12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2813
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич

Тема: Если душа родилась крылатой

Задачи:

  • формировать у детей интерес к литературе;
  • создать условия для развития любознательности, вежливости, воспитанности;
  • расширить кругозор учащихся;
  • повышать моральный и эстетический уровень учащихся.

Ход занятия

Здравствуйте, садитесь! И вновь мы совершим путешествие в страну Литературию. Познакомимся с человеком с крылатой душой – М.И.Цветаевой.

Закинув голову и опустив глаза,

Пред ликом господа и всех святых – стою.

Сегодня праздник мой, сегодня – суд.

Сонм юных ангелов смущён до слёз.

Бесстрастны праведники. Только ты

На тронном облаке глядишь как друг.

Что хочешь спрашивай. Ты добр, ты стал,

И ты поймёшь, что с этаким в груди

Кремлёвским колоколам лгать нельзя.

 

И ты поймёшь, как страстно день и ночь

Боролись Промысел и Произвол

В ворочающей жернова – груди.

Так смертной женщиной опущен взор,

Так, гневный ангелом – закинут лоб.

В день благовещенья, у Царских врат

Перед лицом твоим – гляди! – стою.

Любовь – вторая? И в судорогах и в гробе

Насторожусь – прельщусь смущусь – рванусь.

О, милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь…

 

Нет, выпростаю руки, - стан упругий

Единым взмахом у твоих пелен,

Смерть, выбью – вёрст на тысячу в округе

Растоплены снега и лес спален.

И если всё ж – плеча, крыла, колена?

Сжал – на погост дала себя известь,-

То лишь затем, чтобы, смеясь, над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть.

Звучит 1-я часть Концерта № 2 С.Рахманинова

М. Ц.: Вся моя жизнь – роман с собственной душой.

А. Э.: Моя мать – Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом 168 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии. Легки и стремительны её движения. Строгая, стройная осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».

Волосы её, золотисто-каштановые в молодости, вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучаемого её лицом, светлы и немеркнущие были глаза – зелёные, цвета винограда.

Черты лица и контуры его были точны и чётки: никакой расплывчатости, нечего недодуманного мастером. Лицо было полно настоящего внутреннего движения, потаённой выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём.

Руки были крепкие, тёмные, трудовые. Голос девически высок, звонок, гибок. Речь сжата, реплики – формулы. Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента. Была блестящим рассказчиком. Читала темпераментно – самое сложное мгновенно прояснялось в её исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь её, сама предлагая – «хотите, я вам прочту стихи?» - всю жизнь была велика и неодолима? её потребность в читателях, в слушателях.

Была действительно добра и щедра, спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним она не обладала.

Не отвергала моду, как некоторые поверхностные её современники, но не имела возможности следовать ей, брезгливо избегала нищих под неё подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.

Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна. Снисходительна к чужим, с ближних – друзей, детей – требовала как с самой себя. Непомерно.

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано. С природой была связана поистине кровными узами, любила её – горы, скалы, лес – языческой обожествляющей любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала, что делать. Просто любоваться им она не умела.

С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.

Ненавидела быт – за неизбывностью его, за то, что пожирает время, необходимое для основного.

Считалась с юностью, чтила старость.

К людям труда относилась – неизменно – с глубоким уважением собрата. Праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство. Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.

Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Возьмите стихи – это и есть жизнь поэта.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина.

Я – бренная пена морская…

Её вести? можно только на контрастах, т.е. на всеприсутствии всего. Либо – брать часть. Но не говорить, что эта часть - все я - поэтов, а как это всё в ней спелось – это уже её тайна.

Что другим не нужно - несите мне!

Всё должно сгореть на моём огне1

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В лёгкий дар моему огню…

(Чтение стихотворений:

«Вы, идущие мимо меня…», «Я знаю правду…»,

«Если душа родилась крылатой…»)

 

Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа – есть всё – всюду – вечно.»

М.И.Цветаева

Её судьба была жестока с ней: после краткого мига юности с запахом роз, встречей с С.Эфроном, начинается чёрная полоса – годы страданий, унижений в эмиграции, после возвращения в Россию - расстрел мужа, потом дочери, отсутствие работы – в конце концов заставила переступить черту жизни и смерти, выбрав вечное. М.И.Цветаева в своих стихах оказалась пророком, она верила, что когда-то её поэзия будет дорога потомкам.

(Звучит стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…)

До свидания!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.