12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3622
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
18

Урок литературы в 5 классе по теме: «Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы»

Урок литературы в 5 классе по теме: «Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы»


Цели:

Образовательные:

- показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

- развивать познавательный интерес;

- развивать творческое воображение;

- формировать общеучебные умения и компетенции.

Развивающие:

- развитие творческих способностей;

- развитие умения проводить сравнения, сопоставления;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению через включение приёмов создания ситуации успеха, постановку законченных инструкций, проблемных вопросов, поощрение;

- воспитывать ответственность за свою работу в группе.


Словарная работа: пейзаж, версты, ямщик, борзая и др.

Оборудование: тексты стихотворений, карточки для групповой и самостоятельной работы, мультимедийное оборудование, репродукции картин художников-пейзажистов.



Ход урока:

I. Работа по группам (4 группы по 5 - 6 человек).

Остальные готовят выразительное чтение стихотворений «Зимняя дорога», «Бесы», читают статью «В мире пушкинских стихотворений о природе»


Задания для работы в группах (распечатаны) (см. Приложение).

1. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишнее слово.

2. Восстановите ритм стихотворения, вставив пропущенное слово.

3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка.

Подведение итогов (подсчитываются командные очки)


II. Повторение.

Вступительная беседа.

- Вспомните, что такое пейзаж? ( Пейзаж - это изображение природы в искусстве)

- Почему доска к сегодняшнему уроку оформлена репродукциями картин Шишкина, Репина и т.д.? (изображения спроецированы на доску) (Они дают нам представление об изображении природы в живописи).

- Как вы думаете, легче или труднее изобразить картины природы в литературе?

Название урока спроецировано на доску.


III. Чтение и частичный анализ стихотворений.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Зимняя дорога», остальные - пробуют представить себе картину, нарисованную поэтом.

Вопросы классу:

- Что описывает поэт в этом стихотворении? Какое время суток изображает?

- Какое настроение вызывает у поэта зимняя дорога и какие слова помогают его передать?

- А почему ему скучно и грустно? (выборочное чтение). Сколько раз повторяется слово «скучный»?

- Почему колокольчик утомительно гремит?

(Путник устал от долгой дороги, колокольчик слишком громко звенит среди тишины ночи и т.д.)

- Какой темп вы бы выбрали при чтении этого стихотворения?

(повторное выразительное чтение стихотворения учащимися)

- Какие эпитеты использует Пушкин для создания поэтического образа зимней дороги? Какие эпитеты передают настроение грусти, печали?

( Печальные поляны, по дороге скучной, колокольчик однозвучный, путь мой скучен и т.д.)


Слово учителя:

- Важность эпитета может подчеркиваться повтором. В нашем примере повторение эпитетов печальные и печально в 3-ей и 4-ой строках усиливают их значимость: они называют чувство, преобладающее в стихотворении.

Не случайно ключевые, основные эмоциональные эпитеты повторяются в последней строфе: грустно, путь мой скучен, колокольчик однозвучен.


- Какие метафоры можно найти в этом стихотворении? (лунный лик, пробирается луна, льет свет, полночь нас не разлучит.)

- Если бы вы получили задание сделать иллюстрации к этому стихотворению, что бы вы нарисовали? (устное рисование)

Выразительное чтение стихотворения «Бесы» учителем.

- Что общего в стихотворениях «Зимняя дорога» и «Бесы»? (Зимняя дорога передается глазами путников.)

- Какое слово, чаще всего повторяясь в стихотворении, создает картину ночной непогоды? (Мутное небо, ночь мутна, в мутной месяца игре. Картина эта повторяется три раза.)

- Найдите еще слова, дополняющие картину тревожной снежной круговерти?

( Луна- невидимка, вьюга слипает очи, снег летучий.)

- Что мерещится на этом фоне путникам? Какой представляется их восторженному воображению вьюга?

( Вьюга представляется им неистовой и длинной пляской ведьм и бесов, игрою злых и темных сил, враждебных человеку.)

- Найдите строчки, где снег кажется бесами (выборочное чтение стихотворения)

- Почему так «странно» ведут себя кони: то мчатся, то останавливаются? В стихотворении есть строчка: «Кони чуткие храпят». Почему они «храпят»?

- Проследите по тексту, как нарастает чувство страха от строфы к строфе.

(Лирический герой никак не называет темные силы, заменяет местоимением «он»; чудится, что глаза горят, что кто-то толкает коня; верстою небывалой торчит и т.д.)

- Какую поговорку уместно здесь вспомнить? (У страха глаза велики.)

- Не кажется ли вам, что в конце стихотворения страх исчезает, остается только сочувствие к бесам? (надрывают сердце мне; куда их гонят? О чем так жалобно поют?)

- К какому стихотворению, из услышанных сегодня, вам проще нарисовать иллюстрацию? (ответы детей)

Слово учителя:

- На уроке уже прозвучали два стихотворения, в которых Пушкин рисует картины зимнего пейзажа. Но как он не похож на тот, который мы слышим, чувствуем в известных пушкинских строчках: «Мороз и солнце; день чудесный!» или «Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы.»

- А почему такой разной бывает пушкинская зима?

(Изображение картин природы связано с настроением поэта, обстоятельствами его личной жизни.)


IV. Рефлексия (передать свое настроение, вызванное стихотворениями, цветом или словом) или покритиковать самих себя (Кто работал активнее? Какие задания были сложными? и т.д.)


V. Самостоятельная работа (задания спроецированы на доску)

Уровень А.

1)Колокольчик в стихотворении «Зимняя дорога» А.С.Пушкина

а) шумит; б) гремит; в) звенит; г) звучит.

2)В стихотворении «Бесы» луна представляется

а) бледным пятном; б) горящим окном; в) невидимкою

3) Выберите метафору:

а) побирается луна; б) запоздалый путник;

в) завоет, как зверь; г) по дороге зимней, скучной.


Уровень Б.

Выпишите из стихотворения «Зимняя дорога» эпитеты и определите, с какой целью использует их автор.


Дифференцированное домашнее задание:

1) Опишите, какие чувства испытали вы, оказавшись в художественном мире стихотворения «Бесы» (творческая работа даётся только сильным обучающимся).

2) Подготовить выразительное чтение стихотворений;

3) Нарисовать иллюстрации (по желанию).
















1. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишнее слово.

А. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И молодая царица у окна

Села ждать его одна.



1. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишнее слово.

Б. Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дальнюю дорогу.



1. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишнее слово.

В. Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным тихим сном.



1. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишнее слово.

Г. Крепко связаны ей локти;

Попадётся зверю в острые когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть.



2. Восстановите ритм стихотворения, вставив пропущенное слово.

А.

Дома в … пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним.

Выберите нужное: эту, ту, зимнюю.



2. Восстановите ритм стихотворения, вставив пропущенное слово.

Б.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого…

Выберите нужное: очень, такого, спокойного.



2. Восстановите ритм стихотворения, вставив пропущенное слово.

В.

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в …

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Выберите нужное: гости, светлицу, окно.



2. Восстановите ритм стихотворения, вставив пропущенное слово.

Г.

И молва … стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Выберите нужное: говорить, трезвонить, новости приносить.

3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

А. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И глазами подмигивать,

И прищёлкивать перстами…



3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

Б. Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И набрела на терем.



3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

В. День за днем идёт, мелькая,

А молодая царевна

Всё в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.



3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.

Г. Старушонка хлеб поймала;

Благодарствую, - сказала, -

Бог благослови тебя;

Вот за то тебе, лови!”






4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка:

А. собираясь, под лавку, залая, отдыхать, подавали, милее, вздохнула, обидно, царица, отворилась, человек, уголок.

1. взглянула

2. молодица

3. наряжаясь

4. не видно

5. очутилась

6.Чернавку

7. навек

8. наливали

9. играя

10. на кровать


4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка:

Б. лесную, на поля, грешен, красиво, шутила, свечку, проходит, имело, милее, догадалась, отпрыгнет, сестрица.

1. земля

2. умело

3. говорила

4. не сводит

5. белее

6. замахнет

7. неутешен

8. живую

9. испугалась

10. печку


4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка:

В. Без дела, погулять, навечно, заметил, покажися, будь нам мать, как-нибудь, хлопочет, лает, на крыльцо, пустого места, хрустальный.

1. хохочет

2. твоя невеста

3. сердечно

4. не пускает

5. величать

6. пострелять

7. подружися

8. женою будь

9. ей в лицо

10. сидела

4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка:

Г. Ей в лицо, милее, с начала мира, мой свет, встретил, дружок, плачет, сине море, душисто, обе руки.

Рожок

от скуки

скачет

румяно-золотисто

за обед


на крыльцо

белее

заметил

на просторе

10. такого пира

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 11.03.20 в 05:38 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Щукина Вера Александровна, 11.03.20 в 19:08 3Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, дальнейших творческих успехов!
Юлия Васильевна Воробьева, 11.03.20 в 20:29 2Ответить Пожаловаться
Вера Александровна, спасибо!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 11.03.20 в 19:33 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна! Понравилось домашнее задание.
Юлия Васильевна Воробьева, 11.03.20 в 20:28 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Юрьевна!
Елена Владимировна, 08.11.23 в 10:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам, Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 08.11.23 в 14:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к работе, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.