Урок изобразительного искусства «Волшебное стекло» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 35"
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Нетрадиционный урок ИЗО».
Конкурсная программа «Волшебное стекло».
Автор Панкова М.Н.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 35
«Волшебное стекло».
Цель занятия:
На примере натюрморта познакомить учащихся с витражным искусством.
Задачи занятия:
1. Познавательные – научить детей исследовать произведения искусства и использовать этот опыт в создании собственных работ.
2. Обучающие – дать учащимся сведения о технике витража.
3. Развивающие – развитие у детей способностей использовать опыт декоративного рисования. Расширить образное мышление школьников.
4. Воспитывающие – формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на «прекрасное» в жизни и искусстве, воспитывать художественно-творческую активность.
Методы, используемые на занятии:
Объяснительно-иллюстративный – иллюстрации в журнале витража в интерьере художников, имитация витражного стекла.
Репродуктивный – создание натюрморта.
Частично – поисковый – выбор плоскости и элементов к натюрморту.
Проблемное изложение – создание верной композиции и интересного цветоизложения.
Исследовательский метод – изучение тематической атрибутики.
Оборудование урока:
Для учителя
Визуальный ряд – иллюстративный материал с изображением натюрморта, цветов, хохломы.
Литературный ряд – М.В. Ломоносов ода «О пользе стекла», Екатерина Барановская «Калейдоскоп» (стихотворение)
Для учащихся – гуашь, кисти, витражные краски, стеклянные сосуды.
Организация занятия:
1.Организационная часть (2 мин.);
2.Сообщение темы занятия. Беседы на тему (5 мин.);
3.Время на восприятия натуры, предметов искусства (цвет, форма, пропорции, образ) (8 мин.);
4.Время на выполнение теоретического задания учащимися (5 мин.);
5.Время на выполнение практического задания учащимися (15 мин.);
Просмотр и анализ детских работ (3 мин.);
Итоги занятия. (2 мин.).
Конспект занятия:
Ход занятия.
1 блок. Организационная часть (2 мин.). Подготовка материалов для занятия (– иллюстративный материал с изображением натюрморта…
Педагог: «Здравствуйте. Давайте подготовимся к нашему занятию, приготовим все необходимое для сегодняшней работы».
2 блок. Сообщение темы занятия. Беседа на тему «Натюрморт. Витраж». (8 мин.).
Педагог: «Что такое витраж? Встречались вы с витражом? Где? Кто пробовал рисовать на стекле? Что такое натюрморт?
Учащиеся беседуют на поставленные вопросы.
3 блок. Восприятие произведений искусства (5 мин.).
Педагог: «Давайте внимательно рассмотрим иллюстративный материал с изображением цветов, фруктов, хохломских узоров…
Люди открыли чудо цветного стекла давным-давно в Египте. Они любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. Таких соборов в Европе много. Делают витражи по - разному. Иногда красят само стекло, или собирают из кусочков цветного стекла, вырезая его по контору рисунка, и скрепляют между собой металлическими полосками. Витражные композиции часто сравнивают с калейдоскопом.
4 блок. Объяснение учебного задания. Выбор сюжета. Объяснение технологии работы (3 мин.).
Педагог: « У нас в России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел его великий русский учёный М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения. В своей оде «О пользе стекла» он восторгается:
«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучам блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Пою перед тобой в восторге похвалу.
Не камням дорогим, не злату, но Стеклу!..»
Стихотворение Екатерины Барановской «Калейдоскоп» так же показывает небывалую игру света, цвета и стекла:
В руках игрушка. Мир цветных событий.
А я — кудесник, фокусник, волшебник.
В калейдоскопе — череда открытий
И творчества непонятый учебник.
Раз — поворот... Мелькание осколков...
Живые капли на ветвях повисли.
5 блок. Время выполнения задания. После завершения, демонстрирование работ. Оценка работ. Подведение итогов (5 мин.).
Богданова Светлана Валерьевна