Урок по истории Древнего мира в 5 классе «Расцвет Римской империи во II веке»
Пояснительная записка к презентации
Расцвет Римской империи во II веке
PPTX / 1.76 Мб
Конспект урока по истории в 5а классе.
Учитель: Ставер Людмила Станиславовна.
Тема: Расцвет Римской империи во II веке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.
Планируемые результаты:
предметные – сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;
метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные – выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, компьютер, учебник, карта «Рост Римского государства в период республики и империи».
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.
II. Актуализация знаний
- Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2). Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа – оценка «5», три правильных ответа – «4», один или два правильных ответа – «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.
- Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера? (христианство)
- Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе? (Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.)
- Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему? (Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.)
- Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи. (Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия)
- Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был … (Нерон). В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?
(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).
- Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета. (При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?).
(слайд 3)
План урока
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
2. Правление Траяна (98 – 117 г. н.э.)
Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?
III. Изучение нового материала
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
- Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.
- Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.
- Как изменить положение?
- Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (разделили свои имения)
- А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)
- Какое же первое изменение произошло? (рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать)
Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5)
Физкультминутка.
2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)
- Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276. (Траян 98 – 117 гг. н.э.)
- «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».
(слайд 6)
Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:
Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.
-Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)
Подведение итога.
- Римляне строили на века. Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. (Лондон и Париж). (слайд 8)
- А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)
IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)
Тестирование:
1. Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.
2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
а) Египет; в) Финикия;
б) Парфянское царство; г) Македония.
3. Колоны — это:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
4. Колоны хорошо работали, потому что:
а) им за это платили деньги
б) их били палками за невыполнение работы
в) были заинтересованы в своём труде
5. В годы правления Траяна:
а) усилился гнёт людей
б) прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории
6. Годы правление Траяна:
а) 98-117 г. б) 92 – 115 г.; в) 90 – 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;
в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;
в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
Подведение итогов урока.
- Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15):
- При каком правителе Римская империя переживала расцвет?
- Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание (слайд 16)
- Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.
-Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.
Источники
Материалы к уроку «Расцвет империи во втором веке» учителя истории МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Седовой Э.Л.
Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2015.
Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс
МБОУ «СШ №1» Ставер Людмила Станиславовна