Урок-экскурсия по литературе «А. Ахматова и Петербург»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА- ЭКСКУРСИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«АХМАТОВА И ПЕТЕРБУРГ»
| |
Тема: «Ахматова и Петербург»
(урок – экскурсия)
Цели:
помочь учащимся представить себе картины родного города, воспроизведенные А.А. Ахматовой, понять их значение в жизни поэта, проникнуться эмоциями А.А. Ахматовой;
развивать умение анализировать стихотворения;
развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;
вызвать интерес к творчеству А.А. Ахматовой;
вырабатывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
фотографии мест Петербурга, связанных с именем А.А. Ахматовой;
аудиозапись с музыкальным сопровождением.
Эпиграф:
«Разлучение наше мнимо: я с тобою неразлучима»
Ход урока.
Сообщение темы и цели. Слово учителя.
Учитель. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Каким же предстает перед нами Петербург А.А. Ахматовой?
Вся жизнь Анны Андреевны Ахматовой была связана с Санкт-Петербургом-Петроградом и Ленинградом, который она называла «пышным гранитным городом славы и беды».
«В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье «Анна».
Сладчайшее для губ людских и слуха.»
«Анной Всея Руси» назовет её потом Марина Цветаева. Ей посвящали стихи Блок и Пастернак, ее портреты писали лучшие художники времени. Каждый видел в ней свое. «Музу плача» ― Цветаева. «Негодующую Федру» ― Осип Мандельштам. Французский композитор Артур Лурье ― «Женщину в превосходной степени».
Сорок с лишним лет, прожитых при советской власти, гибель любимых, друзей, арест сына, многолетняя травля не смогли совладать с благородной величавой осанкой этой женщины, поражающей поистине королевским пренебрежением к тяготам своей страшной жизни. В ней была та души высокая свобода, которая позволяла ей не гнуться под гнетом «бед и обид».
Ей было дано победить время…
Представление исследовательских работ учащихся.
Учитель. Но у каждого классика - свой Петербург.
Петербург Пушкина. Каков он? ( Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника».)
Петербург Гоголя. ( Сообщение о Петербурге Гоголя.)
Петербург Достоевского. ( Сообщение о Петербурге Достоевского.)
Петербург А.А. Ахматовой
Учитель. Почти вся жизнь и творчество Анны Ахматовой связаны с городом на Неве. Собрание ее сочинений может быть прочитано как своеобразный путеводитель по Ленинграду и его пригородам. Фонтанный дом, Мраморный дворец, аллеи пушкинских парков - это и место действия, и одновременно среда обитания человека, наделенного богатством чувств, мыслей, философа, который хочет понять и себя и других.
Ученик 1 Как же изучить этот город, чтобы он стал понятным каждому, кто живёт в нём? Это очень просто: открыть сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, где в в любом стихотворении можно обнаружить строки, посвящённые Петербургу. Её стихи открывают нам этот величественный город.: и старый Петербург, и Петроград, и Ленинград.
Город в стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург-один из главных героев лирики Ахматовой. Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём . Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри. В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.
Внимание к подробностям и деталям пейзажа становится особенностью стихов Ахматовой. Для неё -город, "горькой любовью любимый", Нева, Фонтанка, Невский, каналы и дома-места обитания её духа:
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.("Стихи о Петербурге"
Ученик 2 Именно в Петербурге происходят главные события любой драмы Ахматовой. Город в её стихах-не фон событий, а участник всего происходящего. Воспоминания любви в стихах непременно перекликаются с образом города. Это единство города и переживаний Ахматовой становится особенностью, чем-то новым, что внесла Ахматова в тему Петербурга
Учитель Доходный дом Мясникова, Тучков переулок 17
В Тучковом переулке у набережной Малой Невы есть дом, в котором два великих русских поэта - Анна Ахматова и Николай Гумилев - провели первые годы совместной жизни.
В этом доме заводчика И.С. Мясникова Ахматова и Гумилев снимали квартиру номер 29. Как вспоминает Ахматова, это была простая студенческая комната (Николай Степанович в 1912 году, вернувшись из Сорбонны, стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета). Своё первое семейное гнездо молодожёны нежно называли «Тучкой», от наименования переулка. В этой квартире на Васильевском острове жилось весело, романтично, беспечально... Гумилев уже прославился как автор «Пути конквистадоров», а в 1913 году вышла его программная статья «Наследие символизма и акмеизм», Ахматова публикует первую книгу стихов «Вечер». Кто-то из гостей как-то раз, застав Ахматову и Гумилёва за просмотром журналов, спросил: «Что о вас пишут?» Муж гордо отчеканил: «Бранят». А жена, скромно потупившись, произнесла: «Хвалят…» Здесь проходили заседания «Цеха поэтов». В этой квартире 1 октября 1912 года рождается их сын Левушка. Отсюда она проводит мужа, ушедшего добровольцем на Первую мировую войну. Анна Ахматова этого периода жизни запечатлена на знаменитом портрете работы Альтмана, хранящемся сейчас в Русском музее. Об этом коротком светлом фрагменте своей жизни в Тучковом переулке Ахматова чуть позже напишет в стихотворении «Эпические мотивы»: «О, зимние таинственные дни, И милый труд, и легкая усталость, И розы в умывальном кувшине!» Сам переулок вел к набережной Малой Невы, еще не закованной в гранит. И по сонной невской воде деловитые буксиры тянули бесконечные баржи с грузами... О внутреннем убранстве квартиры Ахматова кратко напишет в «Листках из дневника»: «Это была просто студенческая комната Николая Степановича, где и сидеть-то было не на чем». Однако у каждого из супругов была своя комната - «голубая» у Ахматовой, «коричневая» у Гумилёва.
В 1913 году «Королева-бродяга» уедет отсюда, оставив сына на попечение матери Гумилёва, навстречу новой жизни. А Гумилёв вернется в этот дом уже после революции, офицером и кавалером Георгиевского креста 2, 3 и 4 степени. Сейчас о пребывании в этом доме семьи поэтов свидетельствует мемориальная доска.
Ученик Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Как рано я из дома выходила,
И часто по нетронутому снегу,
Свои следы вчерашние напрасно
На бледной, чистой пелене ища,
И вдоль реки, где шхуны, как голубки,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют,—
Я подходила к старому мосту. (Эпические мотивы)
Учитель Служебный корпус Мраморного дворца, ул. Миллионная,5
В 1880-е годы к знаменитому Мраморному дворцу на Миллионной добавили служебный корпус с конюшнями, каретнями, помещениями для прислуги и манежем. Именно в этом здании, в квартире супруга, жила с 1918 года Анна Ахматова.
В квартирке флигеля, без уборной, водопровода, и почти без электричества (его в те годы давали нечасто и ненадолго) поэтесса поселилась со своим вторым мужем, историком, музейным работником, поэтом Владимиром Шилейко. Голод и холод тех лет, полное запустение в городе, когда Марсово поле, на которое выходило одно из двух окон их квартиры, превращалось на лето в огород, в полной мере коснулось семьи. Самым унизительным, как вспоминала сама поэтесса, было выбегать на улицу и просить прикурить у случайного прохожего - спичек не было... Не было продуктов и посуды. Кто-то из знакомых заметил ее на рынке, торгующей вонючей селедкой, которую писателям выдавали иногда в качестве пайка. Можно ее было увидеть и роющей по распоряжению большевиков окопы. К этому можно добавить болезнь и болезненную ревность мужа ко всему, даже к ее стихам, рукописями которых он растапливал самовар. Естественно, что этот период их жизни закончился разводом. Во дворе дома сейчас можно увидеть памятник «императору-миротворцу» Александру III. В советские годы на месте скульптуры стоял броневик. Существует легенда, что именно с этого броневика выступал со своей пламенной речью Ленин.
Ученик
А мы живём торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налёту ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь, -
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.(" Ведь где-то есть простая жизнь и свет")
Учитель Дом Пашкова, Набережная реки Фонтанки, 18
Дом на Фонтанке, 18 - один из адресов «бездомной» Анны Ахматовой. Здесь, в квартире подруги Ольги Судейкиной и ее очередного мужа композитора и комиссара Артура Лурье, она прожила больше года.
Дом Пашковых на Фонтанке имеет и второе название - особняк Левашова. Все дело в том, что дочь обер-гофмейстера Пашкова, которому принадлежал дом, вышла замуж за генерала Левашова, а особняк достался по наследству их семье. Некоторое время здесь находилась контора кирпичного завода Левашовых, а сам завод - на месте нынешней железнодорожной станции Левашово. Когда-то в одной из квартир особняка жил известный врач и педагог Петр Францевич Лесгафт, именем которого назван петербургский университет физкультуры. До 1918 года здесь же находилась редакция журнала «Русская старина». Наконец, в 1921-м в особняк переехала Анна Андреевна Ахматова. Своего жилье у поэтессы не было, она жила у супругов Артура Лурье и Ольги Судейкиной. Хотя Лурье многие не любили, но в их квартире бывали Мандельштам, Сологуб, Петров-Водкин и другие представители петербургской богемы. Ахматова писала для Лурье либретто блоковской «Снежной маски», а когда в 1922 году композитор сбежал за границу, Анна провожала его на пристани. Артур умолял ее приехать, но они больше никогда не виделись. После его отъезда Ахматова еще год жила по этому адресу. Дом Пашковых в стиле классицизма на Фонтанке, 18 стоит и теперь, сейчас в нем находится детская художественная школа.
Ученик
Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной!
Белее сводов Смольного собора
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.( "Тот голос, с тишиной великой споря")
Учитель Особняк Нарышкиной, ул. Чайковского 7
Это здание построил в 1841-1843 годы Г.Э. Боссе, один из лучших петербургских архитекторов позапрошлого века. Из этого дома в 1920 году Анна Андреевна впервые спешила по утрам на государственную службу - она была делопроизводителем в факультетской библиотеке Агрономического института.
На улице Чайковского (бывшей Сергиевской) в доме номер семь Анна Ахматова провела год своей жизни: с 1920 по 1921. Тогда она ушла от своего второго мужа Шилейко и переехала из их квартирки в Мраморном дворце. Новое жилье ей предоставили по месту службы - первому и единственному в ее жизни. В тот год она устроилась сотрудником библиотеки Аграрного института, который открылся в бывшем Императорском училище правоведения, выпускниками которого были П.И. Чайковский и А.Н. Апухтин. От работы ей предоставили квартиру в бывшем дворце князей Волконских. Через год ее уволили по сокращению штатов. В голодное время Ахматова часто ездила в Царское село к подруге Наталье, жене комиссара Рыкова, возвращалась на электричке с мешками овощей, иногда даже привозила уголь для самовара. В тот год Ахматова пережила несколько смертей близких ей людей: был расстрелян ее первый муж Николай Гумилев, умер брат, от тяжелой болезни скончался А.А. Блок, на смерть которого она написала стихи. В этом доме она последний раз увиделась с Гумилёвым, и когда он уходил от нее по темной скользкой лестнице, сказала вслед пророческие слова: «По такой лестнице только на казнь ходить…» Через пять дней его арестовали, а менее, чем через два месяца расстреляли по сфабрикованному ЧК обвинению.
Ученик За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.
Ученик 3 Дом Баура, Набережная реки Фонтанки, 2
Это здание, называемое «дом Баура», для поклонников русской поэзии навсегда останется одним из «домов Ахматовой», а шестое от угла окно первого этажа, выходящее на Неву – окном, в которое так часто смотрела поэтесса.
Квартира на набережной реки Фонтанки в доме номер два, где в 1924 году жила Анна Ахматова, принадлежала не ей, а ее неизменной подруге Ольге Судейкиной. Ольга была не только актрисой, но и великолепным скульптором-кукольником, и квартиру получила как художник фарфорового завода. Здесь подруга выделит Анне небольшую узкую комнату с окном на Неву - сейчас из него можно видеть крейсер «Аврора». Кстати, офицером на этом крейсере служил брат Ахматовой, который чудом спасся и эмигрировал в Америку. Оттуда он написал сестре десять писем - Ахматова ответила только на последнее, перед смертью. Вход в квартиру был со двора - по тринадцати разрушенным ступеням поднималась туда женщина с королевской осанкой, в черном старомодном шелковом платье, белых чулках, черных туфлях и белом платке через плечо - это был весь ее гардероб в то время. К подругам приходили в те дни Сологуб, Замятин, Петров-Водкин, присылал огромные букеты невероятно популярный тогда прозаик Борис Пильняк, многие годы влюбленный в Ахматову. Живя в этом доме она написала последние - вплоть до сорокового года - опубликованные стихи «Новогодняя баллада» и «Лотова жена». В этот дом нагрянули однажды пьяные Есенин и Клюев. И, когда Клюев уснул поперек ахматовской кровати, Есенин, неожиданно трезво начал ругать власть и всё, что творилось вокруг. А на следующий день, повстречавшись с Ахматовой на улице, лишь приложил два пальца к цилиндру, приветствуя ту, чьим мнением он совсем недавно так дорожил. Возле этого дома она столкнется с Маяковским, который восхищался ее стихами, а через два года объявит ее и Мандельштама «внутренними эмигрантами». Это было время прощаний: кто-то эмигрировал, кого-то казнили, а кто-то открыто отрекался от вчерашних друзей и кумиров. Так умирал Серебряный век...
Учитель Фонтанный дом
Фонтанным домом южный флигель Шереметьевского дворца называла поэтесса Анна Ахматова, его самая известная обитательница.
Больший и самый трудный период жизни Анна Андреевна провела в южном флигеле дворца графа Шереметева, известном ныне как Фонтанный дом. С Шереметевским дворцом связано не одно выдающееся имя: так, памятник «Прасковья Жемчугова» во дворе напоминает о крепостной приме графского театра. Здесь Пушкин позировал Оресту Кипренскому в его мастерской, и его присутствие в доме было чрезвычайно важно для Ахматовой, которая переехала сюда в 1926 году, выйдя замуж за искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина.
До того «бездомная» Ахматова обрела здесь свой угол на целых тридцать лет. После расставания с Пуниным в 1938 году она просто сменила комнату и осталась жить в Фонтанном доме. Тяжёлые годы лишений, террора, запрета на публикации закончились для Ахматовой творческим расцветом в 1940 году, когда у неё было написано уже более тридцати произведений. Многие из них для сохранности были выучены наизусть друзьями, так как рукописи были в то время ненадёжны. В эту же квартиру вернулась Ахматова после эвакуации в 1944 году, а в соседней комнате поселился её вернувшийся с войны сын Лев Гумилёв. Здесь сложилась миссия Анны Андреевны как хранителя дореволюционной русской культуры, которую она передавала новым талантам.
Сейчас в мемориальной квартире № 44 расположен музей (открылся к столетию Ахматовой в 1989 году).
Ученик 1 Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою,
За версту я обойду
Ленинградскую беду.
Я не взглядом, не намёком,
Я не словом, не попрёком,
я земным поклоном
В поле зелёном
Помяну.( " Причитание")
Ученик 2
Ты мой грозный и мой последний,
Светлый слушатель тёмных бредней,
Упованье, прощанье, честь.
Предо мной ты горишь, как пламя,
Надо мной ты стоишь,как знамя,
И целуешь меня, как лесть, Положи мне руку на темя, -
Пусть теперь остановится время
На тобою данных часах...
4.Чтение наизусть стихотворений А.А. Ахматовой о Петербурге по выбору учащихся.
5. Самостоятельная работа – составление плана к теме «Ахматова и Петербург».
6. Заключительное слово учителя
Многие поэты и прозаики писали про этот прекрасный и до сих пор неразгаданный город.
Достоевский, Некрасов, Блок посвящали свои произведения Петербургу. Но для них город был лишь местом обитания, а для Ахматовой Петербург явился предметом любви, именно ему она посвятила всё своё творчество.
Источники информации:
1. Найман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой; предисл. А. Наймана;. - Москва: АСТ: Зебра Е, 2008. - 237 с.; 32 с. вкл... - (Знаки времени). - ISBN 978-5-94663-537-1
2. Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Русская мысль. № 7. 1915.
3. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. -- М.: Высш. шк., 1991.
4. Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания. / Сост.: М. М. Кралин. - Л.: Лениздат, 1990. - 576 с.
Интернет ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://liceybiblio.amoti.ru/bunin_i___gospodin_iz_san_francisko_