Урок «Кремний и его соединения» (Химия, 9 класс)
Кремний и его соединения
9 класс
Цели урока:
1. Повторить и закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке.
2. Сформировать знания о кремнии, его соединениях, их свойствах, биологическом значении, получении, применении.
3. Познакомить учащихся со способами получения и применения кремния.
Тип урока: комбинированный (урок + презентация).
Задачи урока:
Образовательная - рассмотреть понятие, классификацию, номенклатуру, физические и химические свойства кремния, его оксидов.
Воспитательная - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, культуру общения. способствовать формированию у учащихся логического мышления.
Методы обучения:
частично-поисковый – самостоятельная работа в группах, беседа с целью ответа на
ИКТ (на протяжении всего урока используется презентация).
Оборудование:
коллекция «Минералы и горные породы», стеклянная пластина и «Шкала твердости», коллекция «Стекло и изделия из стекла».
Ход урока:
I. Организационный момент, актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Упр.6 стр.178.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
CaCO3 → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3
C → CO2 → CO → CO2 → C
К доске приглашается 2 учащихся, которые решают задание.
1 2 3 4 5
a) CaCO3 → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3
1. CaCO3 → t CaO + CO2↑
2. CaO + H2O → Ca(OH)2 + Н2О
3. Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3
4. CaCO3 + CO2 + H2O → Ca(HCO3)2
5. Ca(HCO3)2 → t CaCO3 + CO2↑ + H2O
1 2 3 4
б) C → CO2 → CO → CO2 → C
1. C + O2 → t CO2
2. CO2 + C → 2CO
3. 2CO + O2 → 2CO2
4. CO2 + 2Mg → 2MgO + C
В это время остальные учащиеся класса пишут химический диктант:
Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы
1 вариант – для угарного газа (СО),
2 вариант – для углекислого газа (СО2).
1. Бесцветный газ, без запаха.
2. Тяжелее воздуха.
3. Ядовитый.
4. Хорошо растворим в воде.
5. Плохо растворим в воде.
6. Немного легче воздуха.
7. Проявляет кислотные свойства.
8. Несолеобразующий оксид.
9. Соединяется с гемоглобином крови.
10. Получается разложением карбонатов.
11. При высоком давлении сжижается, образуя «сухой лед».
12. Применяют для получения соды.
13. Используют как газообразное топливо.
14. Используют в производстве фруктовых вод.
15. Используют в органическом синтезе.
О тветы:
1 вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Верные утверждения:1,2,4,7,10,11,12,14
- + - + - - + - - + + + - + -
2 вариант:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Верные утверждения:1,3,5,6,8,9,13,15
- - + - + + - + + - - - + - +
- - НЕТ
+ - ДА Самопроверка. Ответы открыть на доске.
Критерии оценки: (на доске)
7-6 - «5»
5 - «4»
4 – «3»
Менее 4 – «2»
II. Изучение нового материала.
Слайд 1
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним неметаллом, значимость которого очень велика, т.к. по распространенности на Земле он второй после кислорода - это кремний.
1.Строение.
Дадим характеристику этому химическому элементу по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева (Работа одного из обучающихся у доски с периодической системой. Написать сокращенную, полную и графическую электронные формулы химического элемента, определить степени окисления, количество электронов, протонов и нейтронов)
Кремний – элемент IV группы и 3-го периода, порядковый номер 14, А=28, 14 протонов и 14 нейтронов, 14 электронов. Строение его электронной оболочки следующая: 14 Si 2e 8e 4e
Слайд 2
2. Нахождение в природе.
(Рассказ учащегося. Учитель демонстрирует слайды презентации)
- Земная кора на одну четверть состоит из соединений кремния. Наиболее распространённым является оксид кремния (IV) – кремнезём. В природе он образует минерал кварц и многие другие разновидности: горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик (полудрагоценные камни), а также обычный кварцевый песок.
Второй тип природных соединений кремния – силикаты. Самые распространённые алюмосиликаты: гранит, различные виды глин, слюды
Не содержащий алюминия силикат – асбест (из него изготавливают огнестойкие ткани)
Оксид кремния (IV) необходим и растениям, и животным. Он придаёт прочность стеблям растений и покровам животных (камыши твёрдо стоят, осока режет, как лезвие, чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц, шерсть животных содержат оксид кремния (IV).
Кремний придаёт гладкость и прочность костям человека, входит в состав низших живых организмов – диатомовых водорослей и радиолярий (образует их скелеты)
Слайд 4-8
3. Открытие кремния
(Рассказ учащегося. Учитель демонстрирует слайды презентации)
- Уже в глубокой древности люди широко использовали в своём быту соединения кремния. Кремень, именно этот невзрачный и очень прочный камень, положил начало каменному веку – веку кремневых орудий труда.
Причин две:
- распространенность и доступность кремния;
- способность образовывать при сколе острые режущие края;
В 1825 году шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус действием металлического калия на фтористый кремний SiF4 получил чистый элементарный кремний. Однако за 12 лет до него кремний получили Ж. Гей-Люссак и Л. Тенар, но он был очень загрязнён примесями.
Латинское название «силициум» берёт своё начало от латинского «силекс» - камень. Русское название «кремний» введено в 1834 году российским химиком Германом Ивановичем Гессом. С греческого языка «кремнос» - утёс, скала.
Слайд 8-9
4. Физические свойства
- Вы обратили внимание, что когда мы говорим о содержании в природных условиях элемента кремния, то упоминаем только его соединения, но не простое вещество.
Кремний в свободном виде в природе не встречается в отличие от углерода (алмаз, графит, аморфный С и т.д.). Хотя в истории были отмечены единичные факты нахождения чистого кремния в самородном виде.
Кремний – неметалл, имеет аллотропные модификации.
Кристаллический кремний – серовато-стального цвета с металлическим блеском, твёрдый (7 баллов по шкале Мооса), но хрупкий, малореакционноспособный; полупроводник, (с повышением температуры электропроводность повышается)
Такие свойства обусловлены строением кристаллов, аналогичным структуре алмаза. Атомная кристаллическая решетка.
Физические константы: t пл.= 1415 0С; t кип.= 3500 0С
Аморфный кремний представляет собой бурый порошок.
Слайд 10
- Сравнить физические свойства кремния и углерода.
5. Получение кремния
- Способы получения кремния основаны в основном на восстановлении оксида кремния (IV) сильными восстановителями – активными металлами (Mg, Al) и углеродом.
Лабораторный способ:
Свободный кремний можно получить прокаливанием с магнием мелкого белого песка, который представляет собой диоксид кремния:
SiO2 + 2Mg → 2MgO + Si
При этом образуется бурый порошок аморфного кремния.
Видеоролик
Промышленный способ:
1900oC
S iO2 + 2C 2CO + Si
В промышленности кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом при температуре около 1800оС в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния может достигать 99,9% (основные примеси – углерод, металлы). Возможна дальнейшая очистка кремния от примесей.
Слайд 11
6. Химические свойства
а) кремний - восстановитель
Si + O2 = SiO2 (оксид кремния (IV))
S i0 – 4e- Si+4 восстановитель
O2 + 4e- 2O-2 окислитель
Si + 2Cl2 = SiCl4 (хлорид кремния)
Si + 2S = SiS2 (сульфид кремния)
20000C
S i + C Si+4C-4 (карбид кремния или карборунд, по твёрдости близок к алмазу)
S i + 2H2O(пар) = SiO2 + H2
Si + 2NaOH(конц.) + H2O = Na2SiO3 + 2H2
б) кремний – окислитель
Si + 2Ca = Ca2Si (силицид кальция)
- Сравнить химические свойства кремния и углерода.
Вывод: свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, металлами. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.
Слайд 12, 13
III. Закрепление материала.
Лабораторная работа «Ознакомление с природными силикатами»
Цель: рассмотреть и изучить некоторые физические свойства природных разновидностей оксида кремния (IV).
Оборудование: стеклянная пластинка, «шкала твердости»
1 ряд: кварц, песок;
2 ряд: кремнезем, кремень;
3 ряд: полевой шпат, слюда
Инструкция 1. Рассмотрите образцы природных силикатов. 2. Отметьте их свойства: цвет, твердость и др. 3. Результаты исследований оформите в виде таблицы.
|
Пара учащихся (сидящих за одной партой) в каждом ряду оформляет свою таблицу. Затем все обсуждают свои результаты и делают выводы.
IV.Домашнее задание.
§ 31 стр.178- 180, упр.4 (а) Графу «Применение» заполнить дома.
Подготовить сообщения о силикатной промышленности: «Стекло», «Цемент», «Керамика».
6