Урок 2 ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ
Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию.
Оборудование: комнатные растения для проведения лабораторной работы.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Тестирование.
1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл:
а) модификационной;
б)групповой;
в) неопределенной;
г) определенной.
2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов - это:
а) искусственный отбор;
б) наследственная изменчивость;
в) популяционные волны;
г) борьба за существование.
3) Материалом для эволюции служит:
а) борьба за существование;
б) естественный отбор;
в) модификационная изменчивость;
г) наследственная изменчивость.
4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора - это...»:
а) приспособленность организмов к среде обитания;
б) многообразие органического мира;
в) наследственная изменчивость;
г) образование новых видов.
5)Основная заслуга Ч.Дарвина состоит:
а) в формулировании биогенетического закона;
б) создании первой эволюционной теории;
в) разработка теории естественного отбора;
г) создании закона наследственных рядов.
6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
а) борьба за существование;
б) наследственная изменчивость;
в) естественный отбор;
г) все перечисленные.
7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
а) определенная;
б) модификационная;
в) групповая;
г) мутационная.
8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:
а) наследственной изменчивости;
б) борьбы за существование;
в) вымирания;
г) видообразования.
9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции:
а) создаст новые виды;
б) доставляет материал для эволюции;
в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;
г) сохраняет наиболее полезные изменения.
10) Результатом действия естественного отбора не является:
а) приспособленность организмов к среде обитания;
б) многообразие органического мира;
в) борьба за существование;
г) совершенствование организации живых существ.
2. Задание.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:
1) Не все (все) организмы изменчивы.
2) Все (не все) различия между организмами обязательно передаются по наследству.
3) Организмы размножаются в арифметической (геометрической) прогрессии, и все доживают до половозрелого состояния.
4) Жизненные ресурсы не ограничены (ограничены), и в борьбе за существование погибают только больные, ослабленные особи (не только, но и менее приспособленные).
5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - выживают те особи, которые располагают полезными в иных условиях свойствами.
3. Задание.
Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в биологию.
Имя ученого
1.4. Лайель
2. Аристотель
3. К. Линней
4. К. Бэр 5.4. Дарвин
Заслуги ученых
а) Описал более 500 видов растений и животных, расположив их в определенном порядке.
б) При классификации использовал принцип соподчиненности систематических категорий.
в) Сформулировал закон зародышевого сходства.
г) Изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.
д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.
4. Устные ответы у доски по вопросам в конце § 52, №3,4.
II. Изучение нового материала.
1.Вид.
Биологический вид - это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.
Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Целостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом - благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлениям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории и т. д.
Обособленность вида поддерживается репродуктивной изоляцией которая препятствует его смешению с другими видами при размножении. Изоляция обеспечивается различиями в строении половых органов, разобщенностью ар юн. расхождением в сроках или местах размножения, различиями поведения и т. д. Благодаря изоляции виды не смешиваются друг с другом.
2.Критерии вида.
Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.
Морфологический Физиологический Биохимический
Признаки вида
Генетический Экологический Географический Исторический
• Морфологический критерий.
В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой. Это виды-двойники.
• Генетический критерий.
Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по особенностям их строения, поэтому генетический критерий достаточно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точное определение.
• Физиологический критерий.
В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.
• Географический критерий.
Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.
• Экологический критерий.
Основа экологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.
• Биохимический критерий.
Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ).
• Исторический критерий.
Общность предков, единая история возникновения и развития вида.
Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.
III. Закрепление.
Лабораторная работа
Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
Ход работы
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, то есть опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Домашнее задание: § 53. Письменное задание: составить списки известных вам видов растений и животных, сгруппировать известные вам виды по степени сходства: а) морфологического, б)экологического.