12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгополова Виктория Александровна93
Россия, Ставропольский край, с. Кочубеевское
5

Урок изобразительного искусства в 4 классе «Уроки волшебного карандаша. Светотень»



Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потом не навязывай им заблуждений рассудка.

Лукреций.

Тема урока: Уроки волшебного карандаша. Светотень.

Цель урока:

познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; научить выполнять штриховку простым карандашом с передачей светотени.

Задачи урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, линейки, раздаточный материал с иллюзиями.

  • развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

    формирование умение работать коллективно, давать взаимооценку;

    содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

    формирование понятия “иллюзия”, систематизация иллюзий, выяснение причин их появления, наблюдение иллюзий.

    развивать умения и навыки использования техники штриховки в работе.

    продолжать развитие творческой активности и мышления учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент урока

Слайд1.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу начать наш урок  со слов И.В.Гёте:

Мирозданье поистигая,
Все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

Учитель: Не случайно я прочла эти стихи. Мы сегодня на уроке постараемся разобраться в некоторых загадках, которые нам преподносит сама природа человека.

II. Мотивация урока

Учитель: Доверяя зрению, мы нередко обнаруживаем, что наше суждение об увиденном оказывается обманчивым, ложным. В русском языке, когда нет полной уверенности в том, что говорится, собеседник скажет: “По-видимому, или одна видимость”. А можно ли доверять тому, что мы видим? Всё ли мы видим? Мы часто говорим об “обмане зрения”, “обмане слуха”, но ведь обманов чувств нет. Философ Кант сказал: “Чувства не обманывают нас, – не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят”. В данном случае судит наш собственный мозг.

«Посредством глаза, но не глазом
Смотреть на мир умеет разум»

Уильям Блейк (1757-1827)

III. Изучение нового материала

Учащимся, которые разделены на группы, раздаются картинки с иллюзиями. (Иллюзия Мюллера-Лайера «стрелки», Иллюзия Эббингауза-Титченера «круги»,иллюзия Вундта-Фика

или перевёрнутое “Т”.)Сравнить длину стрелок, карандаша, размер окружности.

Учитель: Проверим работу групп.

1 группа.

-Какова длина стрелок?(одна длиннее другой)

-Как это проверить?(измерить длину)

-Измерьте длину стрелок.(одинаковая)

-Почему так происходит?

Слайд2-3.

- Иллюзия заключается в том, что одна из стрелок визуально кажется длиннее другой, хотя в обоих случаях линии стрелок абсолютно одинаковой длинны.

2 группа.

-Каковы размера среднего круга?(один больше другого).

-Как это проверить?(измерить радиус)

-Измерьте радиус.(одинаковый)

-Почему так происходит?

Слайд 4-5.

-Это иллюзия, при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов .

3 группа.

-Какова длина карандашей?(один длиннее другого)

-Как это проверить?(измерить длину)

-Измерьте длину карандашей.(одинаковая)

-Почему так происходит?

Слайд 6.

-Один карандаш разделен пополам другим, отсюда иллюзия разной длины.

Вывод: Не всегда можно верить собственным органам чувств: зрению.

Слайд 7.

-Хотите подробнее узнать об иллюзиях?(Да).

Слайд 8-11.

- Это иллюзия движения. Причина этой иллюзии в особенности зрения и восприятия.

Слайд 12.

- Текст этой иллюзии дал ответ на вопрос.

Слайд 13.

-Этот рисунок на асфальте кажется объемным и реалистичным.

-Откуда можно взять дополнительную информацию об иллюзиях?(справочники, книги, интернет).

-А вы хотите создать свою иллюзию?

Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на странице 8-9.

Слайд 14.

-Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. Какая иллюзия здесь? (иллюзия глубины)зала.

-Какой прием рисования будем использовать?(Штриховка простым карандашом).

-Кажется, что это проход из освещенного помещения в неосвещенное. Передача освещения с помощью светлых и темных тонов называется в изобразительном искусстве светотенью. Светотень играет большую роль. Благодаря светотени можно изобразить объемность предметов. Светотень передает бесконечное разнообразие света и тени. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.

-Как называются в рисунке освещенные части предметов? (Светом).

-А неосвещенные? (Тенью).

-Как называется участок перехода от света к тени?( Полутень).

-Как из света получить полутень? (Добавить количество слоев штриховки).

Слайд 15.

-Как получить тень? (Добавить количество слоев штриховки).

-Сначала косыми штрихами заштрихуйте весь рисунок.

-Добавьте штрихи в более темную область, изменив их направление.

-Закончите работу, добейтесь эффекта глубины.

Выставка работ учащихся.

-Кому из ребят удалось наиболее реалистично передать эффект глубины?(Вручаю медальки детям с наиболее реалистичными работами).

Рефлексия.

Слайд 16.

Домашнее задание.

-Создадим коллективный проект «Моя иллюзия» тех примеров иллюзий, которые применяются в жизни. Найти материал можно в окружающем вас мире, в интернете, справочниках и т.д.


Презентация урока изобразительного искусства в 4 классе.
PPT / 2.98 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.