Сценарий урока по биологии на тему «Вид, его критерии»

6
0
Материал опубликован 27 December 2015 в группе

Урок 2 ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ

Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию.

Оборудование: комнатные растения для проведения лабораторной работы.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование.

1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл:

а) модификационной;

б)групповой;

в) неопределенной;

г) определенной.

2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов - это:

а) искусственный отбор;

б) наследственная изменчивость;

в) популяционные волны;

г) борьба за существование.

3) Материалом для эволюции служит:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) модификационная изменчивость;

г) наследственная изменчивость.

4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия ес­тественного отбора - это...»:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) наследственная изменчивость;

г) образование новых видов.

5)Основная заслуга Ч.Дарвина состоит:

а) в формулировании биогенетического закона;

б) создании первой эволюционной теории;

в) разработка теории естественного отбора;

г) создании закона наследственных рядов.

6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а) борьба за существование;

б) наследственная изменчивость;

в) естественный отбор;

г) все перечисленные.

7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определенная;

б) модификационная;

в) групповая;

г) мутационная.

8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а) наследственной изменчивости;

б) борьбы за существование;

в) вымирания;

г) видообразования.

9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а) создаст новые виды;

б) доставляет материал для эволюции;

в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

г) сохраняет наиболее полезные изменения.

10) Результатом действия естественного отбора не является:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) борьба за существование;

г) совершенствование организации живых существ.

2. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:

1) Не все (все) организмы изменчивы.

2) Все (не все) различия между организмами обязательно пе­редаются по наследству.

3) Организмы размножаются в арифметической (геометри­ческой) прогрессии, и все доживают до половозрелого со­стояния.

4) Жизненные ресурсы не ограничены (ограничены), и в борьбе за существование погибают только больные, ослаблен­ные особи (не только, но и менее приспособленные).

5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - выживают те особи, которые располагают по­лезными в иных условиях свойствами.

3. Задание.

Установите соответствие между именем ученого и его вкла­дом в биологию.

Имя ученого

1.4. Лайель

2. Аристотель

3. К. Линней

4. К. Бэр 5.4. Дарвин

Заслуги ученых

а) Описал более 500 видов растений и животных, расположив их в опреде­ленном порядке.

б) При классификации использовал принцип соподчиненности система­тических категорий.

в) Сформулировал закон зародыше­вого сходства.

г) Изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.

д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.

4. Устные ответы у доски по вопросам в конце § 52, №3,4.

II. Изучение нового материала.

1.Вид.

Биологический вид - это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого по­томства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической сре­дой.

Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Це­лостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом - благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлени­ям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории и т. д.

Обособленность вида поддерживается репродуктивной изоляцией которая препятствует его смешению с другими видами при размножении. Изоляция обеспечивается различиями в строении половых органов, разобщенностью ар юн. расхожде­нием в сроках или местах размножения, различиями поведения и т. д. Благодаря изоляции виды не смешиваются друг с другом.

2.Критерии вида.

Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

Морфологический Физиологический Биохимический

Признаки вида

Генетический Экологический Географический Исторический

Морфологический критерий.

В основе морфологического критерия лежит сходство внеш­него и внутреннего строения особей одного вида.

Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается опре­делить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между со­бой. Это виды-двойники.

Генетический критерий.

Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по осо­бенностям их строения, поэтому генетический критерий доста­точно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точ­ное определение.

Физиологический критерий.

В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельно­сти особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объ­ясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

Географический критерий.

Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.

Экологический критерий.

Основа экологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.

Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет различить виды по био­химическим параметрам (состав и структура определенных бел­ков, нуклеиновых кислот и других веществ).

Исторический критерий.

Общность предков, единая история возникновения и развития вида.

Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

III. Закрепление.

Лабораторная работа

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия морфоло­гического критерия вида; закрепить умение составлять описа­тельную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, то есть опишите особенности их внешнего строения (осо­бенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Домашнее задание: § 53. Письменное задание: составить списки известных вам видов растений и животных, сгруппиро­вать известные вам виды по степени сходства: а) морфологиче­ского, б)экологического.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.