12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана21
Ростовская обл.
8

Урок литературы в 7 классе на тему «Волшебное искусство хокку».



Урок литературы в 7 классе на тему «Волшебное искусство хокку».


Цель урока: вызвать интерес к японской культуре, познакомиться с японскими лирическими стихами – хокку (хайку), выявить своеобразие поэтики.


Тип урока: изучение нового материала в дистанционной форме на платформе zoom.


I. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.


-Ребята сегодня мы проводим дистанционный урок литературы в формате видеоконференции. Я предлагаю вашему вниманию первый слайд презентации. Скажите, что вы видите? (1слайд: розовый фон).

Предположим, что вы психологи, какой энергетический заряд несет в себе данный цвет? Почему?

С чем может ассоциироваться розовый цвет?

Согласно психологии цвета, розовый представляет сладость, женственность, очарование, ассоциируется с чистотой, молодостью, нежностью, романтикой, красотой, окрыленностью.

В следующий слайд я добавляю символ и музыкальное сопровождение. (2слайд: на экране японский иероглиф, звучит мелодия «Японская сакура»). Какие образы и ассоциации возникают у вас при прослушивании данной мелодии?

Как бы вы назвали данный фрагмент? Почему? Можно ли по мелодии определить национальность автора и страну, в которой он проживает?

Добавляем еще одну подсказку (3слайд: гора Фудзияма).

-Что можем сказать теперь? Эта гора является символом данной страны. Назовите название горы и страну, в которой она находится.

Фудзияма почитается как священная гора и является визитной карточкой Японии.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить об удивительной стране -Японии. (4 слайд: Япония)

Как вы думаете, с каким японским деревом может ассоциироваться розовый цвет?

Розовый цвет –это цвет сакуры – национального символа Японии. (5 слайд:

сакура)

С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня – сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления, потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.

На втором слайде были представлены иероглифы, обозначающие данный цвет.

Музыкальный фрагмент назывался «Японская сакура», и в нем явно прослеживаются мотивы весны, цветения сакуры, нежности.

-Ребята, а что вы знаете о Японии? Чем еще могут гордиться японцы? (Марки автомобилей, мотоциклов, восточные единоборства, бытовая техника)

Япония – это не только современные технологии, развитая промышленность, единоборства. В нашу сегодняшнюю жизнь прочно вошли оригами, икебана, нэцкэ. Не раз вы, наверное, слышали о самураях. (6 слайд: икебана)

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику. Им посвящен осенний Праздник Хризантем. Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы – высшей награде Японии

(7 слайд)

Хризантема

Также важной частью культуры Страны Восходящего Солнца является Чайная церемония. Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. (8 слайд: Чайная церемония)


Все рассмотренные нами понятия и явления являются неотъемлемой частью культуры Японии. Культуры, которая имеет многовековую историю, традиции в которой сохраняются неизменными на протяжении многих столетий.

Одна из особенностей культуры Японии заключается в том, что жизнь японца неотделима от жизни природы. И искусство отражает эту тесную взаимосвязь. Закономерно, что и в литературе тема родной природы, ее красоты, тема единения человека и природы занимает одно из ведущих мест.


3. Мотивация к обучению. Постановка цели урока.


Что любопытного мы знаем о литературе Японии? Поэзии?

Хотелось бы вам узнать об этом больше?

Сегодня мы познакомимся с чудом японской поэзии-хокку. И не только познакомимся, но и попытаемся самостоятельно в конце занятия сочинить хокку. (9 слайд: Тема урока)

4. Изучение нового материала.


Известная переводчица японской поэзии писала: «В японском трехстишии собрана вся суть японской культуры». Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.


Перед вами детское стихотворение Агнии Барто.

«Мячик».

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


А теперь переделанный вариант в стиле хокку.


Мяч уронила 
В реку Татьяна, но он 
Что-то не тонет.


Неожиданно и непривычно, согласитесь.

Изменился порядок слов, количество строк.

Стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству. Это гармонирует с природой Японии, где растут карликовые сосны, где сад часто состоит из крошечного участка, на котором разбросаны 5-7 камней. Так и в хокку первая и третья строфа содержит 5 слогов, вторая -7 (впрочем, признанные мастера часто нарушали этот закон, а русский перевод часто страдал из- за ограничения в слогах)

Давайте прочтем хокку известного японского поэта Мацуо Басе 


Ива склонилась и спит,

И кажется мне, что соловей на ветке –

Это ее душа.

-Что вы представили? Авторы хокку ставили перед собой задачу не описать, а передать свое настроение, переживание в данный момент времени.

Кто является героями хокку? (природа, человек)

Почему японцы поклонялись явлениям природы?

Японцы поклонялись предметам и явлениям не из страха перед грозными силами природы, а из чувства благодарности.


Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же…

Исса.

-Почему автор хокку сравнивает нашу жизнь с росинкой?

Как вы объясните постановку многоточия в конце стихотворения?


В хокку есть недосказанность, намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст. Способность будить воображение – главное свойство японской поэзии.


Каждое стихотворение ОБЯЗАТЕЛЬНО ПУБЛИКУЕТСЯ на отдельной странице.

– Для чего?

Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, пропустить написанное сквозь свое восприятие, проникнуться атмосферой стихотворения.

Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Хокку используется в психотерапии.

Сочиняя хокку можно выйти за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное, чтобы написать стихотворение хокку, не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно.


Любители хокку часто собирались за чашечкой чая и читали наизусть стихи, сложенные знаменитыми стихотворцами. А некоторые и сами пробовали сочинять. Иногда устраивали состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, о кукушке или о заходящем солнце. Получалось весело и интересно.

Вот и мы сегодня с вами попробуем сочинить свое хокку на злобу дня. Но для начала давайте еще раз закрепим свои знания.

Итак, правила:

1) 5*7*5

2) Недосказанность.

3) Отсутствие рифмы.

4) Выглядит как маленькая зарисовка, картинка.

5) Передает взаимоотношение внутреннего мира автора с миром природы.

6) Повествование только в реальном, настоящем времени.

7) В трех строках описывается ситуация «здесь и сейчас».

8) Первая строка отвечает на вопрос ГДЕ? (на данный момент мы находимся на дистанционном уроке в связи с самоизоляцией)

9) Вторая отвечает на вопрос ЧТО происходит?

10) Третья отвечает на вопрос КТО герой настоящего момента?

А теперь попытайтесь сочинить хокку! Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…


5. Рефлексия.

Итогом нашего занятия стали сочиненные хокку.


Сидим мы дома

И скучаем по школе.

И нам грустно всем.


На карантине

Думаю о друге я,

О смысле жизни.


Сидя за столом,

Начинаю понимать,

Как рад всех видеть.


Мы на уроке

И снова вместе с вами.

Ура, случилось!


На карантине

Мы изучаем хокку.

Вирус, уходи!



桃色

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.