Урок ИЗО в 5 классе «Внутренний мир русской избы»
Паспорт урока.
ФИО учителя: Салимова Светлана Юрьевна.
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: внутренний мир русской избы.
Цель урока: знакомство обучающихся с внутренним миром русской избы.
Задачи урока: углублять знаний обучающихся о традиционных народных строениях; создать эскизы внутреннего мира русской избы; развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час.
Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами.
Ведущая мировоззренческая идея урока: Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству. Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»
Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.
План изучения нового материала: 1) беседа о русской печи и ее роли в избе;
2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;
3) описание красного угла;
4) беседа о люльке, сундуке русской избы.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.
Форма урока: урок-практикум
Технология обучения: проблемно-развивающая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Мизансцена урока: экскурсия в школьный краеведческий музей «Исток».
Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент |
||
Л: самоорганизация Р: способность регулировать свои действия. |
Здравствуйте, ребята! Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация опорных знаний и умений |
||
Л: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Р: контролируют правильность ответов П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Л: мотивация к изучению нового учебного материала. |
Беседа (опрос). Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? |
Отвечают, высказывают свое мнение. |
3. Постановка цели и задач урока |
||
Р: принятие цели и постановка задач урока Р: планирование действий К: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке. Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в школьный краеведческий музей. Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей? Какая тема урока отсюда следует? Как будет звучать цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? |
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока. |
4.Открытие нового знания |
||
П: построение логической цели рассуждения Л: нравственно-эстетическое оценивание К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. П: анализ, сравнение, обобщение |
Учитель приводит обучающихся в школьный музей и начинает экскурсию с загадки: «Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает.» (Дверь). Беседа. Демонстрация. Фронтальная работа. Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе. Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме? С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Рассказ. Наглядность. Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике. Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался? Описание. Наглядность. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома. Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками. Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается, и мы отправляемся за рабочие места в кабинет. |
Обучающиеся идут в музей, отгадывают загадку. Ученики размышляют и отвечают на вопрос. Учащиеся слушают, анализируют информацию. Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос. Учащиеся осматривают избу заключительный раз и отправляются в кабинет. |
5. Первичная проверка понимания |
||
П: построение логической цепи рассуждения. Р: взаимоконтроль Л: осознание выбора. К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Учитель организует деятельность по проверке новых знаний. Предлагает тест. Ребята, мы с вами посетили музей, познакомились с интерьером русской избы. А сейчас давайте проверим, насколько правильно вы запомнили предметы русской избы. Объяснение. Включает тест. Наглядность. Самостоятельная работа учеников. |
Слушают. Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку. |
7.Применение новых знаний |
||
Л: самоопределение Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств. |
Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол. |
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях |
8.Оценка |
||
П: анализ К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Р: контроль. Л: нравственно-эстетическая оценка. |
Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием). Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока. |
Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями. |
9.Рефлексия учебной деятельности |
||
Л: смыло-образование П: рефлексия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы? Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл. Что интересного было на уроке? Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания. Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница. Итог урока. |
Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение. Записывают задание в дневник. Прощаются с учителем. |
Используемая литература
Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского. – М: Просвещение, 2013. – 176с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012-170с.
http://m-der.ru/store/10006298
http://russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/
Садварий Жанна Владиславовна