Урок литературы в 11 классе «Спор о правде и лжи в пьесе А.М. Горького "На дне"»

2
0
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект двух уроков литературы в 11 классе

Тема: «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»

Цель урока: познакомить с постановками пьесы Горького в разных театрах ,определить философский смысл названия произведения, выяснить авторские приемы передачи атмосферы духовного разобщения людей, рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»,выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения, определить особенности гуманизма Горького.

Технологии: ИКТ технологии ( презентация «Постановки по пьесе Горького «На дне»), технология интегрированного обучения (театральное искусство и литература, связь литературы с историей), технология критического мышления (умение сопоставлять, сравнивать , задавать проблемные вопросы и отвечать на поставленные),технология саморазвития (находить нужный материал) ,технология личностно-ориентированного – подхода .

Горький говорил, что написал несколько плохих пьес и потому не может считать себя драматургом. Конечно, писатель лукавил. Его драматургия – признанное явление в мировом театре, а пьеса «На дне»- звездный момент в творчестве писателя. Об этом свидетельствуют многочисленные постановки ее в разных театрах мира.

18 декабря 1902 года на подмостках сцены МХАТа была поставлена пьеса, которая имела феноменальный успех. Роли исполняли известные артисты этого театра: Москвин, Качалов, Андреева, Станиславский, Книппер – Чехова.

Сообщение ученика:

Постановку этой пьесы осуществляли в дальнейшем разные театры. и не только в России, ее экранизировали. Каждый режиссер находил свое видение произведения, предлагал свое прочтение.

Смотрим презентацию.

Этой пьесе посвящены десятки критических , научных работ, но вряд ли кто - нибудь рискнет утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все .Вопросов после прочтения остается много. Долго выбирал автор название пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне»

Что с вашей точки зрения изменилось в последнем названии?

Да, в названии ощущается безысходность и глубокий смысл.

Время создания пьесы – начало 20 века. Она выразила многие сомнения и надежды писателя в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть источники творческих сил. Это было время символов Пьеса Горького насыщена ими. Они помогают следить за авторским замыслом и авторской мыслью.

Обратимся к тексту. Читаем ремарку к 1 действию.

Где происходит действие?

Место действия - ночлежка.

Какие еще синонимы к этому слову звучат в пьесе из уст героев Ваши ассоциации?

Дно

Тюрьма

ад

1дно жизни

2 дно души

«Солнце всходит и заходит, а в душе моей темно…

1 говорят о себе в прошедшем времени

2 мотив смерти

 


 

Какие люди являются обитателями ночлежки?

Изгои общества, люди запутавшиеся, потерявшие не только дом, семью, работу, но и свой человеческий облик (рычат, рожи вместо лиц), уважение к себе, чувство собственного достоинства и веру в себя. Одним словом, пропащие люди! Но все- таки люди!

На какие группы вы можете разделить героев пьесы и по какому принципу?

Хозяева и ночлежники

Как называется такой конфликт?

Социальный. Он заявлен , на не получает развития.

Ночлежка представляет собой модель общества, некий срез жизни. Лестница чинов и положений представлена героями пьесы:

Барон –Костылев –Бубнов- Сатин- Актер- Клещ –Пепел –Настя

Символичен в этом случае монолог Барона Обратимся к 4 акту( читаем по ролям).

В чем заключается смысл этого монолога?

Переодевание символизирует постепенное снижение статуса человека.

Расскажите, как каждый из ночлежников попал сюда?

Какие предыстории из реплик самих героев мы узнаем?

Сообщения учеников.

Волею судеб оказались в одном месте.

Как они живут?

Ответы учащихся.

Вы не задумывались, почему единственная книга»Роковая любовь»находится в руках Насти ? Не в руках грамотного Барона, Актера , Сатина, а в ее руках?

Книга тоже символ, символ жизни, мечты, надежды, желания узнать другую жизнь.

Даже находясь в таких тяжелейших условиях, человек способен мечтать. Это помогает ему жить.

На какие еще условные группы можно разделить ночлежников?

Примирившиеся с жизнью: Бубнов, Барон, Татарин, Алеща.

«Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье»

Мечтающие: Клещ, Настя, Актер, Пепел, Наташа, Квашня, Лука.

«А хотят все лучше упрямые»

О чем они мечтают?

У каждого своя мечта.

Сообщения учеников, работа с текстом.

Зачем Лука рассказывает притчу о праведной земле? Что хотел сказать ею ночлежникам?

Читаем и анализируем 3 акт.

Вера, надежда, мечта - это то, чем должен жить человек. Когда он теряет мечту, то теряет и жизнь. Нет мечты - нет жизни

Как же течет жизнь ночлежников?

Однообразно, скучно. Грязь, голод, болезни, грубость, озлобление, равнодушие - вот так можно охарактеризовать их существование.

Прочитайте, как вы озаглавили действия (д.з)?

Загадка образа Луки.

Что можно о нем сказать?

Странник (правдоискатель «Кому на Руси жить хорошо»). Очевидно, что был в Сибири. Не имеет паспорта. Имя символично. Лука - лукавый, не говорящий правды, «лукавый» - бес попутал. Лука – евангелист, один из 70 учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» нести веру людям. Евангелист Лука был врачом. Горьковский Лука - неоднозначный образ.

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Ответы учеников. В каждом видит человека, открывает в каждом хорошее, вселяет веру в лучшее. Он утешитель.

Меняется ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

Да, они оживляются, задумываются о правде и лжи.

Действительно, спор о правде - смысловой центр пьесы. Более100 раз есть упоминание об этом в пьесе. Сам Горький так определил свою задачу

(находим в учебнике нужную информацию)

«Основной вопрос. Который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский ( Горький)

Нужна ли человеку правда? Вспомним пословицы и поговорки о правде и лжи?

Правда глаза колет. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Свои точки зрения на этот вопрос имеют и герои пьесы.

Вы получили отпечатанные листы, узнайте, кому они принадлежат.

Известно, что речевая характеристика - яркое средство в создании образа. На основании реплик этих героев составьте характеристики. Как они ее понимают (письменно). Что правда для них и что ложь?

Слушаем ответы.

Домашнее задание: определите основной конфликт пьесы, дочитайте пьесу, ответьте на вопрос: «Как понимаете финал пьесы?»


Постановки по пьесе Горького "На дне"
PPT / 5.02 Мб

Предварительный просмотр презентации

Постановки по пьесе Постановки по пьесе М. Горького «На дне».

Макси́м Го́рький — литературный псевдоним Алексе́я Макси́мовича Пешко́ва (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки,Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Макси́м Го́рький — литературный псевдоним Алексе́я Макси́мовича Пешко́ва (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки,Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ.

Михаил Иванов Костылев — 54 года, содержатель ночлежки Михаил Иванов Костылев — 54 года, содержатель ночлежки Василиса Карповна — его жена, 26 лет Наташа — её сестра, 20 лет Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет Васька Пепел — вор, 28 лет Клещ — Андрей Митрич, слесарь, 40 лет Анна — его жена, 30 лет Настя — девица, 24 года Квашня — торговка пельменями, под 40 лет Бубнов — картузник, 45 лет Барон — 33 года Сатин — лет под 40 Актёр — лет под 40 Лука — странник, 60 лет Алёшка — сапожник, 20 лет Кривой Зоб, Татарин — крючники Несколько босяков без имён и речей

Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные и постоянно вспыхивают склоки. Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные и постоянно вспыхивают склоки.

18 декабря 1902 — Московский художественный театр 18 декабря 1902 — Московский художественный театр Первые постановки

Постановки в советское время Сцена из спектакля "На дне" по пьесе М.Горького в постановке Московского театра "Современник". Наташа - Алла Покровская, Лука - заслуженный артист РСФСР Игорь Кваша, Васька Пепел - Олег Даль.

Фильм-спектакль Московского театра "Современник" по пьесе А.М.Горького «На дне» (1972 год)

В ролях: Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Валентин Никулин, Лилия Толмачева, Валерий Хлевинский, Алла Покровская, Нина Дорошина, Григорий Острин, Владимир Земляникин, Рогволд Суховерко, Елена Миллиоти, Авангард Леонтьев, Людмила Иванова, Виктор Сергачев, Олег Табаков, Петр Щербаков. В ролях: Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Валентин Никулин, Лилия Толмачева, Валерий Хлевинский, Алла Покровская, Нина Дорошина, Григорий Острин, Владимир Земляникин, Рогволд Суховерко, Елена Миллиоти, Авангард Леонтьев, Людмила Иванова, Виктор Сергачев, Олег Табаков, Петр Щербаков.

Постановки в постсоветский период. Март 2000 года  Сцена из спектакля ''На дне'' в постановке Театра-студии Олега Табакова.  Режиссер - Адольф Шапиро  Олег Табаков - Лука

Март 2000 года  Сцена из спектакля ''На дне'' в постановке Театра-студии Олега Табакова.  Бубнов - Михаил Хомяков  Татарин - Сергей Угрюмов  Сатин - Александр Филиппенко  Медведев - Сергей Беляев Март 2000 года  Сцена из спектакля ''На дне'' в постановке Театра-студии Олега Табакова.  Бубнов - Михаил Хомяков  Татарин - Сергей Угрюмов  Сатин - Александр Филиппенко  Медведев - Сергей Беляев

Экранизация «На дне» в пермском театре «У моста». Экранизация «На дне» в пермском театре «У моста».

Небольшой Драматический Театр 2004 год. Небольшой Драматический Театр 2004 год.

Х Международный театральный фестиваль «Голоса истории» "На дне" Х Международный театральный фестиваль «Голоса истории» "На дне"

На дне / The Lower Depths. На дне / The Lower Depths. Картина выпущена в 1936 году во Франции.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.