Урок литературы в 11 классе «Моим стихам…настанет свой черёд…» (Творчество М.Цветаевой)
Учитель: Роденкова И.Б.
Урок литературы в 11 классе
Тема « Моим стихам…настанет свой черёд…»Творчество М.Цветаевой.
Цель урока – углубление и расширение представлений учащихся по следующим вопросам: связь между биографией М.Цветаевой и её поэтическими текстами; тема поэта и поэзии в творчестве; востребованность поэзии М.Цветаевой в настоящее время. Формировать чувство сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства; учить понимать и читать с душой.
Ожидаемый результат – учащиеся должны заинтересоваться личностью М.Цветаевой, познакомиться с её творчеством.
Мотивация: Интересно ли нам сегодня творчество и личность М.Цветаевой? Почему так трагично мироощущение поэта? Связано ли это с биографией? Способы мотивации:
Необычная форма обучения – презентация.
Создать атмосферу погружения в творчество.
Создание проблемной ситуации.
Развитие культуры общения.
Постановка проблемы:
Пришло ли время для понимания и осознания творчества М.Цветаевой и насколько сегодня актуально её творчество. Вся ее жизнь - это роман с собственной душой, отраженной в стихах. Удастся ли нам приблизиться к загадке ее «крылатой души»? Соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе? В течение урока вы должны будете сформировать собственную позицию по этим вопросам.
№ | Методические особенности | Слово учителя Задания. Примечания. | |
1 | Проблемный вопрос. | Чтение стихотворения А.Кыштымова (хакасского поэта) о М.Цветаевой. Сообщение темы и цели урока. | |
2 | Слайд 1 | Сегодня вашему вниманию представлено новое имя - Марина Ивановна Цветаева. Марина Цветаева никогда не говорила о себе «поэтесса». Всегда – поэт. Она в своей поэзии, безусловно, женщина, но женщина сильная, смелая, могучая. Путь к своему читателю М.И.Цветаевой – одного из самых ярких поэтов 20 в. – был долог и труден. | |
Слайд 2 | «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд», - это строчка из стихотворения М.Цветаевой. Мы ещё вернёмся к ней позже, а пока запишите тему. «Моим стихам… настанет свой черёд». Творчество М.Цветаевой. Целью нашего урока будет решение вопроса: «Пришло ли время для стихов Марины Цветаевой и насколько сегодня актуально её творчество». | ||
3 | Слайд 3,4 Колокольный звон. Стихотворения «Красною кистью…» | Вся ее жизнь - это роман с собственной душой, отраженной в стихах. Приблизимся и мы к загадке ее «крылатой души». | |
4 | Слайд 5-11 Визуальный ряд. Работа с эпиграфом урока. Как вы считаете, почему именно эти слова М.Цветаевой стали эпиграфом нашего урока? | Сегодня на уроке будут часто звучать стихи, строки из писем М.Цветаевой. Цветаевской эпистолярный жанр – особенный. Это «думанье вслух». Послушайте: «Иногда я думаю, что я вода. Можно зачерпнуть стакан, но можно наполнить и море.… Всё дело во вместимости сосуда и ещё – в размере жажды». М. Цветаева. Откройте свои сердца, распахните душу и впустить новые чувства, эмоции вместе со стихами М. Цветаевой, а вот сколько почерпнёт каждый из вас из сегодняшнего урока, зависит от того, насколько у каждого из вас велика жажда познания. | |
5 | Слайд 12 Работа учащихся с именем поэта. Смысловые ассоциации. | Запишите имя и фамилию поэта и подберите к ним слова, сходные по звучанию с ними. Запишите слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда мы произносим - Марина Цветаева. Подобранные слова-образы используйте для создания «Слова о Марине Цветаевой». (Текст из 5-6 предложений). | |
6 | Слайд 13 Соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта? | Нами был создан образ поэта М.Цветаевой. Пока образ поэта – это лишь силуэт, набросок, невнятный, неразборчивый, неясный. | |
7 | Слайд 14-18 Работа с поэтическими текстами. Подумайте, соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта? 1.«Идёшь, на меня похожий». 2.«Кто создан из камня»… 3.Бабушке 4.«Заповедей не блюла»… 5.«Имя твоё – птица в руке»... 6.«У меня в Москве – купола горят»… 7.«Что другим не нужно – несите мне»… 8. «Вчера ещё»… | Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к поэтическому автопортрету Марины Цветаевой. В своих черновиках она писала: «Не знаю, нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кому - куда—с кем—где— при каких обстоятельствах и т. д. — жил. Стихи быт перемололи и отбросили, и вот из уцелевших осколков биограф тщится воссоздать бывшее. К чему?.. Да разве он, биограф, не знает, что поэт в стихах живой». Романтическая и трагическая муза М.Цветаевой непроста для восприятия, ей нужен читатель талантливый и неравнодушный. Послушайте, что говорит сама Цветаева об этом: «Что есть чтение, как ни разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов... Чтение - прежде всего сотворчество... Устал от моей вещи, значит, — хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя - усталость не опустошительная, а творческая, сотворческая делает честь читателю и мне». («Поэт о критике».) «Пишу исключительно по слуху», - говорила о себе Цветаева. Вслушаемся. Чтение стихов М.Цветаевой, запись названий и краткие заметки - комментарии к стихотворениям. Изобразително-выразительные средства: синтаксический параллелизм риторические восклицания, риторический вопрос тавтологическая рифма анафора (единоначатие) градация стилистические контрасты литота гипербола метафора перифраз ассонанс аллитерация оксюморон | |
7 | Слайд 19 | Соответствует ли образ, нами созданный, внутренней сущности поэта? Могла ли Цветаева так сказать о себе? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе? | |
8 | Слайд 20 Чтение учеником стихотворения «Август – астры». Работа над образом Стихотворения. | Продолжаем погружение в поэзию. Послушаем стихотворение. Любопытное явление: все слышали один и тот же текст, а Августы у всех получились разные. Почему? (Вывод пусть сделают ученики, а учитель скорректирует). Значит, восприятие поэтических символов у каждого своё, своё развитие воображения, индивидуальное прочтение поэзии. Вы видите, какая ответственность ложится на поэта за каждое слово его стихотворения, за каждый образ, поэтическую мысль. | |
9 | Слайд 21 Прочитайте стихотворение «Вскрыла жилы, неостановимо…» | Формула творчества. Поэт и век. Слова она искала письменно. Черновики ее все исчерканы, она подыскивала рифмы, слова. Самый последний вариант был для нее всегда лучшим. | |
10 | Слайд 22(фильм) Прослушивание музыкального отрывка. Обратимся к новой стороне поэзии – её ритму, органической близости к музыке. Слайд 23 | В очерке «Мать и музыка» Цветаева вспоминает о своём увлечении и занятиях музыкой и о той, которая щедро дарила ей сокровища своего таланта Марии Александровне Мейн, прекрасной пианистке, матери Марины Цветаевой, которая на рояле могла всё, привившей дочери любовь к Шуману, Бетховену, Моцарту. Музыка обернулась лирикой. Стихи Цветаевой завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. Интонационный строй передаёт всю гамму чувств. | |
Слайд 24 «Я начинена лирикой, как ручная граната: до | Зрелая Цветаева – это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы, лаконичность, отказ от традиционной ритмодинамики. «Я не верю стихам, которые Выбор такой поэтической формы был обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшей её душу. | ||
11 | Слайд 25,26 «Я могла бы быть первым поэтом своего времени, знаю это, ибо у меня все, все данные, но своего времени я не люблю, не признаю его своим», - писала М. Цветаева. «Рябину…» | «Брак поэта и времени — насильственный брак. Брак, которого, как всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется...» («Поэт и время»). Актуализация знаний. Чтение учителем стихотворения «Рябину…» Благодаря своему искусству Цветаева создала собственный мир, мир, в котором она могла подняться над обычными людьми, обычной жизнью, обычной любовью. | |
12 | Слайд 27-30 «Моим стихам»… Как вы думаете, пришло ли время для понимания и осознания творчества М.Цветаевой Выразите своё мнение об уроке высказываниями, стихами. | Вспомним строчку из стихотворения М.Цветаевой, ставшей темой нашего урока: «Моим стихам, … настанет свой черед». В начале урока мы говорили, что целью нашего урока будет решение вопроса: «Пришло ли время для стихов Марины Цветаевой и насколько сегодня актуально её творчество».И действительно, стихам Марины Цветаевой настал свой черед. Мы читаем их, мы любим их, слушаем, и поем,… Они живут… | |
13 | Слайд 31 | Учитель читает «Письмо детям» (в сокращении). Читать быстро, четко, без комментария. | |
14 | Слайд 32 Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Записать общие чувства, ощущения, возникающие во время восприятия поэзии М.Цветаевой. Работа будет называться «Слово о поэте. Послесловие». Слово о поэте» - это слово и о самом себе, попытка заглянуть в себя, осмыслить. | |
15 | Слайд 32-38 Запасные ходы Рефлексия Задание: Прочитайте стихотворение из цикла «Деревья». /data/files/f1600364104.wav (8 егорьевский звон) | Прислушайтесь к чувствам, которые рождаются в душе во время чтения стихов, попытайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда вам пришлось испытать подобное эмоциональное состояние. Отразите в своих высказываниях эти ощущения, чувства, ваше видение рождающегося образа.
|
фильм 1
WMV / 1.32 Мб