Технологическая карта урока истории в 5 классе «Древний Рим. Устройство Римской республики»

4
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

. Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога Соловьва Наталья Леонидовна Предмет _история____Класс____5 Тип урока ____изучение нового материала__

1

2

Тема

Устройство римской республики

Цель

Создать условия для осознания и осмысления особенностей устройства Римской республики, через овладение навыками смыслового чтения научного текста, способствующих пониманию важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю.

Задачи

Образовательные: способствовать осознанию существенных признаков понятия « республика»; способствовать запоминанию основной терминологии: сенат, консул, трибун.

Развивающие: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи; умению составлять схемы и таблицы по тексту.

Воспитательные: формирование уважения к культурному наследию изучаемой страны.

УУД

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности, критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); строить схему, на основе имеющегося знания об объекте; выделять явление из общего ряда других явлений; строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.

Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий, явлений прошлого.

Знание хронологии, работа с хронологией: указывать даты важнейших событий всеобщей истории: 507 году до н.э. возникновение республики в Риме
Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства возникновения Римской республики.
Работа с историческими источниками: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (текстовых), отбирать её, группировать, обобщать

(проводить поиск информации в отрывках исторических текстов; раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ).
Анализ, объяснение: различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.

Основные понятия

Республика, сенат, консул, трибун.

Межпредметные связи

Русский язык: владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Литература: представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); Обществознание: различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами.

Ресурсы:1.Основные

2.Дополнительные

1.Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ А.А. Вигасин, Г. И. Годер , И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.- 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.-303 с.: ил., карт.

2.Презентация; Видео: история Римской империи (карта) – 2 мин 35 сек https://www.youtube.com/watch?v=08vvrodSyww,

Тексты ( Егоров А.Б., Неронова В.Д. Римская республика с конца VIдо середины II в. до н.э. /История древнего мирра. Расцвет древних обществ; Уколова И.Е. История Древнего мира: Задания, тесты, задачи. - М.: ООО "Издательство" "РОСМЭН-ПРЕСС",2005 стр.141-142 ).

Форма урока

Традиционный

Технология

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

1

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Деятельность

ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Методы обучения

Форма деятель

ности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации

деят-сти

Предметные

УУД

1.Оргмомент

частично- поисковый

фронтальная

«необычный вход в урок»

слайд презентации

эвристический

Решают учебную задачу: отвечают на вопросы учителя теля и участвует в формулировании темы урока.

Инициирует, направляет, и регулирует действия учащихся при определении темы урока

Наш урок, на котором мы продолжаем изучение Древнего Рима начнем с игры «Да- нет»

Согласны ли вы с данными утверждениями:

1.В 507 году до н.э. в Риме возникла республика – да/нет

2.В 326 году до н.э. в Римской республике было запрещено долговое рабство да/нет

3.Установив республику, римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на год, которых называли консулами да/нет

4.Слово «республика» происходит от двух латинских слов (res — дело и publicus — общественный, всенарод­ный). да/нет

5.Все изученные государства древнего мира по своему устройству были республиками. да/нет

Проверьте правильность своих ответов. Ответы: 1 - нет 2 - да 3 – да, 4 – да , 5 – нет. Просигнализируйте о количестве набранных баллов.

Определите, какой термин присутствует в каждом предложении (республика).Это ключевое понятие темы сегодняшнего урока. Откройте учебник ( стр. 222) и прочитайте тему урока.

Указывать даты важнейших событий всеобщей истории: 507 году до н.э. возникновение республики в Риме.

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений.

2. Целеполагание и мотивация

объяснительно - иллюстративный

фронтальная

«беседа»

слайд презентации

информационно- рецептивный

Решают учебную задачу: участвует в формулировании цели урока.

Организует ситуацию постановки учебной задачи и управляет действиями учеников при формулировании цели урока.

Слово «республика» появилось у древних римлян, именно, как дело всего народа: бедных и богатых, старых и молодых. Римская республика существовала до нашей эры. В современной жизни мы употребляем этот термин, когда говорим о форме правления многих государств мира, в том числе и Российской Федерации.

Как вы думаете, какова главная цель нашего урока?

Цель: изучение особенностей устройства Римской республики.

Изучив особенности устройства римской республики, мы узнаем истоки становления и особенности этой формы государственного правления.

Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

2

3.Актуализация знаний и умений

проблемный

фронтальная

«толстые и тонкие вопросы»

Видеофрагмент: https://www.youtube.com/watch?v=08vvrodSyww

проблемный

Смотрят фрагмент. Составляют вопросы. Отвечают на вопросы учеников и учителя, выявляют и формулируют свои затруднения при воспроизведение ранее полученных знаний о Римской республике.

Организует ситуацию решения учебной задачи с применением ранее полученных знаний и управляет действиями учащихся при её решении через систему вопросов.

Но прежде чем, говорить об устройстве Римской республики, вспомним, о какой территории идёт речь.

Просмотрите видео фрагмент.

Составьте один вопрос по теме изученного материла?

Озвучьте вопросы? Ответьте на вопросы учеников.

Ответьте на вопрос (на выбор): 1.Как изменились размеры Римского государства с V в. до н.э. по I в. н. э.(Границы государства расширялись вследствие захватнических войн).

2. Почему республика как форма правления появилась в Риме? (Происходило завоевание новых земель, управление не могло осуществляться по старому).

Характеризовать место, обстоятельства возникновения Римской республики.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения).

4. Первичное усвоение учебного материала:

4.1.Работа с тексте до чтения (антиципация)

4.2.Работа с текстом во время чтения (первичное чтение)

объяснительно - иллюстративный

фронтальная

«антиципаци»

текст

информационно-рецептивный

Решают учебную задачу, предполагая, о чем пойдет речь в тексте учебной статьи, опираясь на изученный материал предыдущей темы урока.

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при определении лексического значения слов из изучаемого текста

Прочитайте название текста, с которым предстоит работать (Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э).

Предположите, о ком пойдет речь в данном тексте (о римлянах: патрициях, плебеях, консулах, народных трибунах).

Способность применять понятийный аппарат исторического знания.

Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

частично - поисковый

фронтальная

«ознакомительное чтение»,

«выборочное чтение»

текст,

таблицы

эвристический

Решают учебную задачу: читают , анализируют текст.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание и фиксируют результаты в таблице.

Организует ситуацию решения учебной задачи и управляет действиями учеников через систему заданий, раскрывающих суть понятий.

Прочитайте текст, найдите в нём информацию, которая раскрывает значение понятий: патриций, плебей, народный трибун, консул, республика.

Дайте определение данный понятий, используя текст статьи. Какого определения нет в тексте? (Республика).

Вспомните, что такое республика?

Выполните задание: установите соответствие между понятиями и их определениями. Проверьте правильность выполнения.

Просигнализируйте о количестве набранных баллов.

Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Регулятивные: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

3

5.Осознание и осмысление учебного материала

5.1.

работа с текстом во время чтения (перечитывание текста)

частично – поисковый

фронтальная

«поисковое чтение»

текст статьи;

раздаточный материал;

слайды презентации

эвристический

Решают учебную задачу: анализируют текст,

находят необходимую информацию, раскрывающую основное содержание темы

и заполняют схему и таблицу.

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при уточнении особенностей управления в Римской республике.

Перечитайте текст статьи . Выполните задания:

1.Заполните схему, раскрывающую устройство «Римской республики».

2.Заполните таблицу «Государственное устройство Римской республики».

План характеристики

Орган

власти

Должность

Название

   

Количество людей, которые исполняли эту работу

   

Срок, на который они избирались

   

Озвучьте результаты работы и проверьте правильность выполнения задания.

Эталон ответа

План характеристики

Орган власти

Должность

Название

сенат

консулы

Количество людей, которые исполняли эту работу

300

два

Срок, на который они избирались

пожизненно

год

Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( текстовых), отбирать её, группировать, обобщать

( проводить поиск информации в отрывках исторических текстов; раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ ).

Регулятивные: определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

решения;

Познавательные:

строить схему, на основе имеющегося знания об объекте.

4

5.2.

Беседа по содержанию текста

частично – поисковый

Фронтальная

«беседа»

текст

эвристический

Совместно с учителем решают учебную задачу по поиску ответа на поставленный вопрос.

Организует ситуацию решения учебной задачи и управляет действиями учеников через систему вопросов, раскрывающих особенности управления Римской республикой.

Подумайте, в чем отличие и сходство прав, которыми обладал сенат и прав, которыми обладали консулы?

Права Сената:

1.Предварительно рассматривали и утверждали законы, предлагавшиеся для голосования в Народном Собрании

2.Вели переговоры с послами других государств.

3.Постановления Сената имели силу закона.

4.Ведали казной и контролировали должностных лиц.

5.Ни перед кем не отчитывались

6.Пожизненное членство.

7.Вершили суд.

8.Разрабатывали план ведения войн.

Права Консулов:

1.Обладали высшей гражданской и военной властью.

2.Созывали Народное собрание и Сенат для принятия законов.

3.Назначали должностных лиц.

4.Имели право на охрану в 12 ликторов.

5.Председательствовали в Народном собрании и Сенате и предлагали законы для голосования.

6.Проводили набор в войско и командовал им.

Подумайте, почему выбирали двух консулов? (Считалось, что два консула, как два царя в Спарте, помешают друг другу захватить единоличную власть).

В чем особенность должности народного трибуна? Какова их роль в развитии демократии?

Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

6.Первичное закрепление учебного материала

(работа с текстом после чтения)

частично- поисковый

фронтальная;

 

парная

концептуальная беседа по тексту

«особо задание»

текст

эвристический

Делают оценочные выводы .

Решают учебно – практическое задание с применением новых знаний, осуществляют самоконтроль с применением эталона.

Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями учеников при включении нового знания в систему знаний.

1.Подумайте, какое историческое значение для развития демократии, имела Римская республика. Какой вклад в развитие демократии, становление республиканской формы правления внесли государства древности?

2. Составьте рассказ об устройстве власти в Риме, заменив выделенные курсивом определения слов их наименованием (в случае затруднения обращайтесь к тексту учебника и Словам для справки).

Озвучьте получившиеся рассказы . Проверьте правильность выполнения задания.

Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ.

Познавательные: строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям.

Регулятивные: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности.

5

Рефлексия (Подведение итогов урока)

частично- поисковый

фронтальная

«опрос-итог»

кроссворд

эвристический

Отгадывают, заполняют кроссворд. Участвуют в диалоге с учителем.

Инициирует, направляет и регулирует действия учащихся при соотнесении планируемых и достигнутых результатов.

Решите совместными усилиями класса кроссворд.

Если вы правильно впишите понятия, то получится ключевое слово сегодняшнего урока.

Как вы думаете, достигли / не достигли цель нашего урока?

Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Коммуникативные: критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

6

Приложение

Дидактические материалы к уроку

Текст Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э

«…Во главе управления в период ранней республики стояли два консула, избираемые на годичный срок Народным собранием. Консулы, по существу, обладали той же властью, что и цари, с той разницей, что эта власть вручалась им на время; впрочем, еще не существовало законов, ограничивающих возможности их повторного избрания…

Большое значение имел Сенат, комплектовавшийся из бывших магистров. Будучи формально консультативным органом при должностных лицах, он постепенно превратился в фактическое правительство республики. Народное собрание, формально считавшееся высшим органом государства, на самом деле имело весьма ограниченные возможности. Кроме того, один вид комиций состояли только из патрициев, а в другом богатая часть населения имела подавляющий перевес…

Плебеи добились права избрания особых должностных лиц из своей среды – народных трибунов, игравших роль представителей плебеса перед государством.

Трибун был обязан защищать как отдельных плебеев, так и сословие в целом от злоупотреблений со стороны патрициев и прежде всего патрицианских магистров. Вскоре трибуны получили право наложения запрета на решения магистрата или Сената (право вето) и возможности для принятия мер против нарушителей договора между сословиями. Власть трибуна имела силу только в пределах городской черты. Особа народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Доступ к этим должностям получила прежде всего верхушка плебеса, которая и возглавила дальнейшую борьбу. Высший подъём римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. Народный трибунат просуществовал до 3 века н. э.»

Задание по тексту : установите соответствие между понятиями и определениями. Ответы запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

         

Таблица с заданиями

Термины

Определения

А) Патриции

1. Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии; простой народ

Б) Плебеи

2. Должностное лицо в Риме, избираемое плебеями

В) Народный трибун

3. Правители Рима, избираемые народом на один год

Г) Республика

4. Потомки древнейших жителей Рима

Д) Консулы

5. Форма государственного правления, при которой органы государственной власти выбираются на определенный срок

Проверка: правильные ответы

А

Б

В

Г

Д

4

1

2

5

3

7

Задание по тексту: Заполните таблицу «Государственное устройство Римской республики»

План характеристики

Орган власти

Должность

Название

   

Количество людей, которые исполняли эту работу

   

Срок, на который они избирались

   

Эталон ответа

План характеристики

Орган власти

Должность

Название

сенат

консулы

Количество людей, которые исполняли эту работу

300

два

Срок, на который они избирались

пожизненно

год

Задание: заполните схему

8

Текст для закрепления изученного материала

Составьте рассказ об устройстве власти в Риме, заменив выделенные курсивом определения слов их наименованием (в случае затруднения

обращайтесь к тексту учебника и Словам для справки).

Государственная власть в Риме принадлежала общенародному собранию, которое созывалось для принятия решений, важных для всей общины. Оно избирало должностных лиц для повседневного управления государством. Во время выбора народ отдавал свои голоса самым видным гражданам – представителям римской аристократии, в переводе с латинского «потомки отцов», и знаменитым представителем римского народа, включенным в состав общины позже аристократов. Перед выборами по территориальным округам те, кого называли претендентами на избрание на какую-либо должность в государственном управлении, появились на главной площади города в белоснежной, как цвет их намерений, одежде и просили о поддержке. Изгнанных царей заменили в Римской системе управления, при которой государством руководят всенародно избранные должностные лица, в переводе с латыни «общее дело», два высших должностных лица, созывавших сенат и народное собрание. По истечении срока они становились членами совета старейшин, созданного Ромулом и включавшего 100, а потом 300 и более знатных граждан».

Слова для справки: сенат, патриции, комиции, плебеи, кандидат, трибы, республика, форум, магистраты.

Задание на этапе рефлексии . Разгадайте кроссворд

Разгадайте слова, расположенные по горизонтали, и у вас получится

ответ на вопрос № 11 по вертикали – форма правления, появившаяся в Риме в 509 году до нашей эры и означающая «общее дело».

По горизонтали:

1. Человек, пользующийся привилегиями и несущий обязанности перед государством.

2. Член совета старейшин в Риме.

3. Совет старейшин

4. Высший жрец.

5. Правители Рима, избираемые народом на один год.

6. Должностное лицо, избираемое плебеями.

7. Жрецы, ведавшие объявлением войны.

8. Основная единица римского войска.

9. Правитель Рима, получивший власть во время крайней опасности, но не более чем на полгода.

10. Жрец, толковавший волю богов по наблюдения за птицами.

По вертикали:

11. Форма правления, появившаяся в Риме в 509 году до нашей эры и означающая «общественное дело».

9

Ответы:

1. Гражданин.

2. Сенатор.

3. Сенат.

4. Понтифик.

5. Консул.

6. Трибун.

7. Фециал.

8. Легион.

9. Диктатор.

10. Авгур.

11. Республика.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.