Урок истории в 5 классе «Жизнь в Римской империи»

0
0
Материал опубликован 25 October 2017

Открытый урок в 5 классе «Жизнь в Римской империи»

Эпиграф:

Рим! Всемогущее, таинственное слово!

Всё, что есть жизнь ума, всё, что души есть страсть –

Искусство, мужество, победа, слава, власть, -

Всё выражало ты живым своим глаголом,

И было ты всего великим словом…

П. А. Вяземский. «Рим»

Цель:  познакомить учащихся с достижениями древних римлян.

Задачи:

Образовательные: показать жизнь различных слоёв населения в Древнем Риме, способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.

Развивающие: уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой; продолжить работу над развитием у обучающихся коммуникативных умений (слушать и слышать, владение устной и письменной речью, выступление перед классом).

 

Воспитательные: сформировать чувства уважения у школьников к достижениям древних римлян; объективно оценивать свои ответы и ответы товарищей.

Оборудование:

   - Презентация к уроку;

 - Учебник «История древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М.: Просвещение», 2006.

 - Раздаточный материал.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

План:

Ø  1. Вступительное слово учителя

Ø  2. Выступления учащихся

Ø  - Рим – столица империи

Ø  - Жизнь богатых римлян

Ø  - Жизнь бедняков

Ø  - Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве

Ø  - Правление Траяна

Ø  - Римляне строили на века

Ø  3. Закрепление изученного материала (проверка заполнения таблицы)

Ø  4. Подведение итогов урока

1.Всупительное слово учителя:

Итак, изучая историю разных государств, мы знакомимся и с достижениями и жизнью народов, живших в них. История Римской республики, а затем и империи не исключение. Древние римляне внесли свой вклад в развитие мировой культуры.

Сегодня на уроке мы должны ознакомиться с достижениями древних римлян.

Более двенадцати столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ассамблеи, новые типы инженерных сооружений, скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, систему римского права, историографию Тацита, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

«Все дороги ведут в Рим!» - гласит древнее изречение. В нём заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи, Здесь, в Риме, велось строительство огромных масштабов.

С 6 в. до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый Римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важные вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

У каждого из вас на столе – таблица.

Направления культуры

Что нового достигли римляне

Значение для мировой культуры

Рим – столица империи

 

 

Жизнь богатых римлян

 

 

Жизнь бедняков

 

 

В цирке

 

 

Отказ от использования рабов

 

 

Правление Траяна

 

 

Вечные строения Рима

 

 

 

 Сегодня на уроке мы будем ёё заполнять, а чтобы это сделать, нужно выслушать своих товарищей.  Оценивать своих товарищей мы будем вот такими цветными карточками:  красная карточка означает ответ дан на отлично, а синяя – на хорошо. Я предоставляю вам слово.

Выступление 1 ученика – Рим – столица империи.

Учитель: Пантеон – один из шедевров римского зодчества. Главная его достопримечательность – грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Переступая порог храма, посетитель ждёт торжественного полумрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим всё пространство. Свет льётся через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

Колизей представляет собой огромную овальную чашу. Там разыгрывались пантомимы, проходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей. В центре находится арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.

2 ученик – Особняки на городских холмах.

3 ученик  – Многоэтажные дома.

4 ученик  – Беднота требует хлеба и зрелищ

5 ученик – Цирк.

 6 ученик  – Отказ от использования рабов.

7-8 ученики  – Правление Траяна

9-10 ученики – Римляне строили на века.

Учитель – Римляне не только работали, они ещё и отдыхали. А отдыхать они любили в бане. Откройте учебник на стр. 268. Пункт 4  - Выясните, какое значение для римлян имели бани и как они их называли.

Закрепление изученного материала:

Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры? ( Они изобрели бетон, поэтому строительство шло быстрее, они научились строить хорошие дороги, придумали термы, цирк.)

Проверка заполнения таблицы учащимися, оценка их деятельности.

 Рефлексия:  учащиеся на протяжении всего урока оценивают ответы своих товарищей, раздавая красные или сини карточки. В конце урока количество карточек подсчитывается, обсуждается возможная оценка на уроке.

Домашнее задание: заполнить 3 графу таблицы – какое значение для мировой культуры имели римские достижения?

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:

Если в правду разрушен Рим

И от этого над горою

Пахнет ветер соленой кровью

И багровый клубится дым,

И задумался пилигрим,

На мгновенье, забыв о Боге:

«Если вправду разрушен Рим,

то куда же ведут дороги...?»

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.