Краткосрочный план урока литературы по теме «М. Цветаева. Лирика» для 11 класса

2
1
Материал опубликован 28 December 2016

Тема урока: М.И. Цветаева. Лирика.

11 класс

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М. Цветаевой,

Задачи:

- Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Цветаевой; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

- Развивающие: активизировать коммуникативные навыки учащихся; развивать навыки монологической речи и выразительного чтения стихотворений;развивать умение работать в группе.

- Воспитательные: воспитание нравственных чувств учащихся.

Оборудование: презентация, тексты стихотворений М.И. Цветаевой, таблица для заполнения биографических данных поэтессы.

 

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Стадия вызова:

1.Чтение стихотворения учителем.

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

 

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

 

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все – как будто бы под небом

И не было меня!

 

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

 

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

– Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

 

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! –

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

 

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто – слишком грустно

И только двадцать лет,

 

За то, что мне прямая неизбежность –

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

 

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

– Послушайте!– Еще меня любите

За то, что я умру.

2. Определение темы урока:

- Вы узнали поэта, написавшего это стихотворение?

- Наш сегодняшний урок мы посвятим поэзии Марины Ивановны Цветаевой.

3. Постановка цели урока.

- Подумайте, что вы хотите узнать на уроке, чему хотите научиться, что понять. Заполните таблицу в тетрадях. (На доске таблицы «знать», «уметь», «понимать»).

- Знать биографию М.И.Цветаевой.

- Уметь анализировать стихотворения поэтессы.

- Понимать, какое значение имеет лирика Цветаевой в русской литературе.

III. Стадия осмысления:

1. Слово учителя.

- Наш урок пройдет в форме литературной конференции. На любой конференции обязательно выступает докладчик. Наш докладчик познакомит вас с основными этапами жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой. Ваша задача – заполнить бланки с биографическими данными (Приложение 1)

2. Выступление ученика (Биография Цветаевой).

(презентация)

3. Анализ стихотворения.

-Любой поэт задумывается над тем, какое значение имеет поэзия, кем является поэт в обществе. Не исключение и М.И.Цветаева. обратимся к ее стихотворению «Поэт» и попытаемся узнать, какой образ поэта создала Цветаева.

(выразительное чтение стихотворения учащимся)

- Выделите ключевые слова в каждой строфе данного произведения

(слайд 11).

- Опишите, какой образ поэта предстал перед нами. (слайд 12)

4. Физминутка.

-Закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь и попробуйте представить себе картины, прозвучавшие в этом стихотворении.

-(исполнение песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)

5. Работа в группах.

-К какой теме можно отнести прослушанную вами песню?

-Лирика Цветаевой разнообразна. В ней выделяется несколько тем и мотивов. (слайд13). Мы обратимся только к некоторым из них. У каждой группы на столах лежат стихотворения. Прочитайте их. Определите тему стихотворений. Ответьте на предложенные вопросы. Сделайте выводы. (слайд 14)

(В это время два человека будут работать индивидуально.)

Задания для 1-й группы.

- Проанализируйте данные стихотворения (Приложение 2).

Ответьте на следующие вопросы:

1) Какая тема объединяет эти стихотворения? (Тема Родины)

2) Какой видит Родину Цветаева?

Задания для 2-й группы.

- Проанализируйте стихотворение Цветаевой «Маме». (Приложение 2)

1)Проглядывается ли в стихотворении портрет мамы?

2) С какими образами сопоставляется образ матери в поэзии Цветаевой?

Задание для 3-й группы.

- Сравните стихотворения. (Приложение 2).

1) Какой образ их объединяет?

2) Может ли этот образ жить в неволе?

Задание для 4-й группы.

- Познакомьтесь со стихотворениями (приложение 2).

1) Как воспринимает любовь героиня?

2) С каким образом связан образ любви? Почему?

3) Какое настроение пронизывает стихотворения Цветаевой о любви?

6. Задания для индивидуальной работы.

- Охарактеризуйте лирическую героиню Цветаевой. Как вы понимаете слова «Тот краше, кто жарче страдал»?

Покажите предчувствие надвигающихся страшных перемен в стихотворении 1916 года «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»

Вы дома знакомились со стихотворениями Цветаевой. Какие стихотворения вас привлекли и чем?

IV. Итог урока:

- Что дает нам изучение лирики Цветаевой?

(Лирика М.И.Цветаевой помогает увидеть безмерную любовь к родине, ко всему, что нас окружает, стремление к свободе.)

- В истории отечественной литературы поэзия М.Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому так влечет к себе читателя. (слайд15)

V. Рефлексия.

- Перед вами таблица. Подумайте, что привлекло вас в уроке, что заинтересовало, а что вызвало трудности.

п м и

П – то, что понравилось, удалось на уроке;

М – то, что не понравилось, показалось скучным, бесполезным;

И – любопытные факты, хотелось бы узнать.

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Цветаевой наизусть по выбору.

VII. Оценивание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация к уроку литературы по теме "М.Цветаева. Лирика." для 11 класса

28 December 2016