение устной и письменной речью, выступление перед классом).
Воспитательные: сформировать чувства уважения у школьников к достижениям древних римлян; объективно оценивать свои ответы и ответы товарищей.
Оборудование:
- Презентация к уроку;
- Учебник «История древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М.: Просвещение», 2006.
- Раздаточный материал.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
План:
Ø 1. Вступительное слово учителя
Ø 2. Выступления учащихся
Ø - Рим – столица империи
Ø - Жизнь богатых римлян
Ø - Жизнь бедняков
Ø - Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве
Ø - Правление Траяна
Ø - Римляне строили на века
Ø 3. Закрепление изученного материала (проверка заполнения таблицы)
Ø 4. Подведение итогов урока
1.Всупительное слово учителя:
Итак, изучая историю разных государств, мы знакомимся и с достижениями и жизнью народов, живших в них. История Римской республики, а затем и империи не исключение. Древние римляне внесли свой вклад в развитие мировой культуры.
Сегодня на уроке мы должны ознакомиться с достижениями древних римлян.
Более двенадцати столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ассамблеи, новые типы инженерных сооружений, скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, систему римского права, историографию Тацита, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.
«Все дороги ведут в Рим!» - гласит древнее изречение. В нём заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи, Здесь, в Риме, велось строительство огромных масштабов.
С 6 в. до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый Римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важные вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
У каждого из вас на столе – таблица.
Направления культуры |
Что нового достигли римляне |
Значение для мировой культуры |
Рим – столица империи |
|
|
Жизнь богатых римлян |
|
|
Жизнь бедняков |
|
|
В цирке |
|
|
Отказ от использования рабов |
|
|
Правление Траяна |
|
|
Вечные строения Рима |
|
|
Сегодня на уроке мы будем ёё заполнять, а чтобы это сделать, нужно выслушать своих товарищей. Оценивать своих товарищей мы будем вот такими цветными карточками: красная карточка означает ответ дан на отлично, а синяя – на хорошо. Я предоставляю вам слово.
Выступление 1 ученика – Рим – столица империи.
Учитель: Пантеон – один из шедевров римского зодчества. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Переступая порог храма, посетитель ждёт торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим всё пространство. Свет льётся через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.
Колизей представляет собой огромную овальную чашу. Там разыгрывались пантомимы, проходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. В центре находится арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.
2 ученик – Особняки на городских холмах.
3 ученик – Многоэтажные дома.
4 ученик – Беднота требует хлеба и зрелищ
5 ученик – Цирк.
6 ученик – Отказ от использования рабов.
7-8 ученики – Правление Траяна
9-10 ученики – Римляне строили на века.
Учитель – Римляне не только работали, они ещё и отдыхали. А отдыхать они любили в бане. Откройте учебник на стр. 268. Пункт 4 - Выясните, какое значение для римлян имели бани и как они их называли.
Закрепление изученного материала:
Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры? ( Они изобрели бетон, поэтому строительство шло быстрее, они научились строить хорошие дороги, придумали термы, цирк.)
Проверка заполнения таблицы учащимися, оценка их деятельности.
Рефлексия: учащиеся на протяжении всего урока оценивают ответы своих товарищей, раздавая красные или сини карточки. В конце урока количество карточек подсчитывается, обсуждается возможная оценка на уроке.
Домашнее задание: заполнить 3 графу таблицы – какое значение для мировой культуры имели римские достижения?
Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Если в правду разрушен Рим
И от этого над горою
Пахнет ветер соленой кровью
И багровый клубится дым,
И задумался пилигрим,
На мгновенье, забыв о Боге:
«Если вправду разрушен Рим,
то куда же ведут дороги...?»