Урок литературы в 11 классе по теме «Социально-философская драма М. Горького "На дне"»
Боровикова Г.А.
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ поселка Мариец»
Информационная карта урока литературы в 11 классе по теме:
Социально-философская драма Максима Горького «На дне»
Цели урока: дать начальное представление о социально-философской драме как жанре драматургии на примере пьесы Горького «На дне».
Задачи урока:
- определить философский смысл названия пьесы Горького «На дне»;
- определить составляющие жанра и конфликта в пьесе;
- формировать навыки вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике;
- развивать способность глубоко осмысливать текст;
- повышать мотивацию к познавательной деятельности.
Образовательные технологии: технологии развития критического мышления (стратегии смыслового чтения), технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Методы: деятельностный, частично-поисковый
Приемы: «Ориентиры предвосхищения», работа с ключевыми словами, «Предваряющие вопросы», словарная работа, мозговой штурм, проверочный лист, беседа.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, видеозаписи, раздаточный материал, текст пьесы.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Слайд1
2.Подготовка к изучению темы ( прием «Ориентиры предвосхищения», работа с ключевыми словами, прием «Предваряющие вопросы».)
- Работа учеников с раздаточным материалом: Выделите ключевые слова, характеризующие место действия пьесы ( работают в парах).
Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и , сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу – большая русская печь; в левой – каменной – стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью в стене – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное. За столом, у самовара, квашня – хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него – изодранная картонка из-под шляпы – для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и – рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер. Начало весны. Утро.
- ученики зачитывают ключевые слова и словосочетания
- Что напоминает вам описание ночлежки? ( тюремное помещение)
- К какому приему прибегает автор, чтобы ярче показать место действия? Найдите в тексте и подчеркните ( антитеза: описанию ночлежки противопоставляется время года – начало весны, время суток – утро – ассоциация с пробуждением к жизни.)
- Какая песня звучит в конце последнего действия, очень хорошо и точно характеризующая ночлежку? ( Солнце всходит и заходит… А в тюрьме моей темно!)
- соответствует ли иллюстрация к пьесе тому, что дано в описании места событий в 1 действии? (слайд 2)
3. Работа по теме урока
3.1. Словарная работа
- Какое из значений больше всего подходит к тому смыслу, которое вкладывал Горький в название пьесы?
Значение слова «Дно» в толковом словаре (слайд 3)
дно, дна, ср.
1. Грунт под водой водоёма, реки, моря. Д. реки. Д. океана. Идти ко дну (также перен.: гибнуть).
2. Нижняя часть углубления, выемки. Д. колодца. Д. оврага. Д. котлована.
3. (мн. донья, ьев). Низ, основание сосуда, какого-н. вместилища, а также лодки. На самом дне чемодана. С двойным дном (также перен.: о человеке двуличном, способном вести двойную игру).
4. Верхняя часть твёрдого головного убора. Д. цилиндра, котелка.
5. перен. Среда деклассированных, опустившихся людей. Д. общества. Пьеса М. Горького «На дне».
6. До дна, до конца, полностью. Хлебнуть горя до дна.
7. Глазное дно (спец.) часть внутренней поверхности задней стенки глазного яблока.
8. Вверх дном что (разг.) в полном беспорядке. В доме кавардак, всё вверх дном.
- Как вы понимаете значение слова деклассированный ( ответы детей).
Слайд 4 со значением вышеуказанного слова
ДЕКЛАССИ́РОВАННЫЙ, -ая, -ое; -ан. Утративший связь со своим классом и не примкнувший к другому классу,
не принимающий никакого участия в общественном производстве;
морально опустившийся. Деклассированная личность.
«Дно души» – это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит: снаружи, как себя ни раскрашивай – все сотрется», – констатировал Бубнов, вспомнив яркое, раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое, и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было – было, а остались – одни пустяки...»
3.2. История создания и постановки пьесы (слово учителя или доклад учащегося)
Пьеса "На дне", написанная в 1902 году, была сразу поставлена на сцене МХАТа, переведена на многие европейские языки, спектакли шли не только в Европе, но и в Японии. В 1998 году во Франции прошёл спектакль "На дне", поставленный режиссёром, а актёрами стали люди дна. Спектакль готовили год. Б. Бялик в книге ""На дне" как философская драма", 1977 писал: "В начале 900-х годов голод в деревне совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около30 миллионов крестьян. Потомки голодных хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть."Дно" стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях "дна" в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!»
Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или местного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатление, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчитывали на оглушительный провал пьесы. 18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию». Очевидцы
и критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ведущие актеры театра. Так, К. Станиславский играл Сатина, В. Качалов — Барона, О. Книппер-Чехова — Настю.
Первоначально пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане.
- запись в тетрадях:
Дно в пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека.
Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда некуда больше идти».
3.3. Слово учителя:
Давайте вспомним определение драмы в литературе. (слайд 5)
Драма ( род литературы)
Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой[1][2]), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру[1][3], предназначенный для игры на сцене. Сопровождается трагическими сценами. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов: независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
3.4 Виды драмы (драматические жанры) – слайд 6.
- В каком жанре, на ваш взгляд, написана данная пьеса?
драма для чтения (пьеса для чтения)
- Докажите, ориентируясь на определение драмы как жанра, то, что пьеса «На дне» написана в данном жанре.
- Подчеркните ключевые слова и фразы. (слайды 7,8)
Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию[1], противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенный к обыденной реальности стиль[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).
В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. Эстетический предмет драмы — эмоционально-волевые реакции человека, проявленные в словесно-физических действиях. Для драматических произведений характерны остро-конфликтные ситуации, властно побуждающие персонажа к словесно-физическому действию. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Динамическая пауза(слайд 9)
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
3.4. Проблемная ситуация.
Нужно доказать, используя видеоролик с отрывками пьесы, что это пьеса действительно социально-философская.
- просмотр Видеоролика с отрывком пьесы. Необходимо обозначить вопросы, поднимаемые в произведении, исходя из монологов героев.
3.5. Работа после просмотра видеоролика и на основе прочитанной дома пьесы.
3.5.1..«Вопросы после просматривания видеоролика»
- Что вы записали, просматривая видеоролик?
( озвучивание учениками своих записей: взаимоотношения обитателей ночлежки с ее хозяином, любовный конфликт; человек все может, если захочет, сущность человека, совесть, ложь Луки)
- На какие две группы условно можно разделить поднимаемые проблемы в пьесе?
( социальные, философские) – слайд 10
3.5.2. Проверочный лист «Краткий пересказ»
- Есть ли в пьесе социальный конфликт? (Да)
Между кем и кем? Каков он? (Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её обитателями. Но этот конфликт статичен, лишён динамики. Это происходит потому, что Костылёвы сами не так уж далеко ушли в социальном плане от обитателей ночлежки)
Таким образом, социальный конфликт есть, но не он организует действие. Может быть есть любовный конфликт? (Да)
3.5.3. Слово учителя:
Но любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.
Ещё раз повторю, что Горького интересует сознание ночлежников. Такой предмет
изображения характерен для жанра философской драмы. Для своей пьесы Горький избрал
новаторскую форму. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Но не это главное характерно для жанра философской драмы. Сюжет проявляется не в действиях героев, а в их диалогах; драматическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд. Таким образом, мы можем сделать вывод, что М.Горький в своем произведении поднимает социальные вопросы и философские.
4. Итог урока: определение темы, над которой работали (Мозговой штурм)
4.1. Ученикам предлагается самим сформулировать тему урока, основываясь на материале урока.
Варианты детей:
- особенности жанра пьесы М Горького « На дне»
- драма М.Горького «На дне»
- социальные и философские вопросы в произведении М.Горького « На дне»
4.2. Совместный вывод: тема, над которой мы сегодня работали: Социально-философская драма М.Горького « На дне».
4.3. Слово учителя. Запись в тетрадях
Это пример социально-философской драмы. Слайд 11
В пьесе «На дне» автор не ограничился только изображением характерных социально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.
Уже на следующем уроке мы с вами убедимся с вами в вышесказанном, познакомясь поближе с обитателями ночлежки.
5. Д/З: заполнить таблицу, используя прием «Чтение с пометками»:
Герой |
Профессия, чем занимается |
прошлое |
О чем мечтает |
Речевая характеристика |
Как отнесся к утешению Луки |
Что говорит после ухода Луки |
Судьба героя |
Васька Пепел |
|
|
|
|
|
|
|
Клещ |
|
|
|
|
|
|
|
Анна |
|
|
|
|
|
|
|
Настя |
|
|
|
|
|
|
|
Бубнов |
|
|
|
|
|
|
|
Барон |
|
|
|
|
|
|
|
Сатин |
|
|
|
|
|
|
|
Актер |
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения домашнего задания учащиеся заполняют еще одну таблицу
понял |
Не понял |
Надо обсудить |
|
|
|
Интернет-источники, использованные при подготовке к уроку:
2.http://literatura5.narod.ru/gorky_na-dne_uroki-analiz.html
4. https://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4021
5. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
7.https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%B4%D0%BD%D0%BE
8.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/46106
10.https://youtu.be/H9hu1-z48hY
11. https://youtu.be/kR-dz-W79L8
12.ttps://oftalmologiya.info/18-gimnastika-dlya-glaz.html#1
Иллюстрации к презентации
1..https://literaguru.ru/wp-content/uploads/2017/08/a56241ba258cec69f2823740fe582652.jpg
2. https://litgeroi.ru/wp-content/uploads/2018/09/Na-dne.jpg
Ахметшина Наталья Юрьевна
Боровикова Галина Александровна