Урок изобразительного искусства на тему «Голубь - символ мира» (3 класс)
Тема урока: "Голубь - символ мира на Земле (рисуем птицу)". (3 класс)
Цели урока:
1. Научить учащихся рисовать птицу (голубя).
2. Познакомить учащихся с творчеством П.Пикассо.
3. Объяснить важность борьбы за мир, за ядерное разоружение.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы урока:
Отгадайте загадку:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого жучок боится?
Угадали? Это... (Птица)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? А вот какую птицу будем рисовать, вы узнаете чуть позже. Какую цель вы поставите на данном этапе урока?
- Каких птиц вы знаете? (голуби, вороны, сороки, петух, соловей и т.д.). Что отличает птиц от других представителей животного мира?
- Предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю».
1. Верите ли вы, что часто птицы являются символами каких-либо явлений или событий?
2. Верите ли вы, что журавль является символом счастья и исполнения желаний?
3. Верите ли вы, что бог войны Марс отказался от очередной войны только потому, что в его шлеме птицы свили гнездо?
4. Верите ли вы, что Пабло Пикассо, великий художник, назвал свою дочь именем, которое в переводе на русский язык звучит как голубка?
5. Верите ли вы, что голубь является символом мира?
- В конце урока мы проверим, верны ли были ваши предположения.
- Очень часто птицы являются для людей символами каких-либо событий или явлений. Каких? (Петушок-утро; жаворонок - весна; сорока - новости; журавль - семейное счастье).
(слайд3)
Каким символом является журавль? (счастья, мира, исполнения желания)
Послушайте песню о журавлике и скажите, о чём в песне рассказывается.
(Слайд4)
Прослушивание песни: "Японский журавлик"
-О чём рассказывается в песне?(дети отвечают)
- Эта песня основана на реальной истории японской девочки Садако Сасаки
(Слайд 5), облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года. Ее дом находился в миле от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Признаки болезни появились в ноябре 1954, врачи поставили диагноз - лейкемия, девочку положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. Ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля "цуру", напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов"цуру", исполнится.( Слайд6)
- Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Но желание выжить не исполнилось. Садако успела сложить только 644 "цуру"…
Друзья и одноклассники Садако начали кампанию по установке памятника ей и другим детям, погибшим в результате атомной бомбардировки. Этот памятник (Детский мемориал Мира), увенчанный статуей Садако, поставлен в Парке Мира в Хиросиме 5 мая 1958 года. (слайд7)
- С тех пор японские дети постоянно приносят к ее памятнику своих бумажных птиц. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч японских журавликов.
Так журавлик стал еще одним символом надежды на мир без войн, немым укором тем, кто продолжает копить и совершенствовать орудия истребления себе подобных, напоминанием о том, что ядерная война может оказаться последней…
- Какая птица является ещё символом мира? (Голубь)
3. Беседа о голубе, как о символе мира.(Слайд 8)
- С древнейших времен люди считали голубя символом мира на Земле. У древних римлян еще до нашей эры существовала легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
- Ребята, а вы слышали такое выражение «голубь мира»? Что оно означает? Подробнее вы узнаете, прочитав, текс, который лежит перед вами.
Голубь мира - выражение, которое появилось после Второй мировой войны.
В 1949 году в Париже и Праге собрались руководители многих стран, они обсуждали, как сохранить мир на земле.
Эмблема этого съезда была нарисована испанским художником Пабло Пикассо.
На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
Через год Пикассо был награжден Международной премией мира "За укрепление мира и дружбы между народами".
Одного из своих голубей художник подарил первому космонавту - Юрию Алексеевичу Гагарину.
Свою дочь Пикассо, кстати, тоже назвал Палома - голубка.
Существует традиция выпускать белых голубей, как символ мирных намерений.
- Что несут голуби человечеству? (Мир, счастье, свободу, труд.)
4. Физминутка.
- Какую же птицу мы будем рисовать на уроке? Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока?
5. Рисование голубя.
-Сейчас мы вспомним, из каких частей состоит туловище голубя. (Из овала, круга, треугольника) Дети рассказывают этапы рисования.
- Мы рисуем туловище голубя в виде большого овала и голову виде круга поменьше.(Слайд 14) Соединяем голову и туловище, прорисовываем клюв (треугольник), лапки и хвостик в виде четырехугольника.
- Рисуем крылышко голубя в виде вытянутого неправильного четырёхугольника, прорисовываем пальчики на лапках. Рисуем перышки на крыльях в виде пальцев голубя, прорисовываем лапки, клювик и глазик.(Слайд 15)
- Аккуратно ластиком стираем ненужные линии.
6. Самостоятельная работа.
- А теперь мы с вами приступаем к рисованию голубя - птицы мира. Учитель ходит по рядам, помогая уч-ся, подправляя работы.
7. - А теперь давайте вырежем голубей. (Повторение правила пользования ножницами
На доске прикреплена карта полушарий. Можно взять большой глобус или нарисовать его).
Учитель: В настоящее время в некоторых странах идут войны. Чтобы наша планета была всегда зелёная красивая счастливая давайте прикрепим голубей, чтобы они летели над планетой и несли мир всем людям на Земле.
Дети под музыку прикрепляют голубей к карте.
Давайте возьмёмся за руки и покажем всем, что мы за ….(дети кричат за МИР Счастье )
8. Подведение итогов урока.
Игра «Верю - не верю».
1. Верите ли вы, что часто птицы являются символами каких-либо явлений или событий?
2. Верите ли вы, что журавль является символом счастья и исполнения желаний?
3. Верите ли вы, что бог войны Марс отказался от очередной войны только потому, что в его шлеме птицы свили гнездо?
4. Верите ли вы, что Пабло Пикассо, великий художник, назвал свою дочь именем, которое в переводе на русский язык звучит как голубка?
5. Верите ли вы, что голубь является символом мира?
- Какую птицу сегодня мы рисовали? (голубя)
- Почему люди часто рисуют голубей? (голубь - символ мира)
- Кто автор картины "Голубь - символ мира"? (испанский художник Пабло Пикассо)
- О каких еще символах мира вы узнали? ( бумажный журавлик)
Рефлексия. Оценка своей работе.