Урок литературы в 6 классе на тему "И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе"

3
0
Материал опубликован 11 July

Тема урока: И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

Цель урока: знакомство со стихотворением в прозе «Два богача» И. С. Тургенева, его жанровой особенностью;


Задачи урока:

Образовательная: познакомить с жанром «стихотворение в прозе» через произведение «Два богача» И. С. Тургенева;

Развивающая: развивать вдумчивое чтение, навыки художественного анализа;

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, сострадание.



Описание УУД :

1) предметные: уметь анализировать художественный текст, учить владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

4) коммуникативные: строить монологические высказывания; формулировать собственное мнение и свою позицию;

5) личностные: формировать   доброжелательность, сострадание и эмоционально-нравственную отзывчивость.



Перечень оборудования, а также необходимые дополнительные материалы: презентация, портрет И. С. Тургенева, распечатанные тексты стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача», задание в виде таблицы, карточка «Верные/неверные утверждения».



Использование библиотеки ЦОК: htpp://m.edsoo.ru/8bc352ba интерактивный справочник терминов и понятий (понятия стихотворение в прозе, эпитет)


Форма урока: урок, включающий в себя слово учителя, чтение произведения, беседу о прочитанном, презентацию.

Технологии: личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Приветствие учителя

Предложить задание. Определите название произведения:

- показать портрет И.С. Тургенева, цифру 2;

- от слова «богатый» образовать имя существительное (богач). («Два богача» И.С. Тургенева).

- Судя по названию произведения, о чем мы будем говорить на нашем уроке? Что мы будем делать на уроке?

Дети настраиваются на работу

Выполняют задание, определяют название произведения.

Определяют тему и задачи урока


2

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет домашнее задание

  • подготовить презентацию «История создания стихотворения в прозе «Два богача» - индивидуальное задание;
  • составить, прочитав произведение «Два богача», словарь непонятных слов)

  Подготовленный ученик рассказывает историю создания стихотворения в прозе «Два богача»

     Остальные учащиеся показывают словарик непонятных слов в произведении


- Так как вы уже прочитали произведение и, выполнив домашнее задание, составили словарик непонятных слов, выполните такое задание: соотнесите слова и лексические значения (задание выполняется по вариантам; приложение №1).

Взаимопроверка

Выполняют задание на соответствие.






Проверяют друг друга

3

Изучение новой темы

1.Ролевое чтение текста (автор, баба, мужик)

2. Работа с текстом произведения. Выполнение задания «Верное/неверное утверждение» (приложение №2).

3. Самопроверка (по ключу)


1. Читают текст по ролям

2. Выполняют задание «Верное/неверное утверждение»

3. Проверяют сами себя

- В тексте автор упоминает человека по имени Ротшильд. Кто это такой? (сообщение ученика о Ротшильде – индивидуальное задание)

- Зачем автор ввел его в свое произведение?

1.Ученик рассказывает о Ротшильде



2. Послушать ответы учащихся

4

Первичное закрепление изученного

Сопоставление героев. Групповая работа. Заполнить таблицу «Расскажи о герое» (приложение №3)

1 группа – «Ротшильд».


2 группа – «Мужик».


1.Дети делятся на 2 группы, заполняют таблицу


2. Группы защищают свои работы

Обсуждение финала произведения: «Далеко Ротшильду до этого мужика».

- Что хотел сказать Тургенев этим финалом? Объясните, пожалуйста.


- Кто из героев произведения, по вашему мнению, по-настоящему богат? Почему?

Учащиеся делятся своим мнением, аргументируют его

5

Итоговое закрепление

Мы сегодня изучили стихотворение в прозе «Два богача» И. Тургенева.

- Данное стихотворение какое по объему? (короткое)

- Сколько абзацев в произведении? (5)

- Какова тема произведения? (какой человек по-настоящему богат?)

- А основная мысль произведения? (по-настоящему богат человек, у которого добрая душа, отзывчивое сердце)

- Как относится автор к своим героям?

- Что такое стихотворение в прозе? Чем оно отличается от привычного нам стихотворения? (ответы учащихся сравнить с определением понятия в Справочнике библиотеки ЦОК)

Отвечают на вопросы














Сравнивают свой ответ с определением    в справочнике

6

Рефлексия

Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного и полезного.

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Чему вы научились?

- Чему вас научили изученные сегодня произведения?

- Поставьте оценки себе.

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, делятся впечатлениями об уроке и теме

7

Домашнее задание (на выбор)

А) прочитать стихотворения в прозе «Русский язык» и выучить наизусть

Б) дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое богатство?»

Учащиеся выбирают задание




Приложения


Приложение №1.

Задание 1 варианта. Соотнесите слова и их значения


Слова

Значения

А. Грош

1.Легкий овощной суп; в его состав входит только один овощ (лук, картошка, репа, брюква)

Б. Доход

2. Монета ценностью в полкопейки

В. Призрение

3. Деньги или материальные ценности, полученные за свой труд

Г. Похлебка

4. Забота о ком-либо, опека кого-либо


Задание 2 варианта. Соотнесите слова и их значения

Слова

Значения

А. Разоренный

1. крайне бедный, жалкий

Б. Убогое

2. лишенный достатка, богатства, впавший в бедность, в нищету

В. Умиляться

3. восхвалять, возвеличивать

Г. Превозносят

4. испытывать теплое, нежное чувство, возбуждаемое чем-либо трогательным



Приложение №2.

«Верные/неверные утверждения»

1. Произведение «Два богача» - рассказ (нет)

2. Герои произведения – мужик, баба, Катька, Ротшильд, автор (да)

3. Когда превозносят Ротшильда, автор хвалит его и умиляется (да)

4. Ротшильд позаботится о сироте Катьке (нет)

5. Крестьянская семья , взяв сироту-племянницу, истратит последние гроши на нее (да).

6. Автор восклицает: «Далеко мужику до Ротшильда» (нет)


Приложение №3

Задание 1-ой группе «Расскажи о герое Ротшильде»


Критерии

Ротшильд

1

Кто это такой?

Очень богатый человек.

2

Чем занимается герой?

Он банкир. Из громадных доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых.

3

Чем богат герой?

Богат деньгами.

4

Как к нему относится автор?

Хвалит и умиляется им.


Какой он человек?

Ротшильд помогает людям. Он благотворитель. Его превозносят!

4

Как вы относитесь к герою?



Задание 2-ой группе «Расскажи о герое»

​​​​​​​

Критерии

Мужик

1

Кто это такой?

Очень бедный человек. Крестьянин

2

Чем занимается герой?

Живет, как все простые крестьяне, бедно. Ест похлебку. На последние гроши покупает соль. Но они берут сироту-племянницу к себе и лишатся очень нужной соли. Но семья живет в согласии. Лучше им есть пищу без соли, чем оставить на произвол судьбы племянницу.

3

Чем богат герой?

Добрым сердцем богат крестьянин


Как к нему относится автор?

Жалеет, но восхищается им. По его мнению, Ротшильду далеко до мужика

4

Какой он человек?

Мужик – самый добрый человек, несмотря на бедность и нищету

4

Как вы относитесь к герою?




И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.