Урок литературы в 6 классе на тему "И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе"
Тема урока: И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе
Цель урока: знакомство со стихотворением в прозе «Два богача» И. С. Тургенева, его жанровой особенностью;
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с жанром «стихотворение в прозе» через произведение «Два богача» И. С. Тургенева;
Развивающая: развивать вдумчивое чтение, навыки художественного анализа;
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, сострадание.
Описание УУД :
1) предметные: уметь анализировать художественный текст, учить владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;
3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;
4) коммуникативные: строить монологические высказывания; формулировать собственное мнение и свою позицию;
5) личностные: формировать доброжелательность, сострадание и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Перечень оборудования, а также необходимые дополнительные материалы: презентация, портрет И. С. Тургенева, распечатанные тексты стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача», задание в виде таблицы, карточка «Верные/неверные утверждения».
Использование библиотеки ЦОК: htpp://m.edsoo.ru/8bc352ba интерактивный справочник терминов и понятий (понятия стихотворение в прозе, эпитет)
Форма урока: урок, включающий в себя слово учителя, чтение произведения, беседу о прочитанном, презентацию.
Технологии: личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент | Приветствие учителя Предложить задание. Определите название произведения: - показать портрет И.С. Тургенева, цифру 2; - от слова «богатый» образовать имя существительное (богач). («Два богача» И.С. Тургенева). - Судя по названию произведения, о чем мы будем говорить на нашем уроке? Что мы будем делать на уроке? | Дети настраиваются на работу Выполняют задание, определяют название произведения. Определяют тему и задачи урока |
2 | Проверка домашнего задания | Учитель проверяет домашнее задание
| Подготовленный ученик рассказывает историю создания стихотворения в прозе «Два богача» Остальные учащиеся показывают словарик непонятных слов в произведении |
| - Так как вы уже прочитали произведение и, выполнив домашнее задание, составили словарик непонятных слов, выполните такое задание: соотнесите слова и лексические значения (задание выполняется по вариантам; приложение №1). Взаимопроверка | Выполняют задание на соответствие. Проверяют друг друга | |
3 | Изучение новой темы | 1.Ролевое чтение текста (автор, баба, мужик) 2. Работа с текстом произведения. Выполнение задания «Верное/неверное утверждение» (приложение №2). 3. Самопроверка (по ключу) | 1. Читают текст по ролям 2. Выполняют задание «Верное/неверное утверждение» 3. Проверяют сами себя |
- В тексте автор упоминает человека по имени Ротшильд. Кто это такой? (сообщение ученика о Ротшильде – индивидуальное задание) - Зачем автор ввел его в свое произведение? | 1.Ученик рассказывает о Ротшильде 2. Послушать ответы учащихся | ||
4 | Первичное закрепление изученного
| Сопоставление героев. Групповая работа. Заполнить таблицу «Расскажи о герое» (приложение №3) 1 группа – «Ротшильд». 2 группа – «Мужик». | 1.Дети делятся на 2 группы, заполняют таблицу 2. Группы защищают свои работы |
Обсуждение финала произведения: «Далеко Ротшильду до этого мужика». - Что хотел сказать Тургенев этим финалом? Объясните, пожалуйста. - Кто из героев произведения, по вашему мнению, по-настоящему богат? Почему? | Учащиеся делятся своим мнением, аргументируют его | ||
5 | Итоговое закрепление | Мы сегодня изучили стихотворение в прозе «Два богача» И. Тургенева. - Данное стихотворение какое по объему? (короткое) - Сколько абзацев в произведении? (5) - Какова тема произведения? (какой человек по-настоящему богат?) - А основная мысль произведения? (по-настоящему богат человек, у которого добрая душа, отзывчивое сердце) - Как относится автор к своим героям? - Что такое стихотворение в прозе? Чем оно отличается от привычного нам стихотворения? (ответы учащихся сравнить с определением понятия в Справочнике библиотеки ЦОК) | Отвечают на вопросы Сравнивают свой ответ с определением в справочнике |
6 | Рефлексия | Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного и полезного. - Понравился ли вам урок? Чем? - Чему вы научились? - Чему вас научили изученные сегодня произведения? - Поставьте оценки себе. | Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, делятся впечатлениями об уроке и теме |
7 | Домашнее задание (на выбор) | А) прочитать стихотворения в прозе «Русский язык» и выучить наизусть Б) дать развернутый ответ на вопрос: «Что такое богатство?» | Учащиеся выбирают задание |
Приложения
Приложение №1.
Задание 1 варианта. Соотнесите слова и их значения
Слова | Значения |
А. Грош | 1.Легкий овощной суп; в его состав входит только один овощ (лук, картошка, репа, брюква) |
Б. Доход | 2. Монета ценностью в полкопейки |
В. Призрение | 3. Деньги или материальные ценности, полученные за свой труд |
Г. Похлебка | 4. Забота о ком-либо, опека кого-либо |
Задание 2 варианта. Соотнесите слова и их значения
Слова | Значения |
А. Разоренный | 1. крайне бедный, жалкий |
Б. Убогое | 2. лишенный достатка, богатства, впавший в бедность, в нищету |
В. Умиляться | 3. восхвалять, возвеличивать |
Г. Превозносят | 4. испытывать теплое, нежное чувство, возбуждаемое чем-либо трогательным |
Приложение №2.
«Верные/неверные утверждения»
1. Произведение «Два богача» - рассказ (нет)
2. Герои произведения – мужик, баба, Катька, Ротшильд, автор (да)
3. Когда превозносят Ротшильда, автор хвалит его и умиляется (да)
4. Ротшильд позаботится о сироте Катьке (нет)
5. Крестьянская семья , взяв сироту-племянницу, истратит последние гроши на нее (да).
6. Автор восклицает: «Далеко мужику до Ротшильда» (нет)
Приложение №3
Задание 1-ой группе «Расскажи о герое Ротшильде»
№ | Критерии | Ротшильд |
1 | Кто это такой? | Очень богатый человек. |
2 | Чем занимается герой? | Он банкир. Из громадных доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых. |
3 | Чем богат герой? | Богат деньгами. |
4 | Как к нему относится автор? | Хвалит и умиляется им. |
| Какой он человек? | Ротшильд помогает людям. Он благотворитель. Его превозносят! |
4 | Как вы относитесь к герою? | |
Задание 2-ой группе «Расскажи о герое»
№ | Критерии | Мужик |
1 | Кто это такой? | Очень бедный человек. Крестьянин |
2 | Чем занимается герой? | Живет, как все простые крестьяне, бедно. Ест похлебку. На последние гроши покупает соль. Но они берут сироту-племянницу к себе и лишатся очень нужной соли. Но семья живет в согласии. Лучше им есть пищу без соли, чем оставить на произвол судьбы племянницу. |
3 | Чем богат герой? | Добрым сердцем богат крестьянин |
| Как к нему относится автор? | Жалеет, но восхищается им. По его мнению, Ротшильду далеко до мужика |
4 | Какой он человек? | Мужик – самый добрый человек, несмотря на бедность и нищету |
4 | Как вы относитесь к герою? | |
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача»
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!