Урок литературы в 6 классе «Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы по рассказу "Бежин луг"»
Урок литературы в 6 классе по программе Г.С Меркина
Тема урока: Мастерство И.С Тургенева в изображении картин природы (по рассказу «Бежин Луг»)
Цель урока: выявить своеобразие изображения пейзажа в рассказе И.С
Тургенева «Бежин Луг» Этапы урока:
Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)
На уроках литературы, анализируя художественные произведения, мы часто обращаем внимание на картины природы, изображенные в них. Мы любуемся этими картинами, восхищаемся авторами, создавшими их. Вот и сегодня тема нашего урока Мастерство И.С Тургенева в изображении картин природы (по рассказу «Бежин Луг»)
Как одним словом можно назвать картину природы в произведении? (пейзаж)
Давайте вспомним, что мы с вами знаем по данной теме. Для этого заполним таблицу
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
|
|
|
Учащиеся работают с таблицей, заполняют первую колонку.
Мы с вами говорим сейчас о каком-то конкретном пейзаже или вообще о любом? (да, о любом)
Таким образом, исходя из темы, что мы хотим узнать, что станет целью нашего урока? (Каков пейзаж именно у И.С Тургенева, в чем его своеобразие?)
Делаем запись во второй колонке таблицы (хотим узнать).
Стадия осмысления.
Для достижения цели обратимся к тексту рассказа.
Какое время года изображено? (лето)
А время суток? (утро, день, ночь)
Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа проанализирует свой эпизод по указанным критериям.
3 группы:
Утренний пейзаж
Картины летнего дня
Пейзаж ночной
Каждая группа получает все три карточки и анализирует свой эпизод.
Карточка№1В картине _________И.С. Тургенев изображает такие предметы как
______________________ и дает им небольшую
характеристику_____________________________________________.
Карточка №2Для создания этой картины автор использует такие выразительные средства как
__________________________________________________________________ _________.
Карточка №3_____________ пейзаж вызывает у героя ___________________ чувства. Определить это помогают слова _____________________________________.
Учащиеся распределяют задания в группе, анализируют картины, выступают, заслушивают выступления других групп.
Много ли знакомых вам выразительных средств использует автор, создавая пейзажные зарисовки? (нет)
Но картины не стали от этого менее красивыми. Так в чем же секрет И.С Тургенева? Хотите узнать, вернемся к тексту.
Найдите слова, обозначающие цвет ( идет поиск слов, учащиеся называют их, анализируют). Вот мы и познакомились с понятием цветопись. А еще в тексте много слов, которые помогают нам услышать происходящее вокруг. (находят эти слова, определяют их значение). Именно это помогает читателю глубоко прочувствовать пейзаж. У читающих возникает ощущение того, что он присутствует на этом месте.
Возвращаемся к таблице и заполняем 3 колонку(узнали).
Стадия рефлексии.
Подвести итог нашему разговору поможет синквейн (Коллективная работа по составлению синквейна «Пейзаж Тургенева»)
Сильным учащимся предложено написать пятиминутное эссе по теме урока.
Возвращаемся к цели урока, выясняем, удалось ли выполнить намеченное.
Далее подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание: по аналогии с прочитанным текстом составить пейзажную зарисовку по личным наблюдениям «Зимний день» или нарисовать иллюстрацию по теме урока, подобрав к ней строки из рассказа И.С. Тургенева «Бежин Луг»