Урок ИЗО на тему «Лес зимой. Ночь. Дует ветер»

15
9
Материал опубликован 4 March 2021

Учитель

Комарова О.В.

Предмет

ИЗО

Класс,

количество человек

5 класс

11 человек

Тема

В лесу зимой. Ночь. Дует ветер.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создание условий для формирования представлений обучающихся о пейзаже в различных природных состояниях.

Задачи урока

- повторение материала об отличительных особенностях пейзажа от других жанров изобразительного искусства;

- отработка навыка поэтапного выполнения рисунка по показу учителя;

- обучение приёмам изображения природы в определённом состоянии (ночь, дует ветер);

- коррекция навыков пространственного ориентирования, мелкой моторики, логического мышления на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Формируемые БУД

Личностные: адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства;

Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами;

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

Предметные: узнавать, называть жанры изобразительного искусства.

Оборудование

Презентация, интерактивная доска «Smart», коррекционно-развивающие задания; инструменты, материалы и принадлежности для практической работы (бумага, кисти, гуашь).

Планируемые результаты

Знать: отличительные особенности пейзажа от других жанров изобразительного искусства.

Уметь: использовать в работе приемы перспективного сокращения, передавать время суток при помощи цвета, поэтапно выполнять работу.

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент(1-2 мин)

Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу.

- Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой.

Добрый день, добрый час!

Я очень рада видеть вас.

Вы пришли сюда учиться? (да)

Не лениться? (нет) А трудится? (да)

Если будете отвечать – нужно руку…поднимать.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

 

- Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок.

-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места

2. Актуализация опорных знаний обучающихся (4-5 мин)

Цель: Воспроизведение обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

- Организация беседы по вопросам

1 слайд

- Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. А художники отображают эту красоту в своих произведениях.

 

t1614853521aa.png

 

- Посмотрите внимательно на экран. Здесь размещены три картинки, которые относятся к разным жанрам изобразительного искусства.

- Что это за жанры?

(1 - натюрморт – это изображение предметов быта,

2 – пейзаж – это изображение природы,

3 – портрет – это изображение человека или группы людей).

- Молодцы ребята!

 

 

- слушают учителя

 

 

 

 

рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

- отвечают на вопросы

3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке

(3-4 мин)

Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться.

 

- работа с интерактивным пазлом

 

2 слайд

t1614853521ab.png

На следующем слайде изображены  четыре картинки.

- Скажите, что у них общего? Какое время года изображено на всех картинках? (зима). И что изображено? (лес). К какому жанру относятся все четыре изображения? (к жанру «пейзаж»).

- А чем отличаются изображения на картинках? (Солнечный день, ночь, метель, снегопад).

- Молодцы!

3 слайд

t1614853521ac.png

- Вот так, незаметно, мы подошли к теме нашего урока, ведь нам сегодня предстоит решить сразу несколько художественных задач: изобразить лес, зимой, в ночное время суток. Но это ещё не всё.

4 слайд https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=2a569c169cd7

- Для того чтобы сформулировать тему урока полностью, я предлагаю собрать интерактивный пазл – подсказку, благодаря которому, мы узнаем, какое ещё природное состояние нам предстоит изобразить в зимнем лесу.

- Что у нас получилось? (дерево). А какое природное состояние на этой картинке, почему дерево так склонилось в сторону? (дует ветер)

- И снова вы отлично справились с заданием!

Молодцы!

5 слайд

t1614853521ad.png

Тема нашего урока так и звучит: В лесу зимой. Ночь. Дует ветер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-обосновывают свой выбор

 

- отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- собирают интерактивный пазл, отвечают на вопросы

 

 

- формулируют тему урока

4. Освоение материала(10 мин)

Цель: повторение и применение имеющихся знаний и умений

- Введение в тему

 

 

 

- Повторение с элементами объяснения нового материала

 

Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с особенностями пейзажа. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа. Художники могут нарисовать лес, реку, озеро, пруд в лесу, берег моря и высокие горы. Изображение мостика через речку, домика в деревне или в городе тоже называют пейзажем.

В пейзаже художники показывают красоту разных времен года (лето, весна, зима, осень), разных состояний в природе (лунная ночь, буря на море, утро, летний вечер и т.д.).

- Найдите в своих альбомах осенний пейзаж, который мы рисовали на одном из уроков. Что на нём изображено? (деревья). Они все одного размера или разные и почему?

6 слайд (близко – далеко)

t1614853521ae.png

На картинке, как и на вашем рисунке, изображены деревья, которые расположены близко, подальше и совсем далеко. Они как будто убегают от нас и становятся меньше.

Чем дальше от нас находится тот или иной объект, тем меньше он нам кажется.

И сегодня на уроке вы снова будете изображать деревья, уходящие вдаль, используя приёмы перспективного изображения.

- Но, сначала, давайте разомнем наши пальчики, а затем уже приступим к первому этапу работы, где я буду демонстрировать и объяснять ход работы, а вы будете последовательно её выполнять.

- слушают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

- дают описание изображенного ранее пейзажа

- отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (1- мин)

Цель: снятие мышечного напряжения.

- Организация выполнения упражнений

- Пальчиковая гимнастика (выполнение вращательных движений кисти рук, направленное еще и на подготовку кисти руки к правильной работе художественной кисти).

 

- выполняют упражнения

5. Закрепление изученного материала (20 мин)

Цель: Формирование умений использовать цвет в живописи для передачи ночного времени суток

- Практическая работа (1 этап)

7-8 слайд

t1614853521af.pngt1614853521ag.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение по показу учителя фона для пейзажа (гуашь - небо, луна, земля заснеженная).

- повторение правил работы с гуашью и кистями, правил расположения альбома на парте во время всей работы.

 

 

-слушают, смотрят,    выполняют задание по показу учителя

Физминутка(1-2 мин)

Цель: снятие позостатического напряжения.

- Организация выполнения упр-ний

9 слайд - Имитация дуновения ветра.

 

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

 

- выполняют упражнения

- Практическая работа (2 этап)

 

10-14 слайд

t1614853521ah.pngt1614853521ai.pngt1614853521aj.png

 

t1614853521ak.pngt1614853521al.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация последовательности выполнения пейзажа с использованием перспективного сокращения и изображения деревьев с особенностями, характерными ветреной погоде.

- оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости

- контроль за соблюдением осанки во время работы

-наблюдают за показом хода работы

-самостоятельно выполняют работу

6. Итог урока (2-3 мин)

Цель: оценка результатов деятельности.

- Коррекционная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

15 слайд

t1614853521am.png

- Отложите кисточки и посмотрите на экран, вы узнали этих животных? А все ли из этих животных зимой уходят в спячку? (нет)

- Я хочу закончить наш урок такими словами:

Лес под снегом притаился,

Заяц где то притулился,

Волк завыл.

Лиса не спит – она зайца сторожит…

t1614853521an.pngt1614853521ao.png

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте закончим сюжет выполненного рисунка, расселив животных, которые зимой не уходят в спячку, а бродят в нашем ночном зимнем лесу.

16 слайд

Продолжили знакомство: с видом изобразительного искусства, который называется …пейзаж.

Выяснили: особенности изображения деревьев, когда дует …ветер…

Учились: рисовать зимний лес …в тёмное время суток.

t1614853521ap.jpg

-Уборка рабочих мест. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- отвечают на вопросы

 

- внимательно случают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполняют коррекционное задание по размещению силуэтов животных

 

- отвечают на вопросы, заканчивая фразы-подсказки на слайде

 

 

 

- убирают рабочие места

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Валерьевна, огромное спасибо за методически грамотный урок! Видна ваша большая подготовительная работа!

4 March 2021

Полностью согласна, Наталия Алексеевна! Это наша труженица, пчёлка!!!!

4 March 2021

Ирина Михайловна, я так и подумала, что это ваша! Чувствуется ваш "подчерк"! Приятно, что есть такие грамотные учителя в коллективе!

4 March 2021
Ответ для

СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

4 March 2021

Большое спасибо!

4 March 2021

Очень хороший урок, спасибо!

4 March 2021

Ольга Валерьевна, сердечно поздравляю Вас с 3 местом в номинации "Лучший урок месяца" (февраль)! Здорово!

10 March 2021

МОЛОДЧИНА!!! От души поздравляю!!!!

12 March 2021