Урок «Мир русской песни» (Музыка, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока музыки №9
Табл № 1
Авторы, разработчики: |
Учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка». |
Предмет |
Музыка |
Класс |
5 |
Цель урока |
Воспитывать любовь и уважение к родному краю, развивать интерес к национальному фольклору и русской классической музыке. |
Задачи |
- Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - воспитание потребности в общения с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. |
Тип урока |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
Тема |
Мир русской песни |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор |
Табл № 2 Планируемый результат
Предметные умения: 1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета. 2. Определять особенности вокальной музыки. 3. Уметь использовать понятия: интерпретация, обработка, трактовка. |
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока. Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения; Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы. |
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.) |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
- Учебник; - Тетрадь; - Фонохрестоматия; - Компьютерная презентация материала. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 |
1 этап Мотивационный |
Орг. момент. Приветствие. Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? Ответы учащихся О каких двух искусствах мы говорили? В каких музыкальных жанрах проявляется союз музыки и литературы? Ответы учащихся Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока и понять о чем пойдет речь, давайте вспомним песню, которая звучала на прошлом уроке «С чего начинается Родина?» В Баснер _-О чем поется в этой песне? Ответы учащихся -Так о каких песнях мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Ответы учащихся Итак, записываем в тетрадь. Тема: Мир русской песни (Слайд 1) Давайте определим задачи нашего урока: Что отражала р.н.п Виды р.н.п. |
Слушание песни. Ответы на вопросы учителя. Ответы на вопросы. Формулирование темы урока. |
Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока |
2 |
2 этап Осмысление новой информации |
Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах, о Родине, месте, где человек родился и вырос. Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков. ( уч. стр. 58) Составьте рассказ по иллюстрации (страница 58 учебника "Музыка"). Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили" (Слайд 2) Ответы учащихся Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"? Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж. (Слайд 3) Запись в тетради. Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:" Видеофрагмент песни Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот). (Слайд 4) Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Формулировка проблемного вопроса. Постановка задач урока. Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы. Анализ художественных, литературных и музыкальных произведений. Слушание музыкального произведения Определение характера и настроения песни и её взаимосвязи с картиной на слайде. Знакомство с новым муз. термином - ЛЕГАТО Вывод по анализу произведений. Запись в тетрадь |
Познавательные Действия, постановки и решения проблем Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества Познавательные: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать Регулятивные: прогнозирование, планирование |
3 |
3 этап Включение в систему знаний и повторение |
Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [стр. 60] (Чтение стихотворения всем классом) Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая:", Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение и ответить на следующие вопросы (Слайд 5) Ответы учащихся Запись в тетради по музыке: "Вечерний звон". Стихи И. Козлова (Слайд 6) А теперь мы проверим Д/З |
Слушание музыки. Анализ музыкального произведения. |
Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке. Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера |
4 |
4 этап Рефлексия |
Сделать обобщающий вывод. Вывод: Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Наши задачи: (Слайд) Ответы учащихся Рефлексия. Синквейн (пятистишие) (Слайд 7) 1 строка – тема (существительное) 2 строка – описание темы (два прилагательных) 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка –чувство (фраза из 4 слов относящаяся к теме) 5 строка – повторение сути, синоним 1 строки Ответы учащихся Пример. Песня. Русская. Народная. Завораживает. Окрыляет. Объединяет. Воспитывает любовь к Родине. Россия. Оцените свою работу на уроке. (карточки) 1.Как работал весь класс. 2. Что я взял для себя полезного из урока? 3. Насколько я могу оценить свою работу на уроке? Работу своих одноклассников. Д/з (Слайд 8) читать материал и отвечать на вопросы параграфа 9. Виды коми народных песен, примеры. |
Анализ работы и выставление оценок. |
Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения Познавательные: логические-анализ |