Урок изобразительного искусства в 4 классе «Уроки волшебного карандаша. Светотень»

5
0
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потом не навязывай им заблуждений рассудка.

Лукреций.

Тема урока: Уроки волшебного карандаша. Светотень.

Цель урока:

познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; научить выполнять штриховку простым карандашом с передачей светотени.

Задачи урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, линейки, раздаточный материал с иллюзиями.

  • развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

    формирование умение работать коллективно, давать взаимооценку;

    содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

    формирование понятия “иллюзия”, систематизация иллюзий, выяснение причин их появления, наблюдение иллюзий.

    развивать умения и навыки использования техники штриховки в работе.

    продолжать развитие творческой активности и мышления учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент урока

Слайд1.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу начать наш урок  со слов И.В.Гёте:

Мирозданье поистигая,
Все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

Учитель: Не случайно я прочла эти стихи. Мы сегодня на уроке постараемся разобраться в некоторых загадках, которые нам преподносит сама природа человека.

II. Мотивация урока

Учитель: Доверяя зрению, мы нередко обнаруживаем, что наше суждение об увиденном оказывается обманчивым, ложным. В русском языке, когда нет полной уверенности в том, что говорится, собеседник скажет: “По-видимому, или одна видимость”. А можно ли доверять тому, что мы видим? Всё ли мы видим? Мы часто говорим об “обмане зрения”, “обмане слуха”, но ведь обманов чувств нет. Философ Кант сказал: “Чувства не обманывают нас, – не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят”. В данном случае судит наш собственный мозг.

«Посредством глаза, но не глазом
Смотреть на мир умеет разум»

Уильям Блейк (1757-1827)

III. Изучение нового материала

Учащимся, которые разделены на группы, раздаются картинки с иллюзиями. (Иллюзия Мюллера-Лайера «стрелки», Иллюзия Эббингауза-Титченера «круги»,иллюзия Вундта-Фика

или перевёрнутое “Т”.)Сравнить длину стрелок, карандаша, размер окружности.

Учитель: Проверим работу групп.

1 группа.

-Какова длина стрелок?(одна длиннее другой)

-Как это проверить?(измерить длину)

-Измерьте длину стрелок.(одинаковая)

-Почему так происходит?

Слайд2-3.

- Иллюзия заключается в том, что одна из стрелок визуально кажется длиннее другой, хотя в обоих случаях линии стрелок абсолютно одинаковой длинны.

2 группа.

-Каковы размера среднего круга?(один больше другого).

-Как это проверить?(измерить радиус)

-Измерьте радиус.(одинаковый)

-Почему так происходит?

Слайд 4-5.

-Это иллюзия, при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов .

3 группа.

-Какова длина карандашей?(один длиннее другого)

-Как это проверить?(измерить длину)

-Измерьте длину карандашей.(одинаковая)

-Почему так происходит?

Слайд 6.

-Один карандаш разделен пополам другим, отсюда иллюзия разной длины.

Вывод: Не всегда можно верить собственным органам чувств: зрению.

Слайд 7.

-Хотите подробнее узнать об иллюзиях?(Да).

Слайд 8-11.

- Это иллюзия движения. Причина этой иллюзии в особенности зрения и восприятия.

Слайд 12.

- Текст этой иллюзии дал ответ на вопрос.

Слайд 13.

-Этот рисунок на асфальте кажется объемным и реалистичным.

-Откуда можно взять дополнительную информацию об иллюзиях?(справочники, книги, интернет).

-А вы хотите создать свою иллюзию?

Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на странице 8-9.

Слайд 14.

-Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. Какая иллюзия здесь? (иллюзия глубины)зала.

-Какой прием рисования будем использовать?(Штриховка простым карандашом).

-Кажется, что это проход из освещенного помещения в неосвещенное. Передача освещения с помощью светлых и темных тонов называется в изобразительном искусстве светотенью. Светотень играет большую роль. Благодаря светотени можно изобразить объемность предметов. Светотень передает бесконечное разнообразие света и тени. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.

-Как называются в рисунке освещенные части предметов? (Светом).

-А неосвещенные? (Тенью).

-Как называется участок перехода от света к тени?( Полутень).

-Как из света получить полутень? (Добавить количество слоев штриховки).

Слайд 15.

-Как получить тень? (Добавить количество слоев штриховки).

-Сначала косыми штрихами заштрихуйте весь рисунок.

-Добавьте штрихи в более темную область, изменив их направление.

-Закончите работу, добейтесь эффекта глубины.

Выставка работ учащихся.

-Кому из ребят удалось наиболее реалистично передать эффект глубины?(Вручаю медальки детям с наиболее реалистичными работами).

Рефлексия.

Слайд 16.

Домашнее задание.

-Создадим коллективный проект «Моя иллюзия» тех примеров иллюзий, которые применяются в жизни. Найти материал можно в окружающем вас мире, в интернете, справочниках и т.д.


Презентация урока изобразительного искусства в 4 классе.
PPT / 2.98 Мб

Предварительный просмотр презентации

Уроки волшебного карандаша (светотень) Мирозданье постигая, Все познай, не отбирая: Что – внутри, во внешнем сыщешь; Что – вовне, внутри отыщешь. Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки. И.В.Гёте

Иллюзия Мюллера-Лайера (1889) Иллюзия Мюллера-Лайера (1889) Иллюзия заключается в том, что одна из стрелок визуально кажется длиннее другой, хотя в обоих случаях линии стрелок абсолютно одинаковой длинны. Какая из стрелок длиннее?

Варианты иллюзии Мюллера-Лайера Варианты иллюзии Мюллера-Лайера

Иллюзия Эббингауза-Титченера (1902) Иллюзия контраста Иллюзия, при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов Что бы убедиться, что круги одинаковые, конечно же, можете воспользоваться линейкой, но можно и без нее. Закройте один глаз и посмотрите в условную точку посредине между кругами. Несколько секунд спустя, вы увидите, что они одинаковые

Варианты иллюзии Эббингауза-Титченера

Это вертикально-горизонтальная иллюзия. Обе линии имеют одинаковую длину, однако вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной. Это вертикально-горизонтальная иллюзия. Обе линии имеют одинаковую длину, однако вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной. Иллюзия Вундта-Фика или перевёрнутое “Т” (1851)

Ну что, есть желание ещё обмануть свои глаза? Ну что, есть желание ещё обмануть свои глаза? Тогда смотри…

Эти колеса крутятся только в твоём воображении. Эти колеса крутятся только в твоём воображении.

Эти птицы не летают.

Другой пример движения.

Кажется что изображение пульсирует? Это не так. Кажется что изображение пульсирует? Это не так.

Читайте текст до конца, не обращая внимание на то, что он как-то не так выглядит...

Рисунки на асфальте

<номер> Сегодня на уроке я... научился было интересно где могу использовать мои ощущения больше всего понравилось...

Домашнее задание. Создадим коллективный проект « Моя иллюзия» тех примеров иллюзии, которые можно применять в жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.