Урок- квест по математике в 4 классе «Космическое путешествие»
Урок- квест по математике в 4 классе
«Космическое путешествие»
(программа «Школа России»)
Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления о истории космонавтики.
Задачи урока:
1. Формирование логических УУД анализа и синтеза на основе самостоятельного выполнения заданий с числами.
2. Развитие коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества, управление поведение партнера и умение с достаточной полнотой и тонностью выражать свои мысли при работе в парах и группах.
3. Формирование регулятивных УУД целеполагание, контроля, коррекции и оценки своих действии и действий своих одноклассников.
Ожидаемые результаты
Предметные – совершенствование вычислительных навыков;
Метапредметные. Познавательные – формирование действий анализа и синтеза, моделирования, структурирования знаний, выдвижения гипотез.
Коммуникативные - научатся определять способы взаимодействия, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, будут стараться полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные – научатся ставить цель урока, осуществлять контроль коррекцию и оценку своих действий.
Личностные - построение образа «Я», самооценка,
Дидактические материалы: презентация, «лесенка» для рефлексии, маршрутные листы, листы с заданием для команд, мультимедиа-проигрыватель, магнитные круги для рефлексии (красные, зелёные).
Этапы урока:
Этап 1. Определение названий проектов.
Этап 2. Формирование команд.
Этап 3.Знакомство с маршрутными листами, поиск информации.
Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
Технологическая карта урока (45 минут)
I.Деятельность учителя: ознакомление обучаемых с новыми знаниями; разъяснение учащимся целей и задач данного урока; организация эвристической и исследовательской деятельностью; проверка, оценка, полученных знаний |
II. Организация исследовательской деятельности учеников: формулирование задания; ознакомление с планом работы |
III. Деятельность учеников: восприятие новых знаний; приобретение умений и навыков, их систематизация |
IV. Проверка, оценка полученных знаний: обобщение, систематизация знаний; оценивание содержания презентаций учеников, умения представить результаты |
Лекция |
Групповая работа |
Групповая работа, подведение итогов работы в команде |
Лекция |
1. Исследование информационных ресурсов по теме «Космос: цифры и факты». 2. Подготовка урока с использованием информационных объектов. 3. Ход урока: рассказ об истории космонавтики; задание для учеников; план работы для учеников. |
1. Слушают рассказ учителя и получают информация об истории космонавтики. 2. После выступления учителя, ученики формируют команды: космонавты –историки, космонавты-исследователи, космонавты-конструкторы, космонавты-экологи. 3. Команды приступают к выполнению задания учителя. |
1. Формируют команды и получают задания. 2. Команды знакомятся с маршрутным листом для поиска информационных объектов. 3. Проходят по маршрутам, выполняют задания, собирают материал. 4. Команда готовит проект. 5. Команда готовит отчет. |
Просмотр и защита ученических проектов - история космонавтики; - космические исследования; - космические аппараты; - экология космоса. |
Конспект урока
Этапы урока |
Ход урока |
|
I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы. 2 мин |
1. Организационный момент. Далёкие звёзды в небе горят, Зовут они в гости умных ребят. Собраться в дорогу не долго для нас – И вот мы к пролёту готовы сейчас! |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; |
II. Первичное формулирование нового знания. 8 мин. |
- С давних пор загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Со временем люди построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы выяснили, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца. Рефлексия в начале урока (синие сигнальные круги) - Сегдня мы совершим Космическое путешествие вместе с четырьмя экипажами: космонавты –историки; космонавты-исследователи; космонавты-конструкторы; космонавты-экологи. - Как вы думаете, какая цель нашего путешествия? (Дети формулируют цель) - Какие задачи на урок мы поставим? (Дети формулируют задачи) Обсуждение плана урока: Получение информации из сообщения учителя. Прохождение по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала. Подготовка проектов. Защита проектов: «История космонавтики», «Космические исследования», «Космические аппараты», «Экология космоса». |
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 5. делать выводы на основе обобщения умозаключений; 6. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 7. переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД Развиваем умения: 1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; 2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. составлять план решения отдельной учебной задачи; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; |
III. Первичное закрепление. 10 мин |
Получение информации из сообщения учителя. Демонстрация презентации «Космос: цифры и факты». Обратить внимание детей, что в 2016 году исполняется 55 лет со Дня первого полёта в космос человека. |
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
IV. Повторение и закрепление изученного. 15 мин |
- Внимание! А теперь наша ракета отправляется в космическое путешествие. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Прохождение команд по маршрутам, выполнение заданий, сбор материала. Подготовка проектов. Защита проектов: «История космонавтики»; «Космические исследования»; «Космические аппараты»; «Экология космоса». В ходе защиты командиры оценивают работу команды, называют ребят, наиболее проявивших себя при выполнении заданий. Если в космос мы хотим, Значит скоро полетим! Люди – взрослые и дети – Все мечтают об одном, Чтобы мир был на планете Словно Солнце за окном! |
Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; 5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
V. Итог урока. 5 мин |
1. Рефлексия (красные круги) - Отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце нашего путешествия? – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Всё ли получалось? – Какие задания вызвали затруднения? – Какие цели вы для себя поставили? – Над чем ещё надо поработать? |
Личностные результаты 1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
VI. Возможное домашнее задание. |
Подготовиться и представить свои проекты в других 4-х классах. |
ПРИЛОЖЕНИЕ (задания для карточек)
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Корабль «Союз – 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________________________________________________
3.
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
4.
Космический корабль «Союз – 33» стартовал 25 февраля 197 9 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5.
Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
6. На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?
7. В одном году на Луне было зарегистрировано 3000 лунотрясений, а в другом в 5 раз меньше. Сколько лунотрясений было зарегистрировано во второй год?
___________________________________
_______________________________
8. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг?
9. Конструктор космического корабля
30 |
8 |
24 |
8 |
80 |
7 |
6 |
Л |
180 – х = 100 |
К |
х ∙ 9 = 270 |
||
Е |
х ∙ 8 = 56 |
О |
560 : х = 70 |
||
В |
240 : х = 4 |
Р |
х + 26 = 50 |
||
О |
х ∙ 50 = 400 |
|
10. Первая женщина-космонавт
9 |
7 |
24 |
7 |
2 |
30 |
8 |
6 |
4 |
Т |
90 : х = 10 |
Р |
х : 6 = 24 |
|
Е |
х ∙ 14 = 98 |
Е |
84 : х = 12 |
|
Ш |
12 ∙ х = 24 |
К |
х ∙ 9 = 270 |
|
О |
640 : х = 80 |
В |
540 : х = 9 |
|
А |
80 ∙ х = 32 |
11. Лётчик – космонавт, побывавший первым в открытом космосе
80 |
7 |
8 |
5 |
8 |
6 |
Е |
Х ∙ 7 = 49 |
Л |
Х ∙ 2 = 160 |
|
Н |
400 : х = 80 |
О |
10 ∙ х = 80 |
|
В |
Х ∙ 30 = 180 |
О |
320 : х = 40 |
12. Космический мусор – угроза человечеству
Чтобы представить, какую опасность представляет мусор для космических кораблей и их пилотов, приведем такие данные. Бронебойная пуля движется со скоростью до 1500 километров в секунду. Аналогичные по размерам орбитальные частицы искусственного происхождения могут столкнуться со станцией на скорости до 15 километров в секунду. Во сколько раз скорость космических частиц меньше скорости пули?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
13. Космический мусор может сделать космос недоступным для человека
Исследователи космоса утверждают, что России (совместно со странами СНГ) принадлежит свыше 5000 аппаратов и различных космических обломков. США заняли второе место - 4550 объектов. Сколько космических обломков упало на Землю в результате освоения космоса этими государствами?
_______________________________
____________________________________________________________________________
14. В борьбе с космическим мусором
Согласно данным очередного отчета НАСА, за первый квартал 2015 года количество мусора на околоземной орбите серьезно увеличилось: число объектов искусственного происхождения, отслеживаемых специалистами, выросло с 12743 до 13897 единиц.
На сколько единиц возросло количество космического мусора?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15. Сосчитайте, сколько человек побывало в космосе, если американцев было 332, 116 — из России/СССР, по 10 из Китая и Германии, по 9 из Франции, Канады и Японии, 6 из Италии, по 2 из Бельгии, Нидерландов и Болгарии и по 1 из еще 24 стран.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________