Урок литературы 5 класс по теме «Литература как искусство слова»
Сценарий первого урока литературы в 5 классе
«Литература как искусство слова»
Наверное, каждый учитель-предметник сталкивался с такой проблемой: как интересно и с пользой провести первый урок в пятом классе, чем увлечь ребят. Предлагаю сценарий такого урока литературы.
Уроку предшествует небольшая подготовительная работа: перед каникулами ребята получили задание в течение каникул сохранить какой-то предмет, рассказывающий о ярком летнем впечатлении. Заранее в классе на подоконнике освободила место и приклеила на стекло вывеску «Музей лета». Накануне урока родители принесли арбузы.
- Слово учителя
Ребята, сегодня ваши родители приготовили угощение, решив порадовать вас. Налетайте. (Арбузы нарезали кубиками и разложили по кружкам работники столовой). Редкий ребенок не любит арбуз, поэтому жуют с удовольствием. Класс начинает наполняться запахом арбуза.
Ребята, а чем пахнет лето? С какими запахами оно у вас ассоциируется?
- Послушайте, чем пахнет лето для поэта Натальи Анишиной. Читаем. Подмечаем новое, то, о чем не сказали.
ЧЕМ ПАХНЕТ ЛЕТО
Лето пахнет земляникой,
Тёплым дождиком, клубникой.
Пахнет лето огурцами
И душистыми цветами,
Серебристою рыбёшкой,
И прохладною окрошкой.
Лето пахнет синим морем,
Хвойным лесом, чистым полем,
Яблоками и грибами,
И созревшими хлебами,
А ещё пчелиным мёдом,
Увлекательным походом,
Мятой, клевером, полынью,
Ароматом груш и дыни.
Много запахов у лета,
Не расскажешь до рассвета,
Лето очень вкусное
И ничуть не грустное.
3. Да, лето дарит нам много впечатлений, и они остаются с нами в запахах, которые мы знаем и любим, звуках, которые узнаем из тысячи других, предметах, которые мы привозим из тех мест, где отдыхали.
Расскажите о тех предметах, которые дороги вам как воспоминание об этом лете.
После выступления все предметы раскладываются ребятами на подоконнике, остаются на какое-то время в классе, в импровизированном музее лета.
4. Анализ стихотворений о лете.
Посмотрим, какое оно, лето, у поэтов. Каким запомнилось лето нашим российским поэтам.
Летним утром
Тихо, тихо, ни души,
Только шепчут камыши,
Только плавают неслышно
Краснопёрки и ерши.
Не спеши, не мельтеши,
Свежим ветром подыши,
Летним утром возле речки
Зори больно хороши!
Ирина Токмакова
Какое лето? Благодаря чему вы его видите таким?
5. Введение понятия «литературный образ, художественный образ». Образ лета создается благодаря звукописи (преобладанию шипящих звуков).
6. В этом году лето было необычайно жарким. Послушайте стихотворение Эммы Бицоевой.
Среди двора стоит Жара,
Стоит и жарится с утра.
Залезешь в глубину двора -
И в глубине стоит Жара.
Жаре давно уйти пора,
Но всем назло стоит Жара.
Сегодня, завтра и вчера
Везде Жара, Жара, Жара...
Ну неужели ей не лень
Стоять на солнце целый день?
Какой образ лета создан Эммой Бицоевой? Благодаря чему? (повторы слова «жара», формы слова, однокоренные слова создают образ жаркого лета)
7. Как же называется искусство, которое создает художественные образы с помощью слова? Конечно, это литература.
8. Работа с учебником под редакцией В.Ф.Чертова (стр.3-4) Закрепляются понятия «литература», «художественный образ».
Кроме образа времени года, какие еще образы созданы в литературе? Приведите примеры (стр.5)
9. Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Ваши летние воспоминания останутся с вами, предметы нашего музея будут напоминать вам о летних каникулах.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру, начинающуюся словами «Если бы я откусил кусочек лета…»
лето
PPTX / 976.07 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Литвиненко Светлана Юрьевна