Урок изобразительного искусства в 4 классе «Уроки волшебного карандаша. Светотень»
Пояснительная записка к презентации
Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потом не навязывай им заблуждений рассудка.
Лукреций.
Тема урока: Уроки волшебного карандаша. Светотень.
Цель урока:
познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; научить выполнять штриховку простым карандашом с передачей светотени.
Задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, линейки, раздаточный материал с иллюзиями.
-
развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
формирование умение работать коллективно, давать взаимооценку;
содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
формирование понятия “иллюзия”, систематизация иллюзий, выяснение причин их появления, наблюдение иллюзий.
развивать умения и навыки использования техники штриховки в работе.
продолжать развитие творческой активности и мышления учащихся.
ХОД УРОКА
Организационный момент урока
Слайд1.
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу начать наш урок со слов И.В.Гёте:
Мирозданье поистигая,
Все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
Учитель: Не случайно я прочла эти стихи. Мы сегодня на уроке постараемся разобраться в некоторых загадках, которые нам преподносит сама природа человека.
II. Мотивация урока
Учитель: Доверяя зрению, мы нередко обнаруживаем, что наше суждение об увиденном оказывается обманчивым, ложным. В русском языке, когда нет полной уверенности в том, что говорится, собеседник скажет: “По-видимому, или одна видимость”. А можно ли доверять тому, что мы видим? Всё ли мы видим? Мы часто говорим об “обмане зрения”, “обмане слуха”, но ведь обманов чувств нет. Философ Кант сказал: “Чувства не обманывают нас, – не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят”. В данном случае судит наш собственный мозг.
«Посредством глаза, но не глазом
Смотреть на мир умеет разум»
Уильям Блейк (1757-1827)
III. Изучение нового материала
Учащимся, которые разделены на группы, раздаются картинки с иллюзиями. (Иллюзия Мюллера-Лайера «стрелки», Иллюзия Эббингауза-Титченера «круги»,иллюзия Вундта-Фика
или перевёрнутое “Т”.)Сравнить длину стрелок, карандаша, размер окружности.
Учитель: Проверим работу групп.
1 группа.
-Какова длина стрелок?(одна длиннее другой)
-Как это проверить?(измерить длину)
-Измерьте длину стрелок.(одинаковая)
-Почему так происходит?
Слайд2-3.
- Иллюзия заключается в том, что одна из стрелок визуально кажется длиннее другой, хотя в обоих случаях линии стрелок абсолютно одинаковой длинны.
2 группа.
-Каковы размера среднего круга?(один больше другого).
-Как это проверить?(измерить радиус)
-Измерьте радиус.(одинаковый)
-Почему так происходит?
Слайд 4-5.
-Это иллюзия, при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов .
3 группа.
-Какова длина карандашей?(один длиннее другого)
-Как это проверить?(измерить длину)
-Измерьте длину карандашей.(одинаковая)
-Почему так происходит?
Слайд 6.
-Один карандаш разделен пополам другим, отсюда иллюзия разной длины.
Вывод: Не всегда можно верить собственным органам чувств: зрению.
Слайд 7.
-Хотите подробнее узнать об иллюзиях?(Да).
Слайд 8-11.
- Это иллюзия движения. Причина этой иллюзии в особенности зрения и восприятия.
Слайд 12.
- Текст этой иллюзии дал ответ на вопрос.
Слайд 13.
-Этот рисунок на асфальте кажется объемным и реалистичным.
-Откуда можно взять дополнительную информацию об иллюзиях?(справочники, книги, интернет).
-А вы хотите создать свою иллюзию?
Работа в тетради.
-Откройте тетрадь на странице 8-9.
Слайд 14.
-Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. Какая иллюзия здесь? (иллюзия глубины)зала.
-Какой прием рисования будем использовать?(Штриховка простым карандашом).
-Кажется, что это проход из освещенного помещения в неосвещенное. Передача освещения с помощью светлых и темных тонов называется в изобразительном искусстве светотенью. Светотень играет большую роль. Благодаря светотени можно изобразить объемность предметов. Светотень передает бесконечное разнообразие света и тени. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.
-Как называются в рисунке освещенные части предметов? (Светом).
-А неосвещенные? (Тенью).
-Как называется участок перехода от света к тени?( Полутень).
-Как из света получить полутень? (Добавить количество слоев штриховки).
Слайд 15.
-Как получить тень? (Добавить количество слоев штриховки).
-Сначала косыми штрихами заштрихуйте весь рисунок.
-Добавьте штрихи в более темную область, изменив их направление.
-Закончите работу, добейтесь эффекта глубины.
Выставка работ учащихся.
-Кому из ребят удалось наиболее реалистично передать эффект глубины?(Вручаю медальки детям с наиболее реалистичными работами).
Рефлексия.
Слайд 16.
Домашнее задание.
-Создадим коллективный проект «Моя иллюзия» тех примеров иллюзий, которые применяются в жизни. Найти материал можно в окружающем вас мире, в интернете, справочниках и т.д.
Презентация урока изобразительного искусства в 4 классе.
PPT / 2.98 Мб