Краткосрочный план урока литературы по теме «М. Цветаева. Лирика» для 11 класса
Тема урока: М.И. Цветаева. Лирика.
11 класс
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М. Цветаевой,
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Цветаевой; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
- Развивающие: активизировать коммуникативные навыки учащихся; развивать навыки монологической речи и выразительного чтения стихотворений;развивать умение работать в группе.
- Воспитательные: воспитание нравственных чувств учащихся.
Оборудование: презентация, тексты стихотворений М.И. Цветаевой, таблица для заполнения биографических данных поэтессы.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Стадия вызова:
1.Чтение стихотворения учителем.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
– Послушайте!– Еще меня любите
За то, что я умру.
2. Определение темы урока:
- Вы узнали поэта, написавшего это стихотворение?
- Наш сегодняшний урок мы посвятим поэзии Марины Ивановны Цветаевой.
3. Постановка цели урока.
- Подумайте, что вы хотите узнать на уроке, чему хотите научиться, что понять. Заполните таблицу в тетрадях. (На доске таблицы «знать», «уметь», «понимать»).
- Знать биографию М.И.Цветаевой.
- Уметь анализировать стихотворения поэтессы.
- Понимать, какое значение имеет лирика Цветаевой в русской литературе.
III. Стадия осмысления:
1. Слово учителя.
- Наш урок пройдет в форме литературной конференции. На любой конференции обязательно выступает докладчик. Наш докладчик познакомит вас с основными этапами жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой. Ваша задача – заполнить бланки с биографическими данными (Приложение 1)
2. Выступление ученика (Биография Цветаевой).
(презентация)
3. Анализ стихотворения.
-Любой поэт задумывается над тем, какое значение имеет поэзия, кем является поэт в обществе. Не исключение и М.И.Цветаева. обратимся к ее стихотворению «Поэт» и попытаемся узнать, какой образ поэта создала Цветаева.
(выразительное чтение стихотворения учащимся)
- Выделите ключевые слова в каждой строфе данного произведения
(слайд 11).
- Опишите, какой образ поэта предстал перед нами. (слайд 12)
4. Физминутка.
-Закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь и попробуйте представить себе картины, прозвучавшие в этом стихотворении.
-(исполнение песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)
5. Работа в группах.
-К какой теме можно отнести прослушанную вами песню?
-Лирика Цветаевой разнообразна. В ней выделяется несколько тем и мотивов. (слайд13). Мы обратимся только к некоторым из них. У каждой группы на столах лежат стихотворения. Прочитайте их. Определите тему стихотворений. Ответьте на предложенные вопросы. Сделайте выводы. (слайд 14)
(В это время два человека будут работать индивидуально.)
Задания для 1-й группы.
- Проанализируйте данные стихотворения (Приложение 2).
Ответьте на следующие вопросы:
1) Какая тема объединяет эти стихотворения? (Тема Родины)
2) Какой видит Родину Цветаева?
Задания для 2-й группы.
- Проанализируйте стихотворение Цветаевой «Маме». (Приложение 2)
1)Проглядывается ли в стихотворении портрет мамы?
2) С какими образами сопоставляется образ матери в поэзии Цветаевой?
Задание для 3-й группы.
- Сравните стихотворения. (Приложение 2).
1) Какой образ их объединяет?
2) Может ли этот образ жить в неволе?
Задание для 4-й группы.
- Познакомьтесь со стихотворениями (приложение 2).
1) Как воспринимает любовь героиня?
2) С каким образом связан образ любви? Почему?
3) Какое настроение пронизывает стихотворения Цветаевой о любви?
6. Задания для индивидуальной работы.
- Охарактеризуйте лирическую героиню Цветаевой. Как вы понимаете слова «Тот краше, кто жарче страдал»?
Покажите предчувствие надвигающихся страшных перемен в стихотворении 1916 года «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»
Вы дома знакомились со стихотворениями Цветаевой. Какие стихотворения вас привлекли и чем?
IV. Итог урока:
- Что дает нам изучение лирики Цветаевой?
(Лирика М.И.Цветаевой помогает увидеть безмерную любовь к родине, ко всему, что нас окружает, стремление к свободе.)
- В истории отечественной литературы поэзия М.Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому так влечет к себе читателя. (слайд15)
V. Рефлексия.
- Перед вами таблица. Подумайте, что привлекло вас в уроке, что заинтересовало, а что вызвало трудности.
п м и
П – то, что понравилось, удалось на уроке;
М – то, что не понравилось, показалось скучным, бесполезным;
И – любопытные факты, хотелось бы узнать.
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Цветаевой наизусть по выбору.
VII. Оценивание
Куборева Антонина Павловна