Занятие «Даже если...» (9–11 класс)
План-конспект занятия для подростков по формированию жизнестойкости.
«Даже если…»
Составила педагог-психолог
МБОУ гимназия № 14 г. Ейска: О.В. Лопата
Задачи:
1. Развивать умение нестандартно реагировать на любые жизненные ситуации;
2. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям; повышение самооценки учащихся.
3. Воспитывать в детях чувство уверенности, жизнелюбия, желание прийти на помощь другу.
Оборудование: Мультимедийный проектор, музыка, цветные полоски, степлер или клей, цветные карандаши, листы бумаги по количеству детей.
Ход занятия:
1.Упражнение «Я люблю…, Я хочу…, Я умею…»
Участники называют своё имя и продолжают фразы, предложенные психологом.
Обсуждение. Легко ли было отвечать на вопросы? Что вы чувствовали при этом?
Продолжить фразу: Жизнь – это …
В основе жизни лежит борьба. Борьба за знания, чувства, за конкретного человека и т.п. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может преодолеть все страхи и тревоги. И последующее существование складывается согласно этому предположению. Кому-то это дается легко, кому-то сложно, но в любом случае человек получает какой-то опыт и продолжает жить дальше.
2.Упражнение «Даже если…», «В любом случае…»
Участники разбиваются по парам. Один из пары читает и заканчивает фразу с проблемной ситуацией, второй читает и заканчивает фразу с положительным разрешением этой ситуации. Например: «Даже если я получу двойку. В любом случае я смогу ее исправить».
3.Упражнение «Рисуем деревья» (Н.Н. Амбросьева)
В одной сказочной стране жили-были добрая фея и злая колдунья. В конце каждого года и фея и колдунья делали подсчеты, подводили итоги. Фея подсчитывала, сколько добрых дел за год сотворили жители сказочной страны, а колдунья - сколько на их счету злых дел. И вот как-то подводя итоги. Колдунья осталась очень недовольной. 3650 добрых дел и всего лишь одна маленькая пакость. Она решила отомстить, извести, сжить со свету жителей сказочной страны, раз они не хотят делать пакости, творить злые дела. Чары злой колдуньи действовали всего лишь одну неделю в году. И сейчас было ее время. Добрая фея, узнав про замыслы колдуньи, превратила всех жителей сказочной страны на некоторое время в деревья. Тем самым спасла им жизнь. Мы с вами сейчас закроем глаза и представим, что на время мы гоже превратились в деревья.
УПРАЖНЕНИЕ
Вдохните глубоко, выдохните, закройте глаза. Постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев. Покажите легкими движениями, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю зимой трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Потянитесь бережно друг к другу руками-ветками, мальчиками-листочками.
Попробуем вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Представьте, что вы стоите все вместе в одном кругу, очень близко друг к другу. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветки тянутся вверх. Переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества. На счет семь открываем глаза. Глубоко вдохнули, выдохнули.
На листе бумаги нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации, (работы вывешиваются на доске).
Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица. Может быть, вам помогут вопросы:
Где твоему дереву хотелось бы расти: одному на опушке или среди других деревьев?
Есть ли у него друзья и враги?
Боится ли чего-нибудь это дерево?
Грозят ли ему какие-либо опасности?
О чем мечтает это дерево?
Какое настроение у твоего дерева?
Это дерево скорее счастливое или несчастное?
Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?
За что его любят люди?
Что снится дереву?
Какой бы подарок его обрадовал?
Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?
Напишите историю на листочке, (листочки с историями прикрепляются к рисункам)
Истории зачитываются вслух. Подводятся итоги.
4.Упражнение «Ожерелье Силы».
(Заранее необходимо подготовить полоски цветной бумаги шириной 1-2 см разного цвета, несколько степлеров со сменными скобами или клей).
Сейчас я предлагаю вам изготовить волшебный амулет, который поможет вам в трудные минуты жизни. Участникам предлагается создать Ожерелье Силы по типу новогодней гирлянды.
Сначала на каждой полоске бумаги участники пишут по одному своему сильному качеству, затем, продевая одно кольцо бумаги в другое, создают Ожерелье Силы. Кольца закрепляются степлером или клеем. Включаясь в творческий процесс создания ожерелья, участники актуализируют собственные внутренние ресурсы.
5. Упражнение «Моя опора в жизни»
Участникам предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:
В этом мире есть по крайней мере 3 человека, которые любят тебя.
Как минимум 15 человек в большей или меньшей мере любят тебя.
Одна твоя улыбка обрадует кого-то, даже если он не любит тебя.
Каждую ночь кто-то думает о тебе перед тем, как лечь спать.
Для кого-то ты – целый мир.
Кто-то не мог бы жить без тебя.
Ты особенный и неповторимый человек.
Кто-то, о ком ты даже не знаешь, любит тебя.
Даже когда ты совершаешь самую большую глупость, из этого получается что-то хорошее.
Когда ты хочешь чего-то, но думаешь, что не сможешь этого добиться, ты скорее всего этого не добьешься. Но если веришь в себя, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь.
Вспоминай чаще о комплиментах, которые тебя говорят. Забывай злобные высказывания и насмешки.
6.Упражнение «Пожелание»
Давайте поддержим друг друга добрыми пожеланиями. Каждый из участников пишет на листочках пожелания, и складывают их в шкатулку.
Участники по очереди вынимают из вазы пожелания, написанные на листочках.