Урок изобразительного искусства "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира"
ПрезентацияPPTX / 2.01 Мб
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет – изобразительное искусство | Класс - 6 | |
Тема урока - Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы; - знать основные геометрические фигуры и объемные тела; - выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; - конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур. | – умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик. – умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства; - умение анализировать, синтезировать, исследовать. | умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства; -формировать общее представление об окружающем мире и его многообразии; -формирование ценностного отношения к окружающему миру. |
Основные понятия и термины: форма, конструкция предмета, длина, ширина, высота. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела. | ||
Ресурсы урока: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник. Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, конверты с материалами для практической работы, карточки для оценивания практической работы. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент (1мин) | Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Добрый день! Я рада вас видеть, ребята. Начинаем наш урок. - Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями. - Затем потренируем мозги, изучая новые понятия. - И наконец, вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. | Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. |
2 этап. Мотивация. Постановка цели и задач урока. (2 мин) | На экране идет показ слайд 1 Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их различие? Слайд 2 Что видите на экране? Какие эти фигуры? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры? Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Слайд 3 Итак, тема нашего сегодняшнего урока "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира" Посмотрите на окружающие вас предметы, они все разные, не похожие друг на друга, но в них можно найти что- то, что их объединяет. Назовите предметы одинаковой формы. Вопрос: Ребята, как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? | разная форма геометрические фигуры они разной формы дом, яблоко Форма предметов. Различные формы предметов. Крышка парты, альбомный лист, доска - прямоугольная форма. Определить, что общего и чем отличаются друг от друга окружающие нас предметы. Познакомиться с формой предметов. Узнать, какая может быть форма. Узнавать форму предмета. |
3 этап. Актуализация знаний (5 мин) | А что такое форма? (слайд 4) В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета. Слайд 5 Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, пластика человеческого тела, громады многоэтажных зданий, изящные очертания цветов, бабочек - чем они различаются? В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга хобот слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. слайд 6 У каждого из вас есть таблица, которую вы будете заполнять. У вас на партах лежат фигуры. Назовите их. Что их объединяет? В чем их отличие? По каким двум измерениям мы можем о них рассказать? Т.е. это какие фигуры? Это двумерные фигуры, плоские. Слайд 7 Запишите в таблицу названия плоских геометрических фигур. Это простые предметы или сложные? Как из них сделать сложную форму? Попробуйте сделать фигуру сложной формы из простых на парте. Один человек работает у доски Какие предметы сложных форм у вас получились? Из каких фигур они состоят? | внешнее очертание предмета, наружный вид горы, самолет, автомобиль, бабочку и др. формой Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Это все геометрические фигуры. Имеют разную форму. Они имеют длину и ширину. Простые Соединить вместе |
. Решение учебной задачи. | Слайд 8 Но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел. На уроках математики вы знакомитесь с геометрическими телами. Назовите их. Они находятся в пространстве. Описать их мы можем по трем измерениям: длине, ширине, высоте. Они называются трехмерными. Чем похожи эти фигуры? Запишите в таблицу названия геометрических тел. Работа с учебником Прочитайте о формах в учебнике на стр. 62 Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета - его конструкцию. Что такое конструкция? Слайд 9 Т.е. простыми словами, из каких частей состоит предмет сложной формы. У вас на партах лежат вырезанные силуэты ваз. Как вы думаете, это простой предмет или сложный? Из каких простых форм он состоит? Разрежьте эти вазы на отдельные элементы - геометрические фигуры. Из каких фигур состоит конструкция вазы на плоскости? Покажите на доске. Какие объемные тела входят в конструкцию кувшина? Слайд 10 | Шар, цилиндр, конус, куб, пирамида и др. ОВОИД Имеют объем Строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение Самостоятельная работа |
Физкультминутка | Для глаз - слайд 11 Встали дружно мы с тобой, развели руками. Треугольник на головой сделали мы сами. Хлоп руками пред собой - получился круг большой. А теперь он будет рад, если сложишь ты квадрат. "Зеркальное рисование" - А сейчас мы порисуем руками. 1. Нарисуйте руками круги влево, вправо, в разные стороны. 2. Нарисуйте руками квадраты влево, вправо, в разные стороны. 3. Нарисуйте правой рукой круг, а левой квадрат. А теперь обеими руками. Садитесь. | |
Самостоятельная творческая работа с взаимопроверкой в классе. | Слайд 12 Ребята, из различных геометрических фигур можно составить целую композицию. Пример работ Сегодня вам предстоит выполнить творческую работу . Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте, как с помощью аппликации изобразить людей и животных. 1 ряд выполняет аппликацию на тему «Геометрическая семья». 2 ряд на тему "Веселые животные". Такую работу надо делать с выдумкой! Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно, весело! Целевой обход учителя. Контроль и коррекция выполнения самостоятельной работы по заданной теме. | |
Оценка. | Итак, первый ряд приготовил вот такие интересные геометрические семейки. Оцените работы ребят по критериям: слайд 13 Применение различных форм Выразительность Аккуратность Второй ряд приготовил аппликации веселых животных. Поменяйтесь работами и оцените работы друг друга. Выставка работ | |
Закрепление знаний | Слайд 14-15 Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Давайте посмотрим работы художников, которые использовали способ рисования геометрическими фигурами. Мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так, как это изображали художники-реалисты. Это направление получило название кубизм. Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке вами и этим направлением в искусстве. А сейчас мы проверим ваши знания. Тест слайд 16-18 | Ответ: художники-кубисты : 1.Изображали окружающий мир через геометрические фигуры. 2.Делили предметы на части 3. Из частей составляли целое. |
Итог. Рефлексия деятельности. | Слайд 19 Сегодня на уроке…. Самым полезным интересным для меня было… Мне это необходимо… У меня хорошо получилось… Ответьте на вопрос? Для чего мне нужны эти знания? Слайд 20 | для того что бы строить сложные формы с помощью простых и использовать их при работе в разных жанрах |
дз | Слайд 21 На следующем уроке вы познакомитесь с правилами изображения геометрических тел. В учебнике на стр. 63 ответьте на вопросы по теме урока и выполните задание 4. Вам нужно будет из белой бумаги склеить различные геометрические тела. |
Приложения
Таблица "Группы геометрических тел"
Плоские геометрические фигуры | Объёмные геометрические тела |
квадрат | куб |
прямоугольник | Цилиндр |
треугольник | Конус |
трапеция | пирамиды |
Круг | Шар |
Плоские геометрические фигуры | Объёмные геометрические тела |
8