12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нечаева Татьяна Александровна1902
Работаю в школе с 1991 г. Изучаю родную природу, руководитель эколого-краеведческого кружка. Занимаюсь с обучающими исследованиями по биологии, краеведению, медицине. Мои ученики участники, призёры и победители учебно-исследовательских конференций.
Россия, Архангельская обл., д.Сояна

/data/files/v1572872593.docx (Инструктивный лист)

Контрольный тест
DOCX / 20.67 Кб

Информационная карточка
DOCX / 12.22 Кб

Биологический диктант
DOCX / 14 Кб

Вид. Критерии вида.
PPTX / 404.43 Кб

Сценарий урока по теме «Вид. Критерии вида». Автор урока Нечаева Татьяна Александровна – учитель географии и биологии высшей квалификационной категории филиала Соянская средняя школа Мезенского района Архангельской области

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Биология

Класс

11

Тип урока

Урок получения новых знаний

Технология построения урока

Самостоятельное изучение нового материала через решение тестовых заданий по теме из банка ФИПИ.

Методы

Интерактивный, проблемное обучение, частично-поисковый.

Тема

«Вид. Критерии вида».

Цель:

Организовать коллективную деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний через актуализацию знаний, полученных ранее, направленную на формулирование понятий видовых критериев. Углубить и расширить знания по теме «Вид. Критерии вида», закрепить навыки работы с ИЛ (инструктивными листами), дидактическими материалами.

Основное содержание

Понятия вид, критерии, изоляция, суть понятий видовых критериев, по которым виды отличаются друг от друга

Образовательные ресурсы

Раздаточный материал: инструктивные листы (ИЛ) заданий, контрольные тесты, информационные карточки, биологические диктанты, мультимедийная презентация к уроку.

ФОПД

Групповая, индивидуальная

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: повторить и расширить понятия вид, критерии вида, изоляция. Уметь характеризовать критерии вида по существенным признакам и отличать их между собой. Уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новой темы через решение заданий из банка ФИПИ, развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся, осознание важности и значимости изучаемого материала (в частности, для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии).

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать экзаменационные задания как источник информации для достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать речь одноклассников и учителя, излагать своё мнение.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Организационный этап

(этап мотивации и актуализации знаний)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

 

 

 

 

Управляет презентацией к уроку, помогает учащимся определить тему и цель урока, актуализирует ранее полученные знания.

 

Открывает слайд 1.

Как видите, вместо темы урока и его цели знаки вопросов. Чтобы определить тему, давайте посмотрим на иллюстрации: слайды 2 – 6. На слайдах знакомые местные виды: клёст-еловик, лисица обыкновенная, заяц-беляк и заяц-русак, герань лесная и герань луговая, ястреб-тетеревятник и ястреб-перепелятник.

Итак, тема урока? Слайд 7.

 

 

 

Наводящими вопросами подводит к определению цели урока. Сравните два вида ястребов. Чем они отличаются друг от друга?

 

 

 

 

Корректирует цель урока. Слайд 7.

Выявить и изучить отличительные

особенности (признаки) видов (критерии). Научиться различать их.

 

Поясняет понятие критерии вида. Слайд 7.

Дополняет (расширяет) тему урока

«Вид. Критерии вида».

 

Вспомните, что такое вид? Слайд 8.

 

 

 

Предлагает учащимся решить вопрос на слайде 9. Подводит к пониманию важности изучаемой темы. Вид – центральное звено эволюционного процесса.

 

Образуют группы.

Приветствуют учителя

Проверяют личную готовность к уроку: наличие ИЛ – инструктивных листов (на группу), контрольных тестов, биологических диктантов на закрепление, цветных ручек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся с помощью иллюстраций определяют тему урока «Вид».

Записывают тему урока в тетрадь.

 

Учащиеся называют отличия, опираясь на ранее полученные знания. Отличаются по внешнему строению, поведению, месту обитания и т.д. Виды отличаются по ряду признаков, следовательно, цель урока – определить и изучить отличительные особенности (признаки), по которым виды отличаются друга от друга.

 

 

Записывают в тетрадь понятие критерии.

 

 

Вспоминают понятие, изученное ранее, сравнивают с понятием, данным на слайде. По желанию записывают понятие вид в тетрадь.

Решают вопрос, обсуждая его в группе, формулируют вывод и записывают его в тетрадь:

Видообразование – результат эволюции.

Личностные: готовность к уроку, осознание важности темы урока, смыслообразование – самооценка своих знаний, постановка дальнейших задач обучения. Формирование мотивационной основы деятельности.

Регулятивные: определение темы и цели.

 

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение, аргументируя его.

 

Познавательные: умение раскрывать суть понятий вид и критерии вида, находить отличительную особенность между видами.

Организационно-деятельностный этап

Инструктирует работу в группе. Обращает внимание групп учащихся к ИЛ с заданиями (Приложение 1).

Предлагает группам следующие задания:

Задание 1. Опираясь на ранее полученные знания, определите опорное слово, определяющее смысл каждого критерия (признака). Запишите его в таблицу. Обсудите свою работу с учителем.

Задание 2. Выполните тестовые задания ЕГЭ (с 1 по 9) по данной теме (Приложение 2). Ответы обсудите с учителем.

Обращается к ученикам с вопросом: В чём смысл заданий ЕГЭ, взятых из открытого банка ФИПИ?

Задание 3. Опираясь на знания, полученные в ходе решения заданий ЕГЭ, сформулируйте самостоятельно понятие каждого критерия. Сравните свои результаты с результатами на слайде, внесите корректировку. Слайд 10.

Задание 4. Ответьте на следующие вопросы: О каком из критериев вы не получили информацию? Подумайте, что может включать данный критерий? Прослушайте дополнение учителя. Получите у учителя информационную карточку «Вид. Критерии вида» (Приложение 3) и вложите её в тетрадь.

Задание 5. Выполните тестовые задания ЕГЭ (с 10 по 14) Сделайте выводы: Сколько критериев характеризуют вид? Можно ли судить о виде только по одному из критериев? Как вы считаете, какой из критериев самый главный? Почему?

По ходу работы дополняет (углубляет) знания обучающихся.

Видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обусловливают (репродуктивную) генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие в природе. Давайте познакомимся с понятием изоляция.

С помощью слайда 11 поясняет учащимся понятие изоляция, знакомит с её видами и показывает значение.

С помощью слайда 12 подводит итоги самостоятельной работы учащихся, корректирует выводы, сделанные ими.

Виды различаются по критериям, которые действуют в совокупности.

Судить по одному критерию нельзя (виды-двойники, половой диморфизм и т.д.)

Самый главный критерий - генетический, обеспечивающий генетическое единство вида. Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство.

Видовые критерии в совокупности обеспечивают генетическую изоляцию видов (нескрещиваемость), обеспечивая самостоятельность вида и разнообразие видов в природе.

Группы учащиеся изучают содержание ИЛ, знакомятся с заданиями. Определяют задачи, которые можно поставить перед собой перед выполнением каждого задания. Выполняют их.

По ходу выполнения заданий обсуждают работу с учителем, вносят корректировку своих ответов, получают информационную карточку, формулируют выводы.

 

Анализируют содержание выполненных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, записывают понятие изоляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, записывают выводы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса, самоопределение в условиях работы в группе, формирование коммуникативной компетентности в общении.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, обсуждают, анализируют и обобщают, формулируют выводы, осуществляют самооценку, рефлексию.

Регулятивные: умение работать по ИЛ, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий группой.

Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Первичное закрепление знаний

Предлагает учащимся выполнить биологический диктант «Прочитай текст и определи критерий» (Приложение 4).

 

Давайте проверим и оценим ваши работы.

 

 

Выполняют биологический диктант (индивидуально). Самооценка. Самопроверка.

 

Сравнивают свой результат и с результатом учителя.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: универсальные логические действия, умение структурировать знания.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий .

Рефлексивно-оценочный.

Подводит итоги урока: достиг ли цели нашего урока?

Был ли сегодняшний урок полезным для вас?

Оцените работу группы.

Благодарит за помощь и сотрудничество!!!

 

Отвечают на поставленные вопросы. Сопоставляют результаты своей деятельности с поставленной целью. Оценивают деятельность группы.

Личностные: установление связи между целью и результатом.

Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.