Урок биологии «Повышение качества жизни за счёт противостояния вредным привычкам» (11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок Здоровья по биологии
в старших классах для учеников школ ФСИН.
Разработан учителем биологии
МОУ «В(с)ОШ № 5» ФКУ ИК-18 г. Магнитогорска
Антипиным Алексеем Сергеевичем,
для учеников старше 16 лет.
Тема: «Повышение качества жизни за счёт противостояния вредным привычкам»
Тип урока: Новая тема, образования понятий, установления законов и правил; урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Технология: Проблемное обучение
Формы использованные на уроке: фронтальная (опрос), индивидуальная (самостоятельная работа).
Планируемые личностные результаты:
Создавать у учащихся интерес к собственному здоровью, бережное отношение к природе человека ; воспитывать культуру поведения и общения.
Планируемые метапредметные результаты:
Уметь критически оценивать получаемую информацию, планировать свои действия в соответствии с целью (регулятивные УУД), определять цель учебной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать собственное мнение (коммуникативные УУД); систематизировать пройденный материал; самостоятельно находить информацию; работать с разноплановыми заданиями, (познавательные УУД).
Цели урока:
1. Образовательная : получить новые знания о механизмах негативного влияния вредных привычек на организм человека. Обобщить и углубить знания учащихся в части касающейся отношения к своему здоровью.
2. Развивающая : развивать умение дифференцировать и критически воспринимать деструктивные привычки, анализировать статистические материалы, задавать вопросы, находить ответы, делать выводы, излагать мнения.
3. Воспитательная : формирование социальных и нравственных качеств личности: осознание ошибок, привитие правильного образа жизни, развитие личностных качеств, воспитание силы воли и духа.
Задачи урока:
1. Развивать умение и желание вести здоровый образ жизни, устанавливать причинно следственные связи между заболеваемостью, смертностью и вредными привычками. Формирование понятия ценности жизни.
2. Научить учащихся способам избавления от пагубных привычек, находить здоровые занятия для замещения, не поддаваться на провокации.
3. Создать условия для проявления честной и критичной оценки собственного здоровья через призму полученных знаний, вызвать желание самостоятельно повысить качество жизни и самооценку
Используемые технологии:
1). Информационно – коммуникационная технология
2) Технология развития критического мышления.
Оснащение урока:
1. Компьютерная презентация
2. Слайды для демонстрации анатомических изменений.
3. Наглядное пособие: Имитация легких человека.
4. Раздаточный материал (у учащихся на партах таблицы оценки качества жизни)
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал .
ЭОР:
Презентация в Power Point «Влияние алкоголя на организм»,
набор слайдов и диаграмм.
План урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 |
Введение. |
Выражают общую или конкретную заинтересованность, самостоятельно определяют тему, обозначают степень знакомства с темой. |
Объясняет цели урока, мотивирует учащихся, вызывает интерес к теме, определяет отношение к привычкам, наблюдает. |
2 |
Ознакомление с материалом. |
Просматривают презентацию, реагируют на «шокирующие» материалы. |
Проводит презентацию с учётом контингента. Наблюдает, устраняет противоречия, следит за реакцией. |
3 |
Дискуссия. |
Выражают свое отношение к данной теме, и новой информации. Делятся жизненным опытом. Задают вопросы по теме. |
Проводит опрос, сопоставляет личностные реакции учеников с ответами, стимулирует к самостоятельному поиску выхода из ситуации. Отвечает на вопросы. |
4 |
Выводы по презентации. |
Коллективно анализируют материал и личный опыт, подводят общий итог и каждый для себя делает вывод. |
Помогает подвести общий результат урока. Демонстрирует необходимые слайды, знакомит с законодательством касательно темы. |
5 |
Планирование. Подведение итогов. |
Составляется план борьбы с пагубными привычками, противостояния соблазнам и заместительные – здоровые привычки. |
Помогает принять правильные решения, указывает на заблуждения, приводит примеры. Оценивает работу. Стимулирует к действию. |
Принимая во внимание специфические особенности учебных заведений ФСИН и личностные качества учеников (возраст, уровень подготовки, статус, степень заинтересованности, отношение к проблеме), считаю необходимым проводить «Урок здоровья» не менее 1го раза в полугодие.
В связи с масштабностью темы, допускаю разделение урока на несколько частей, направлений: (алкоголь, курение, наркомания) в зависимости от актуальности в данном коллективе, классе. Для выявления и выбора наиболее подходящей темы проводится предварительная работа с сотрудниками исправительного учреждения, определение проблемных направлений и прогнозирование развития течения урока. Так же применение данного урока предлагается для таких мероприятий как : «Классный час» и «День отряда», а так же для проведения воспитательной работы с вновь прибывшими и готовящимися к освобождению. В зависимости от выбранного направления, урок может развиваться по нескольким алгоритмам: В зависимости от выбранного направления борьбы с конкретной привычкой:
Курение; Проводится демонстрация механизма работы легких человека: Через фильтрующий материал (вата в полиэтиленовом пакете) пропускается табачный дым, имитируя дыхание (вдох, выдох). Вата в пакете меняет цвет, становится грязной. Учащиеся высказывают предположения причин, и делают выводы. Приводят примеры попыток бросить курить, выражают свои ощущения. С помощью слайдов ученики вместе с преподавателем, разбирают механизм работы легких, и анатомические изменения. Знакомятся с законодательными актами -"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) КоАП РФ, Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах регламентирующими курение и предусмотренным наказанием. Проводят сравнительную оценку качества жизни человека курящего и не курящего, делают выводы, планируют дальнейшие действия для достижения наилучшего результата.
Алкоголь; Проводится демонстрация влияния алкоголя на кровь человека: В две одинаковые капли крови на предметном стекле добавляются, в одну каплю физиологический раствор (из ампулы), а в другую спирт содержащий продукт (водка). Наблюдая за реакцией, учащиеся очевидно наблюдают изменения реологии крови. Проводят умозаключения, которые объясняются учителем в ходе презентации. Каждый из учеников получает возможность провести предположение действия алкоголя на любую из систем человеческого организма. В ходе дискуссии становится, очевидно, что каждый из учеников имеет печальный опыт, связанный с алкоголем. Проводится ознакомление с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) КоАП РФ, Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психически активных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах. Ученики проводят сравнительную оценку качества жизни, делают выводы, ставят цели, планируют механизмы их осуществления.
Итог: В результате проведенной работы каждый ученик получает возможность самостоятельно сравнить качество жизни человека подверженного пагубным привычкам и человека не подверженного, по тем критериям, которые он сам для себя считает важными. Использовать полученные навыки и УУД, учащиеся смогут применительно к любому явлению современной жизни для повышения её качества.
Влияние алкоголя на организм.
PPT / 1.03 Мб
Законы о запрете.
DOCX / 24.65 Кб
Токсанова Асемгуль Сериковна